Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 11 — О том, сколь велика награда оберегающего свой язык

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

284
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 11. О том, сколь велика награда оберегающего свой язык в этом мире и в будущем, а также о возвышенности мира

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Есть в оберегании языка еще несколько святых духовных достоинств:

1. Спасение от всех наказаний, положенных за этот грех, как говорилось выше.

2. Человек может быть уверен, что удостоится самого желанного [цельного удела в мире грядущем] и ничего не потеряет, тогда как без этого он может остаться с пустыми руками, не дай Б-г, как говорилось выше в главах 3 и 4 в приведенном там мидраше.

3. Он именуется иш – «человек, муж», как сказано (Теилим, 34:13): «Кто он – человек, желающий жизни и т. д.», ведь без этого его определение – всего лишь «живой», но не «говорящий». И в мидраше Шохар Тов (на стих Йешаяу, 57:20) говорится: «“А злодеи – как море бушующее”, – как море выбрасывает всю грязь на берег свой, так и злодеи выбрасывают грязь на уста».

4. Так же как он усмиряет самого себя, воздерживаясь от обвинений, и изо всех сил ищет оправдания, – так и наверху оправдывают его ангелы служения, как говорит об этом мидраш Мишлей.

Также в заслугу этого человек удостаивается того, что облачается духом святости, как говорится в святой книге Зоар, гл. Хукат: «Всякий, кто оберегает свои уста и язык, удостаивается облачиться духом святости».

Также человек приводит на себя в этом мире благотворное влияние, как говорит мидраш Мехильта (Мишпатим) на стих Торы (Шмот, 22:30): «“И мяса трефа [растерзанного] в поле не ешьте; собаке бросайте его”, – это учит тебя, что Всевышний не лишает награды никакое из творений. Ведь сказано (Шмот, 11:7): “А у всех сынов Израиля не навострит пес языка своего (не будет лаять)” [при выходе сынов Израиля из Египта, и в заслугу этого дана им трефа], – если это так по отношению к животному, то тем более – к человеку, и не будет он лишен награды».

Также и за каждый миг, когда он оберегает себя от злословия, удостаивается высокой ступени в райском саду, как пишет Гаон, наш учитель Элияу (из Вильно) на основании мидраша: за каждое мгновение, когда человек заставляет себя молчать, он удостаивается света сокрытого, такого, что никакой ангел и никакое творение не могут себе представить.

И еще он спасает себя этим от геинома (ада), как говорит мидраш Танхума (Мецора, 2): «Сказал Всевышний: если вы хотите спастись от геинома – отдалите себя от злоязычия, и вы удостоитесь и в этом мире, и в мире будущем, как сказано: “Кто он – человек, желающий жизни и т. д.”»

Есть еще одна великая ступень святости, связанная с обереганием языка, это качество шалом – «мир» (между людьми, также и между народами). Известно, что благодаря обереганию языка человек устраняет от себя зависть людей, его любит каждый, все доверяют ему свои тайны и не станут говорить о нем дурное. И это – воздаяние той же мерой, как я видел это у Аризаля.

[Примеч. авт. И напротив: когда кто-то плохо говорит о ближнем и порочит его, рано или поздно устраивают с Небес так, что будут порочить и его самого, вдобавок к наказанию, ждущему его в будущем мире. И так, как я видел, пишут от имени мудрецов прежних поколений и усматривают намек на это в Писании (Ваикра, 24:20): «Какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему». И более того: даже в глазах того, перед которым он злословит и рассказывает рехилут, он омерзителен и гадок, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 29а): «Лжесвидетели – даже для тех, кто их нанимает, презренны». И каждый из тех, кто слушает его, подозревает его и думает: «Сейчас он рассказывает о моем друге таком-то, а после пойдет и будет рассказывать ему обо мне»].

И так оберегающий свои уста приводит к миру, и известно величие мира, как сказали наши мудрецы, что даже если есть в Израиле грех идолослужения, не дай Б-г, но царит между ними мир, то Всевышний велит Сатану, чтобы не трогал их. И тот, кто приучает себя говорить хорошее о ближнем, удостаивается того, что Всевышний нарекает его Своим именем – Шалом, как сказано (Шофтим, 6:24): «И назвал его Г-сподь Шалом». Или же, напротив, не дай Б-г, – нарекает его злодеем, как сказали наши мудрецы: всякого, кто разговаривает с ближним своим, ест и пьет с ним и злословит о нем, Всевышний называет злодеем, как сказано (Мишлей, 12:20): «Обман – в сердце умышляющих зло». А каждого, кто хотя и не ест, и не пьет с ближним, и не ведет с ним дел [то есть не имеет от него никаких благ], а говорит о нем хорошее, – Всевышний называет его Шалом, как сказано: «А советующим мир – радость».

