Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 2 — Почему Тора так строго относится к греху злословия?

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

369
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 2. Почему Тора так строго относится к греху злословия? (продолжение темы)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Есть еще одна причина этого. Известно, что в соответствии с тем, как человек, с его душевными качествами, ведет себя в этом мире, он пробуждает вверху, в высшем мире, каждое из качеств сообразно его природе. Если человек «переступает» через свои качества [требовательности, придирчивости, и заставляет себя поступать вопреки им] и несет людям добро и милосердие, то он пробуждает соответственно этому на небесах качество милосердия, и Всевышний являет миру милосердие ради него. И – «от плода уст человека насытится душа его» (по Мишлей, 18:20), – он сам тоже удостаивается того, что Всевышний будет проявлять к нему милосердие и прощать ему грехи, как сказали наши мудрецы (Шабат, 151б): «Каждого, кто жалеет людей, жалеют на Небесах», и еще (Йома, 23а): «Каждому, кто “переступает” через свои качества, прощают все его грехи». И в святой книге Зоар, гл. Эмор, сказано: «Мы учим, что действие, совершенное в нижнем мире, пробуждает действие в высшем мире. Если человек совершает верное действие в нижнем мире, это пробуждает силу добра в высшем мире. Если человек сделал хесед (добро) в этом мире – пробуждается хесед наверху, и присутствует в этот день, и украшается день этот хеседом как короной ради него. И если человек ведет себя милосердно внизу, то он пробуждает милосердие на этот день, и этот день украшается милосердием как короной ради него. И тогда тот день становится для него защитником в час нужды и т. д. Той же мерой, которой человек “отмеривает” [ведет себя с другими], “отмеривают” ему. Хорош удел того, кто показывает достойное дело внизу, – ведь в полной мере от действия зависит пробуждение другого действия [в ответ – наверху]».

Но если человек, согласно свойствам своим, постоянно ведет себя с людьми неуступчиво и без жалости, он усиливает наверху меру суда над миром, а также над самим собой, поскольку «той же мерой, которой человек “отмеривает”, “отмеривают” ему», и когда судят дела его [на небесах], не уступают ему ничего. Это имели в виду наши мудрецы (Бава мециа, 30б): «Только за то разрушен был Иерусалим, что вели свои дела строго по закону Торы» [то есть требовали от других, сами не готовые что-либо уступить]. Казалось бы, разве не было у них множества грехов, о которых говорит Писание? Однако, согласно сказанному нами выше, все ясно: если бы поступали вопреки своим естественным качествам, то Всевышний тоже прощал бы им. Но они в делах своих ни в чем не уступали друг другу, следуя букве закона, – и потому Всевышний тоже вел себя с ними по мере строгого суда (как сказано в книге Толдот адам).

И если человек злословит на ближнего своего и возбуждает вражду против него, он пробуждает этим на Небесах обвинение против Израиля и дает силу Сатану, выступающему с обвинениями, как говорится об этом в святой книге Зоар (264б).

Есть один дух над теми, кто привык вести злоязычные разговоры. И когда пробуждаются люди к тому, чтобы вести эти разговоры, или один человек пробуждается к этому – тогда пробуждается тот нечистый злой дух, который наверху, и он называется сахсуха [что означает «конфликт, ссора»], и он пребывает над тем духом пробуждения к злоязычию, который привели в действие эти люди. И он поднимается наверх, и приводит этим пробуждением к злоязычию, к смерти, разрушению и убийству в мире. Горе тем, которые пробуждают эти силы зла и не хранят уста свои и язык, и не боятся, и не знают, что от пробуждения внизу зависит пробуждение вверху как к добру, так и к злу… И все обвинители будят того большого змея, чтобы он обвинял мир, и все – из-за того побуждения к злоязычию – побуждения, исходящего снизу.

