Лакомства к субботнему столу — Ваеце

день отдыха глава ваеце

Недельная глава Ваеце

Как Лаван хотел уничтожить Яакова?

«И отвечал Лаван, и сказал Яакову: дочери – мои дочери; а сыновья – мои сыновья…» (Берешит, 31:43).

В Торе, после закона о приношении бикурим сказано: «Арамеец – губитель моего отца» (Дварим, 26:5). Поясняют комментаторы, что Лаван планировал уничтожить Яакова. Откуда это учится?

Известно, что Лаван преследовал Яакова для того, чтобы вернуть его. Но из этого не следует, что Лаван планировал что-то неладное. Поясняет рав Йосеф Фарбштейн, что суть проблемы скрывается в словах Лавана: «…дочери – мои дочери; а сыновья – мои сыновья». Этим Лаван хотел закрепить свое имя среди потомков Яакова. Таким образом он планировал запятнать чистую родословную, которую вел Яаков от Авраама и Ицхака, напоминая всем, что внутри народа Израиля заложены и силы Лавана.

И тогда становятся понятными слова благословения Яакова сыновьям Йосефа: «Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих; и да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве среди земли» (Берешит, 48:16). Это противоположно тому, что сказал и чего желал Лаван. И Яаков подчеркивает, что народ Израиля всегда будет связан с праотцами, а не с нечестивцами.

Так же поясняет и Сфорно. «Сказано: “…и да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака” (Берешит, 48:16). Имя Авраама и Ицхака, но не имя Тераха и Нахора. Ибо праведники не зовутся именами своих нечестивых предков. Так же, как и для определения родословной нечестивца не используют имена его праведных предков (Санедрин, 52а)».

Лаван же старался изменить это правило, когда хотел стереть светлые имена наших праотцов из родословной нашего народа.

Эгоизм камней

«… и взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (Берешит, 28:11).

Комментаторы замечают противоречие между стихами главы. В стихе одиннадцатом сказано, что Яаков положил в изголовье много камней, однако уже в стихе восемнадцатом упоминается лишь один камень: «И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его…» (Берешит, 28:18). Чтобы разрешить это противоречие приводится известный ответ: камни спорили между собой за право, чтобы праведник положил голову именно на него. За такое благое намерение Всевышний вознаградил их, и сделал из них один камень, который послужил ложем во время сна Яакова.

Но рав Эльяшив добавляет небольшое замечание: в желании камней был недостаток. В требовании, чтобы праведник положил голову именно на него, присутствовал элемент эгоизма. Ведь каждый думал только о себе. И пусть все они в равной мере получили награду, однако стали лишь ложем из жесткого камня. Но если бы они думали не о себе, а о Яакове, тогда Всевышний превратил бы их в перину.

Умение молчать

Рав Шимшон Давид Пинкус

«Пришло утро, и оказалось, что это – Лея» (Берешит, 29:25).

«Но вечером это была не Лея, поскольку Яаков передал Рахели условные знаки. Когда Рахель увидела, что ему приводят Лею, сказала: ”Сейчас моя сестра будет опозорена!”, и тогда передала Лее эти условные знаки» (Раши).

Одна из основ Торы, о которой в последнее время много говорят – это запрет лашон а-ра, злословия. На самом деле с тех пор, как наш учитель Хафец Хаим «перевернул мир» в этой важной сфере, началось большое пробуждение. В каком-то смысле, он на самом деле исправил мир.

Мы знаем, что злословие – это серьезное нарушение запрета Торы, и это верно. Но следует знать, что кроме самого по себе запрета злословить о людях, есть в этой теме еще один момент: общее качество, называемое умением молчать, а не только не говорить лашон а-ра.

Есть замечательная история, которую рассказывают об адморе из Ружина, одном из величайших хасидских авторитетов, жившем около ста пятидесяти лет назад. У него был обычай, что на застолье, которое он устраивал для своих хасидов (тиш), он сидел молча. В полной тишине.

Однажды спросили одного человека, который работал в бейт мидраше адмора, что он там видел. Ответил уборщик: «Я видел длинный стол, по обеим сторонам которого сидели евреи. Во главе стола сидел один старик. Он молчал, а все слушали».

Какое чудесное определение: самое прекрасное слово, которое было сказано там – молчание!

Избавление – в заслугу молчания Рахели

Если мы задумаемся, обнаружим, что многие прекрасные поступки в истории мира – это были результаты молчания!