Чтобы пояснить в какой-то мере возвышенность мира, приведу выдержки из написанного нашими мудрецами на эту тему. Сказано в книге «Маалат а-мидот» («О высоких душевных качествах»), в разделе «Маалат а-шалом» («О высоких достоинствах мира»):

Знайте, сыны мои, что ступень шалом возвышенна чрезвычайно, ведь это – одно из имен Всевышнего, как сказано: «И назвал его Г-сподь Шалом». Всюду, где есть мир, есть страх перед Небесами, а где нет мира, там нет страха перед Небесами. Велик мир перед Всевышним, и вот как сказали об этом наши мудрецы: велик мир, ведь даже в Писании сказано то, чего не было, чтобы водворить мир между Авраамом и Сарой. Она сказала (Берешит, 18:12): «И господин мой стар» [т. е. уже не может иметь детей], а Всевышний сказал [передал ее слова] Аврааму так (там, 18:13): «И я стара». И также сказано (там, 50:16, 17): «И повелели (братья сказать) Йосефу, говоря: “Наш отец завещал перед смертью, говоря… Прости, прошу, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло”», – а мы нигде не находим, чтобы (Яаков) наказывал такое, так как не подозревал его (в намерении мстить братьям).

Велик мир – так, что даже во время войны ищут мира, как сказано (Дварим, 20:10): «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир». Велик мир – так, что завершается этим словом благословение коаним, как сказано (Бемидбар, 6:26): «…И дарует тебе мир». Велик мир – так, что завершаем этим словом молитву, как сказано (Теилим, 29:11): «Г-сподь даст силу народу Своему; Г-сподь благословит народ Свой миром». Но не только это; также и в день утешения [окончательного освобождения] Израиля вначале его извещают о мире, как сказано (Йешаяу, 52:7): «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир».

Сыны мои, посмотрите же, как велика сила мира, – такая, что даже о врагах сказал Всевышний: начинайте (разговор с ними) с мира, как сказано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир» (см. Брахот, 17а).

Говорили о раби Йоханане бен Закае, что никто ни разу не опередил его и не сказал ему шалом первым, включая даже неевреев на улице, и сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4:15): «Говори шалом каждому человеку первым». Что значит «говори шалом каждому человеку»? Даже если видишь, что он настроен в сердце своем против тебя, – скажи ему шалом первым, ибо если ты сделаешь так, он в результате полюбит тебя. Более того, даже если он не смирится и не помирится с тобой, Всевышний предаст его тебе и покорит его перед тобой, подобно тому, о чем сказано (Дварим, 20:12, 13): «Если же он не помирится с тобою… И предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою и т. д.».

И так мы находим о Давиде, мир ему, который искал мира с Шаулем, подобно тому, о чем сказано (Теилим, 120:7): «Я – с миром, но лишь заговорю – они к войне». Шауль же не только не хотел мириться с ним, но и преследовал, чтобы причинить ему зло. И Всевышний предал его в руки Давида в пещере (см. Шмуэль-1, гл. 24) и в его стане, внутри круга, окруженным его людьми (см. там, гл. 26). Но Давид, тем не менее, не собирался делать ему зло. Ведь человек должен любить мир и стремиться к нему, подобно тому, о чем сказано в Писании (Теилим, 34:15): «Ищи мира и стремись к нему». «Ищи мира» – с любящим тебя, а «стремись к миру» – с ненавидящим тебя. «Ищи мира» – в своем месте, а «стремись к миру» – в других местах. «Ищи мира» – телом своим, а «стремись к миру» – имуществом своим [это означает, что иногда он должен уступать в делах, связанных с имуществом, чтобы укрепиться в своем качестве стремления к миру]. «Ищи мира» – для самого себя, а «стремись к миру» – для других. «Ищи мира» – на сегодняшний день, а «стремись к миру» – на завтрашний. И не отчаивайся, говоря: «Не смогу помириться!», а стремись к миру, пока не достигнешь его.