И если мы лишь немного вдумается в эту страшную вещь, то сразу же поймем, почему Всевышний так строго относится к этому греху – строже, чем ко всем прочим, – до того, что не желает иметь дело с человеком, привычным к нему, и спасать его от бед. Далее приведем, если будет на то воля Всевышнего, от имени Сифри, и также написано в святой книге Зоар, гл. Шлах: «Сказал рабби Шимон: все прощает Всевышний, кроме злоязычия. Ибо известно, что любовь Всевышнего к народу Своему, Израилю, велика чрезвычайно, и они для него – “дорогой сын” и “милое дитя”, как сказано (Ирмияу, 31:19): “Сын дорогой Мой, Эфраим; ведь он – Мое милое дитя…”» И если есть у человека дорогой сын и милое дитя, и видит он, что этот сын не ведет себя как подобает, – он все равно покровительствует ему из-за своей великой любви, а если иногда и наказывает, то с великой милостью и жалостью. И если будут приходить к нему и рассказывать о многочисленных дурных делах сына, о том, как он ссорится и враждует с людьми по пустякам и порочит их, – нет сомнения, что возгорится на него гнев отца, и будет он бить и стыдить его; и кто виноват в этом? Тот, кто рассказал! Так и в нашем деле. Всевышний Сам знает обо всем, что делается тайно и открыто, как сказано (Ирмияу, 23:24): «Если спрячется человек в тайнике – разве не увижу Я его? – сказал Г-сподь». Но Он, тем не менее, из великой Своей любви к Израилю, не станет Сам делать человеку зло, как сказано об этом (Бемидбар, 23:21): «Не видел нечестия в Яакове», и как объясняет там Раши [что Он не относится к ним со всей строгостью, всматриваясь во все их плохие дела и проступки]. Однако когда приходит обвинитель и начинает рассказывать о тех дурных поступках, Всевышний как бы вынужден дать какой-то ответ [говоря, что земной властитель тоже реагирует, когда приходят к нему с жалобой на ту или иную несправедливость, как написано об этом в книгах]. Ибо так установил Властелин мира, что дела человека ведутся соответственно тому, что говорят о нем его защитники и обвинители.

Известно, что «пробуждение сверху» зависит от «пробуждения снизу», и потому, если в Израиле мир и нет злословия внизу, то и наверху Сатан не может обвинять, даже в таком, самом страшном, грехе, как идолопоклонство, не дай Б-г. Сказали в Мидраше Шир а-ширим, что даже если люди в Израиле поклоняются идолам, но при этом между ними царит мир, тогда как бы говорит Всевышний, что Сатан не может прикоснуться к ним, как сказано (Ошеа, 4:17): «Хабур (привязан) к идолам Эфраим – оставь его!» [Поскольку непонятно, почему, если Эфраим привязан к идолам, надо оставить его в покое, объясняет Мидраш, что слово «хабур» надо толковать двояко: прочно связаны они также и друг с другом; и хотя связаны с идолами оставь их в покое. Примеч. ред.] Имеется в виду, что Всевышний наделил Сатана именно таким свойством. И сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1), что в поколении царя Ахава [злодейского царя северного Израильского царства], хотя и служили идолам, но выходили на войну и побеждали, так как не было у них злословия. Доказательством тому служит то, что они не донесли на пророка Овадью, который укрыл и кормил сто пророков [когда Изевель, жена Ахава, преследовала и уничтожала пророков Всевышнего, см. Млахим I, 18:4], и, как будет здесь написано об этом далее (в гл. 4), общее правило во всем этом – «мера за меру». И потому так же, как человек обуздывает себя и сдерживает уста свои, чтобы не говорить дурного о ближнем и не возбуждать вражды к нему, – точно так и в высших мирах обвинитель не может открыть рот и возводить на того человека обвинения. Но это не так, не дай Б-г, если в нижнем мире среди евреев есть злословие. Тогда, помимо тех обвинений, которые говорящий дурное пробуждает против себя в высшем мире грехами своими, как говорится об этом далее от имени наших мудрецов, он пробуждает силу обвинения против всего Израиля – и приходит Сатан, чтобы обвинять Израиль в его грехах и требовать суда для него; и как бы против воли Своей вынужден [Всевышний] наказывать Израиль. И кто же был тому причиной? Тот, кто занимается злоязычием в нижнем мире!