Известны слова мидраша («Эйха Раба»), что будущее Избавление из горького галута, в котором мы находимся, произойдет в заслугу нашей праматери Рахели.

Мидраш рассказывает, что когда был разрушен Храм, наш праотец Авраам пришел к Всевышнему и спросил: «Владыка мира, за что Ты изгнал моих сыновей и предал их в руки других народов, которые убивали их страшными смертями, и разрушил Бейт а-Микдаш, место, где я вознес Тебе в жертву своего сына Ицхака?» Ответил Всевышний: «Сыны твои согрешили, нарушили всю Тору».

Когда Авраам, а затем Ицхак, Яаков и Моше начали вспоминать свои деяния, и просить в заслугу их спасти еврейский народ, Всевышний не согласился. «Неужели я зря выдержал десять испытаний?» – спросил Авраам. Всевышний ответил: мол, что делать, народ Израиля совершил множество грехов. Спросил Ицхак: «Неужели зря я подставил свою шею, чтобы меня принесли в жертву?» Ему Всевышний ответил так же. Точно так же и Яакову, и Моше. Никому из них не удалось спасти народ Израиля.

Но вот пришла наша праматерь Рахель и сказала: «Владыка мира, Тебе известно, что Яаков любил меня великой любовью, и ради меня работал у моего отца семь лет. Когда же пришло время нам жениться, мой отец решил подменить меня Леей. Мне это было очень тяжело, и когда я узнала об этом – мы с Яаковом договорились о неких знаках, по которым он узнает, что это я, а не моя сестра, чтобы отец не смог подменить меня. Но после этого я передумала и обуздала свои чувства, пожалев сестру, чтобы она не была опозорена. И тогда я передала ей все эти тайные знаки, чтобы мой муж подумал, что она – это я. И я совершила по отношению к ней хесед, и не ревновала ее, и не опозорила ее. А если я – создание из плоти и крови, прах и пепел, не ревновала свою соперницу, не опозорила и не пристыдила ее, то Ты, Царь Живой и Сущий, зачем возревновал к идолопоклонству, в котором нет ничего настоящего, и изгнал моих детей, и они были убиты мечом…?!»

«Сразу же сжалился Всевышний, — продолжает Мидраш, — и сказал: “Ради тебя, Рахель, я верну народ Израиля на их место”, как сказано: “Так сказал Всевышний: слышен голос в Раме, это горькие слезы Рахели, плачущей о своих сыновьях, и не желающей утешиться…”, и сказано: “Так сказал Всевышний: утешь голос свой от плача, и глаза свои – от слез, потому что есть награда твоим деяниям… есть надежда в конце твоих дней… и вернутся сыны в свои границы”».

А ведь что, собственно, сделала наша праматерь Рахель? Она просто промолчала! И этот акт молчания был просто бомбой сильнейшего действия. Она видела, как у нее отнимают весь Дом Израиля, видела, что ей, возможно, придется выйти замуж за Эсава, она видела страшные вещи, и что при этом? Да, она совершала и прекрасные поступки, но главное – она молчала! Это и есть та чудесная сила, которая есть в человеке – остановить себя!

Любой водитель знает, что первое правила вождения таково: если в машине нет тормозов – не садись в нее! Тормоз – это самая главная деталь в машине!

Причем я говорю не о запрете злословить, а о силе молчания. Порой следует молчать даже тогда, когда разрешено говорить.

Ведь какой грех совершила бы Рахель, если бы сказала Яакову, что вместо нее ему дали Лею? Наоборот, это была бы заповедь – ведь Яаков сказал ей сохранять в тайне эти знаки, чтобы быть уверенным, что ему не достанется Лея. Она бы просто выполнила свое обещание. (На самом деле Рахель ничего не потеряла – народ Израиля произошел от нее, ведь она была акерет байт – основой дома. Все шло от нее, ведь это она ввела в дом Израиля Лею, а потом и Билу, и Зильпу, она ввела всех.)

И тем не менее она этого не сделала. Почему? Потому что ее сестре стало бы очень стыдно. Эта сила «затормозить», смолчать в момент, когда чувствуешь, что просто обязан что-то сказать, как-то отреагировать, – эта сила и есть та, которая, с Б-жьей помощью, и приведет полное Избавление.

Подготовили: рав Нахум Шатхин, г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=43951