Рав Исер Залман Мельцер — гаон из гаонов — 1

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1983

Родился в городке Мир в 5630 (1870) году; отец – рав Барух-Перец. Его первым учителем был раввин городка, рав Йом-Тов а-Коэн Липман, автор книги «Малбушей Йом Тов». Достигнув возраста бар-мицвы, поступил в ешиву Воложин, и там стал преданным учеником Нецива и гаона рава Хаима из Бриска, который относился к нему с особенной любовью.

В 5652 (1892) году женился на дочери богатого человека р. Ш. Франка из Алксота, что возле Ковно, ученика великого мудреца Торы и праведника рава Исраэля Салантера. В 5654 (1894) году был назначен преподавателем ешивы Слободка, вместе со своим шурином гаоном равом М. Эпштейном.

В 5657 (1897) году переехал в г. Слуцк, чтобы основать там ешиву. Когда Ридваз (рав Яаков Давид Виловский), раввин города, оставил в 5663 (1903) году эту должность, был назначен раввином города. В 5683 (1923) году бежал вместе с ешивой от Советской власти в Польшу и обосновался в Клецке.

В 5685 (1925) году уехал в Землю Израиля и был назначен главой ешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме. Был главой Совета Великих Торы, а также одним из членов Совета по делам ешив. Кроме величия в Торе, был также широко известен своим большим участием в делах милосердия.

Приветливо встречать бен Тора

Притом что рав Исер Залман был гаоном из гаонов, более всего его характеризовали такие душевные качества, как человечность и добросердечие.

Сразу же после моего прибытия в Землю Израиля в 5700 (1940) году, я удостоился быть принятым им. Я тогда был молодым учеником ешивы «Эйхаль А-Талмуд» в Тель-Авиве, и уже во время этого визита убедился в доброте и величии его сердца. Более того: я воочию видел, как он обращался с бней Тора [людьми, посвятившими себя Торе] – с величайшей доброжелательностью, чтобы поощрить и приблизить их.

Рав Исер Залман, по своему обычаю, попросил меня изложить перед ним какие-нибудь из моих хидушим [плодов самостоятельного понимания] в Торе. Я не готовился к этому и рассказал что-то, что всплыло у меня в памяти в тот момент. Наш учитель откликнулся на это с большим чувством, добавил свои доводы в пользу сказанного мной и похвалил. Слова его чрезвычайно меня ободрили – и, по правде говоря, заронили в меня даже какую-то каплю гордости…

Впоследствии, когда я еще раз прошел в ходе повторения эту тему, я еще раз обдумал сказанное тогда – и пришел к выводу, что эти мои хидушим были слабыми, необоснованными и далекими от истины. И мне было удивительно: почему же, в таком случае, меня так хвалили?

Через какое-то время я узнал, что таков был обычай рава Мельцера: по великой доброте своей он хотел ободрять и поощрять всех молодых учеников, которые рассказывали ему о своих хидушим. И в случае, когда те были слабыми, как у меня, он добавлял от себя и приводил доказательства в их пользу. И все это – чтобы поднять дух молодого ученика, чтобы он поверил в свои силы и продолжал выводить из Торы свои хидушим.

Один из великих мудрецов Торы спросил однажды нашего учителя: «Почему к Вам так тянутся аврехим [женатые учащиеся] и ученики ешив, чтобы поговорить об учебе, а ко мне – лишь немногие?» Рав Исер Залман ответил так: «Когда к Вам приходит аврех со своими хидушим, и они неверные, Вы говорите ему: “Ваши слова не имеют отношения к делу!” Если его хидушим на среднем уровне, то Вы говорите, что они нехороши. А когда они осмысленные, Вы ограничиваетесь тем, что говорите: “Довольно хорошо, довольно хорошо”.

У меня – все иначе. Когда приходит кто-нибудь и говорит хидушим красивые и правильные, я говорю ему: “Это – исключительно! Очень хорошо!” Если они слабые, я говорю: “Довольно хорошо!” А если они совершенно не годятся, я говорю: “Может быть, Вы хотели сказать так и так…” И я исправляю и добавляю к сказанному им, слово за словом, пока не появится там какой-то смысл, – то, о чем тот ученик и не думал сам вначале».

«Чтобы знали, как приближать учеников»

 Рав Исер Залман рассказывал, что гаон рав Хаим из Бриска часто говорил: «Когда Зуня [ласковое прозвище рава Исера Залмана в Воложине] присутствует на уроке и задает трудный вопрос, “включается мой мозг”, и открываются передо мной источники мудрости». Добавлял к этому рав Исер Залман, со свойственной ему скромностью: «Почему я рассказываю вам об этом? Чтобы вы знали, как приближать учеников…»

Наш учитель рав Шах рассказывал, что, когда разразилась Первая мировая война и город Слуцк стал подвергаться артобстрелам, наш учитель хотел защитить себя заслугой, взяв в свой дом ученика ешивы и заботясь о его пропитании. «Он выбрал меня», – рассказывал рав Шах, – «и предоставил мне маленький шкафчик для тетрадок с моими хидушим. Ночью, когда я спал, рав Исер Залман углублялся в мои тетрадки, писал замечания на полях, добавлял доказательства и ставил вопросы. Я был очень молод, но, несмотря на это, наш учитель, при всем его величии в Торе, находил свободное время просматривать эти тетрадки».

Так приближают ученика! Так принимают его хидушим – как нечто драгоценное! («Шимуша шель Тора»)

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=10715