[Я думаю, в этом состоит смысл стиха Торы (Бемидбар, 23:21): «Не видел нечестия в Яакове… Г-сподь, Б-г его, с ним, и любовь Царя (Всевышнего) с ним». Объяснение таково: когда «не видел»? В то время, когда «Г-сподь, Б-г его, с ним»! Но когда есть, не дай Б-г, грех злоязычия в Израиле, и это становится причиной устранения Шехины из Израиля, как говорится об этом в Мидраш раба, гл. Шофтим, – тогда, не дай Б-г, Всевышний придирчиво рассматривает все дела Израиля. (Примеч. автора)].

Из всего этого мы можем понять, насколько велика ненависть Всевышнего к злословящему. Ведь так же как отец, хотя и бьет сына, вынужденно исполняя волю того, кто рассказал ему [о плохом поступке сына], и, зная, что рассказ был правдив, – в сердце его, тем не менее, пробуждается великая ненависть к рассказчику – если только он, обдумав ситуацию, находит, что тот рассказывал не ради пользы сына, а чтобы опорочить его. Точно так же, и даже более того, у нас. Известно, что Всевышний любит человека больше, чем тот любит самого себя; Он желает Израилю только добра, чтобы не говорили о нем ничего плохого. Сказано в Писании (Йешаяу, 6:6, 7): «И сказал я: “Горе мне! Я погиб, ибо я человек с нечистыми устами, и среди народа, чьи уста нечисты, живу я”… И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его рицпа – уголь горящий… И коснулся он (им) уст моих, и сказал: “Вот, коснулось это уст твоих, и грех твой будет снят”». Объясняют наши мудрецы, что Всевышний повелел ангелу: «Сокруши уста [рицпа – намек: рцоц пе «сокруши уста»], говорящие дурное о сыновьях Моих!» (см. Ялкут Шимони, Йешаяу, 6, 406). А тот, кто говорит дурное, делает этим обратное [воле Всевышнего], и потому он отвратителен Всевышнему.

И когда вдумается человек с мудрым сердцем в приведенные выше слова святой книги Зоар, и внимательно вглядится в последствия, о которых сказано в ней, – его переполнят страх, трепет и содрогание перед тем, чтобы сказать что-то дурное о ближнем. Ведь если скажут человеку, чтобы он вошел сам или послал кого-то вместо себя войти в Святилище Всевышнего, предстать перед Ковчегом завета и произнести обвинительные речи против общины Израиля, причем не ложь, а то, о чем он знает, что это правда, – ясно, что даже худший из Израиля подвергнет себя опасности, но не возьмет на душу свою такой грех! А ведь именно так обстоит дело со злоязычием: злословие и обвинение, пробуждаемые устами его, поднимаются наверх, к Трону Славы, как об этом ясно сказано в Тана де-Вей Элияу, гл. 18, где сказано: «Как злодеи занимаются злоязычием, и оно поднимается до Трона Славы – точно так же и т. д.». И тот злодей пробуждает таким образом большого обвинителя против общины Израиля, как это приведено выше от имени святой книги Зоар.

И из всего этого мы можем понять, сколь велико наказание, которое должно прийти за этот тяжкий грех как в этом мире, так и в мире будущем, и потому предупреждает нас царь Давид, мир ему: если мы желаем жизни вечной в будущем мире и хороших дней в этом мире, то должны прежде всего хранить язык свой от зла. И насколько же мы должны стыдиться перед Всевышним того, что молимся перед ним в Грозные дни: «Заставь умолкнуть обвинителя и возьми вместо него защитника», – а сами злословием своим пробуждаем обвинителя и даем ему силу обвинять! Так пусть же Всевышний водворит между нами любовь и братство, мир и дружбу!

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53312