И каков он – стремящийся к миру? Так сказали наши мудрецы: он говорит речи миролюбивые в споре и жертвует своим достоинством на глазах у многих людей, как наш учитель Моше, мир ему, как сказано (Бемидбар, 16:25): «И встал Моше, и пошел к Датану и Авираму»; и откладывает в сторону дела свои; и устанавливает мир между мужем и женой, между человеком и ближним его, между учителем и учеником, и даже устраивает трапезу для спорщиков, чтобы установить мир между ними.

Смотри же, сколь велика сила мира – она такова, что в начале творения Всевышний занимался созданием того, что само по себе – мир, как сказано (Берешит, 1:3): «И сказал Б-г: да будет свет». Откуда мы знаем, что свет – это мир? Из сказанного (Йешаяу, 45:7): «Создаю свет и творю тьму, делаю шалом (мир) и творю зло». Поэтому сказали наши мудрецы (Шабат, 23б): «Субботняя свеча в доме и [или] освящение дня [кидуш над бокалом вина, когда нет денег и на то, и на другое] – свеча предпочтительнее, ради мира в доме» [поскольку темнота в доме причиняет страдания домочадцам. Раши там].

Более того, наши мудрецы ввели много установлений ради мира между людьми  (Гитин, 59а): «Вот что сказали с целью установления мира [во избежание ссор и раздора]: коэн читает [вызывается к Торе] первым, за ним – левит, за ним израиль – ради мира; помещают эрув [хлеб – символ “смешения владений” – перед субботой] в одном и том же доме [во дворе, в который выходят несколько домов] – ради мира; яма, ближайшая к водоему, наполняется водой первой – ради мира; и также сказано (Мишлей, 3:17): “Пути ее [Торы] – пути приятные, и все тропы ее – мир”».

Сказали наши мудрецы в агаде (сказании): есть тринадцать вещей, любых Всевышним, но ни одну из них не упомянул дважды, кроме мира, и вот они: коэны, левиты, израиль, Санедрин, первенцы, возношения для строительства Мишкана [Святилища в пустыне], жертвоприношения, масло помазания, земля Израиля, Иерусалим, Храм, царство дома Давида, серебро и золото. Коэны – как сказано (Шмот, 28:41): «И будут служить Мне». Левиты – как сказано (Бемидбар, 3:41): «И возьмешь левитов Мне». Израиль – как сказано (Шмот, 19:6): «А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Санедрин – как сказано (Бемидбар, 11:17): «И Г-сподь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его». Первенцы – как сказано (Шмот, 13:2): «Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего чрево в среде сынов Израилевых, от человека до скота; Мне они». Возношения для строительства Мишкана – как сказано (Шмот, 25:2): «Скажи сынам Израилевым, чтобы брали для Меня возношение; от всякого человека, благорасположенного сердцем, берите возношение Мне». Жертвоприношения – как сказано (Бемидбар, 28:2): «Жертвоприношение Мне, хлеб Мой для возжиганий Мне в приятное благоухание Мне, соблюдайте приносить Мне в свое время». Масло помазания – как сказано (Шмот, 30:31): «Масло священного помазания – да будет это Мне в поколениях ваших». Храм – как сказано (Диврей а-ямим-1, 17:12): «Он построит Мне дом». Царство дома Давида – как сказано (Шмуэль-1, 16:1): «Ибо усмотрел я среди сыновей его Мне царя». Серебро и золото – как сказано (Хагай, 2:8): «Мое – серебро и Мое – золото».

И нигде нет повторения, но только там, где говорится о мире (Йешаяу, 27:5): «Разве только если будет он [Израиль] держаться твердыни Моей [Торы – и тогда не будет наказан], сделает мир Мне, мир сделает Мне».

Велик мир, который предшествует восхвалению Всевышнего. Когда пришел Итро к Моше, то прежде всего (Шмот, 18:7): «И пожелали друг другу שלום – мира», а после этого (там, 18:8): «И рассказал Моше тестю своему» обо всех чудесах, которые совершил Всевышний для Израиля.

Более того, за все заповеди, которые исполняют нечестивые в этом мире, Всевышний дает им награду в этом мире – богатство, имущество, долголетие, почет и прочие блага – кроме мира, который он не дает им, как сказано (Йешаяу, 48:22): «Нет мира, говорит Г-сподь, нечестивым».

Более того, Всевышний дает мир в качестве вознаграждения праведникам, как сказано (Йешаяу, 32:17): «И делом (последствием) праведности станет мир».

И еще. Посредством мира Он приближает геров (приходящих Нему из других народов) и вернувшихся к Нему, как сказано (Йешаяу, 57:19): «Творящий движение уст – “Мир, мир дальнему и ближнему” – сказал Г-сподь».

