Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Тора — Глава 4 — Суровость наказания того, кто отстраняется от изучения Торы — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1199
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Тора

Глава 4. Суровость наказания того, кто отстраняется от изучения Торы (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Из всего, что мы писали о величии награды за изучение Торы, как в этом мире, так и в будущем, сразу становится ясным и то, сколь велико наказание за пренебрежение ее изучением. Сказано в Сифри: так же, как награда за изучение Торы больше, чем за все другие заповеди, так и наказание за пренебрежение этой заповедью больше, чем за все другие грехи.

Сказано в Пиркей Авот (6:2): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: каждый день бат‑­коль(более низкая форма пророческого откровения, вещий голос) исходит от горы Хорев [Синай] и возвещает: “Горе людям, наносящим обиду Торе!”» И сказано в книге «Зоар Хадаш», что будущий день суда, о котором сказано (Малахи, 3:19): «Ибо вот: день приходит, пылающий как печь и т. д.», – это день, в который нашему учителю Моше, мир ему, предстоит взыскать за обиды, нанесенные Торе, как сказано в мишне: «Горе людям, наносящим обиду Торе!» Ведь корень святости ее, как известно, выше всех миров. Потому, действительно, обида Торы очень велика, когда наносят ее сыны человеческие – творения материальные, основа которых – прах земной.

Написано в книге «Маалот а-Тора»: Человек должен принять близко к сердцу следующее. Если бы нижайшего из людей удостоил служения царю великому и грозному наравне со служением всех знатнейших мужей царства, то нет сомнения, что тот человек испытал бы огромную, беспредельную радость, даже не получая никакой платы, и тем более не отстранял бы себя от этого служения. Так насколько же больше должен радоваться человек, который удостоился изучать святую Тору! Ведь все ангелы Служения с наслаждением заняты ею постоянно, и все праведники в райском саду изучают ее. И уж никак не должен отстранять себя от нее! Сказали наши мудрецы: когда человек занимается Торой, окружают его ангелы, сотворенные из дыхания уст его – сколько видит глаз; и он – посреди них.

Само собой становится понятным наказание оставляющего Тору, о котором сказано (Йешаяу, 1:28): «И оставляющие Г-спода исчезнут». Горе от того стыда и горе от того позора! Что делать такому человеку в день суда? Есть ли предел его наказанию? Насколько велика награда – настолько велико и наказание для оставляющего Тору.

И пусть представит себе человек такую картину. Великий и грозный царь увидел человека, валяющегося в куче отбросов, израненного, покрытого глубокими язвами и лишенного всего. Он понравился царю, и тот приказал отмыть его от всей грязи, которая на нем, и излечил от всех его недугов, так что сделался человек совершенно здоровым. Нарядили его в дорогие одежды и украсили драгоценными камнями и жемчугом. Царь предоставил в его распоряжение все свои сокровищницы, и доверил ему управлять всеми делами царства, отдал дочь свою ему в жены. Царь возвеличил его над всеми вельможами и царскими слугами – до того, что велел всем знатным людям его царства, чтобы они прислуживали перед ним в дорогих одеждах и исполняли все его пожелания.

И вот – в то время как он одет в царские одежды и украшен драгоценными камнями, и все знатные люди царства шествуют перед ним и освещают ему фонарями дорогу, – в это самое время он увидел мальчишек, которые роются в мусорной куче, выискивают камушки и играются с ними, и позавидовал он им, и стал вести себя как они. Сбросил с себя дорогие одежды, погнушался утонченными удовольствиями своего высокого положения, оставил всех знатных людей царства, которые шли перед ним. Заново окунулся весь в грязь и мусор, перепачкался в нем, и обжился в нем, как прежде.

Есть ли предел наказанию этого человека, который унизил честь царя и его служителей, исполнителей его воли, и пачкает драгоценные одежды? Притча эта совершенно ясна: во сколько же раз большее наказание уготовано оставляющим Тору и отделяющим себя от нее, чтобы погрузиться в ничтожные дела этого мира!

Из этого становится понятным сказанное нашими мудрецами (Брахот, 5а): «Каждому, кто может заниматься Торой и не занимается, Всевышний посылает неприглядные страдания, которые поражают его, как сказано (Теилим, 39:3): “Онемел я в безмолвии, замолчал о добре, и боль моя неприглядною стала”», и “добро” – это не что иное, как Тора». И это – по принципу «мера за меру»: этот человек опозорил Тору, сделав ее для себя чем-то ненужным, и потому сам оказался опозоренным на глазах у всех.

Еще сказали мудрецы (Брахот, 63а): «У каждого, кто проявляет слабость в изучении Торы, нет сил устоять в день бедствия, как сказано (Мишлей, 24:10): “Оказался ты слабым в день беды; цар [скудна] сила твоя”». А вот что сказано по поводу этого стиха в святой книге «Зоар» (Берешит, 174): «В час, когда человек проявляет слабость в Торе и идет путями негодными, много врагов приуготовлены ему, чтобы обвинять его в день беды. И даже душа человека, которая есть сила и крепость его, – она становится врагом его, как сказано: “Цар [притеснитель] – сила [душа] твоя”. Что значит “оказался ты слабым”? Это о том, кто ослабляет [свою связь] со Святым благословенным, чтобы не укрепить себя, держась за Святого благословенного. И как же может человек укрепить себя через Святого благословенного? Тот, кто укрепляет себя в Торе – укрепляет себя посредством Древа жизни и придает мощь Шехине; и множество защитников постоят за него, чтобы напомнить хорошее о нем и т. д.».

Еще сказано в Пиркей Авот (3:8): «Раби Меир сказал: каждому, кто забыл одно слово из выученного им, Писание засчитывает это как смертельную провинность, как сказано (Дварим, 4:9): “Только берегись и очень оберегай свою душу” и т. д.».

Еще из-за этого отягощается иго идолопоклонников на народе Израиля, как говорит мидраш (Эйха Раба, Птихта) на стих (Йешаяу, 5:24): «Как пожирает солома язык огня»; солома – это Эсав, а огонь – Яаков. Разве есть солома, пожирающая огонь? Когда же это происходит? «Ибо погнушались Торой Г-спода» – и потому «корень их подобным тлену будет», – не поможет им заслуга их отцов.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=17723