Велик мир, ведь обо всех переходах [в пустыне] сказано (Шмот, 17:1): «И двинулись вся община сынов Израиля из пустыни Син… и расположились станом в Рефидим». И на стоянках были у них раздоры, и в пути были у них раздоры [и «двинулись», и «расположились» – во множественном числе], но когда подошли к горе Синай, то, как сказано (Шмот, 19:2): «И расположился Израиль против горы» [в единственном числе, и пишет там Раши: “Как один человек, с единым сердцем”], и сказал Всевышний: «Вот – в этот час я даю Тору сынам Моим! Ведь все время, пока они в мире друг с другом, Шехина между ними».

И также сказано (Дварим, 33:5): «И был в Йешуруне царь, когда собирались главы народа, вместе – колена Израиля». Когда царство Его и Шехина Его утвердятся в Израиле? Когда все сделаются одним собранием. Смотрите же, как велика сила мира, – этой силой существует все Творение, как сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 1:17): «На трех вещах стоит мир [Творение]: на суде, на истине и на мире, как сказано (Зехария, 8:16): “По истине и правосудию, ради мира судите во вратах ваших”».

Более того; когда есть мир между людьми ‑ плоды их благословляются, как сказано (Зехария, 8:12): «Если потомство ваше в мире – лоза виноградная даст плод свой, и земля даст урожай свой, и небеса дадут росу свою», и также сказано (Теилим, 147:14): «Тот, кто установил мир в пределах твоих, – туком пшеницы насытит тебя».

Сказали наши мудрецы (Ваикра Раба, 9:9): «Велик мир; ведь тот, кто стирает одну букву из имени (Всевышнего), преступает запрет Торы, как сказано (Дварим, 12:3): “И истребите имя их с места того” [об идолах], и сразу за этим (там, 12:4): “Не делайте подобного Г-споду, Б-гу вашему”. А чтобы установить мир между мужем и женой, повелела Тора (Бемидбар, 5:23): “И напишет коэн проклятия эти на свитке, и сотрет их в горькую воду”. Сказал Всевышний: имя Мое, написанное в святости, пусть будет стерто в воду [ради мира]».

И еще сказали наши мудрецы: велик мир, ведь все благословения благие и утешения благие, которые дает Всевышний Израилю, завершаются «миром». [Второе] благословение после чтения Шма, Израиль завершается словами: «Простирающий покров мира над нами» [в молитве маарив субботы и праздников], в конце молитвы Амида – «Созидающий мир на высотах Своих». В благословении коэнов – «И доставит тебе мир» (Бемидбар, 6:26).

И потому, сыны мои, будьте осторожны в отношении этого качества – в том, чтобы любить мир и стремиться к миру, ибо нет меры награде любящих мир и стремящихся к нему.

И заповедь эта – из числа тех, плоды которых человек ест в этом мире, но главная часть награды сохраняется для мира будущего, как говорится в первой главе трактата Пеа. Величие ее мы можем видеть также в сказанном в трактате Таанит (22а): «Раби Брока Хозаа стоял на улице Лефта. Открылся ему Элияу, и раби Брока спросил его: есть ли здесь кто-нибудь, кто уже сейчас достоин жизни в будущем мире? Ответил Элияу: нет. Тем временем пришел один человек [достойный будущего мира]… и пришли еще двое других. Сказал Элияу: эти тоже уже достойны жизни в будущем мире. Подошел к ним раби и спросил: каковы дела ваши? Они ответили: мы – люди веселые и веселим других; когда мы видим, что кто-то печален, мы его веселим». [Ведь это тоже великая заповедь – отвлечь человека от его горестей и тревог; она составляет часть заповеди (Ваикра, 19:18): «И люби ближнего, как самого себя» и доставляет отраду Всевышнему. Чему это можно уподобить? У человека есть в другом городе сын, у которого много горя и тревог, и отцу, несомненно, очень хотелось бы, чтобы там нашелся кто-нибудь, кто утешал бы сына и сердечно разговаривал с ним, укреплял его и помогал ему, чтобы он не заболел от множества своих тревог. А мы – «сыны Г-споду, Б-гу нашему» (см. Дварим, 14:1), и наши мудрецы уподобили именно это исполнению заповеди цдака (помощи бедным)]. И сказали (Таанит, 22а): «…Когда мы видим двух ссорящихся – трудимся над тем, чтобы установить мир между ними».

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53949