Ваэра — Находясь в беде, не ощущаешь ее глубину

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

277
начальником тюрьмы

Недельная глава Ваэра

«Поэтому скажи сынам Израиля: «Я – Г-сподь! Я выведу вас из-под египетского бремени, избавлю вас от порабощения! Я спасу вас (мощью Моей) простертой руки и великими карами»

Пять слов Избавления были сказаны Всевышним народу Израиля: Я выведу, Я избавлю, Я спасу, Я возьму, и Я приведу. Три из них появляются в нашей главе.

Спрашивает автор «Хидушей а-Рим»: «почему сначала сказано «Я выведу», и только потом – «Я избавлю»»? Ведь логично было бы написать наоборот: сначала Всевышний избавляет евреев от египетского рабства и только потом выводит из дома рабства. Однако дело в том, что порой люди находятся в таком тяжелом положении, что даже не осознают всю глубину беды, в которую они погружены. Только после того, когда они удостаиваются выйти из тьмы на свет, они понимают, в какой тяжкой беде они находились, и насколько велико чудо их спасения от нее.

Так и народ Израиля: только после того, как Всевышний выведет их из египетского рабства, смогут понять, насколько велико было чудо их спасения. Приведем пример, на что это похоже.

Один царь решил научить сына уму-разуму, чтобы не был слишком избалованным, и поэтому послал его к нищим, чтобы тот ходил с ними и собирал милостыню себе на пропитание. Через год царь пожелал узнать, как у того дела, и отправил к нему посланника, спросить, не нуждается ли он в чем-нибудь. «Еще как! – ответил сын, который напрочь успел забыть жизнь в царском дворце, — мне очень нужна котомка без дыр!» Тем самым он показал, какой убогой жизнью он живет…

«Когда еврея спрашивают, что ему нужно, — говорит «Хидушей а-Рим», — он сразу же отвечает, что ему срочно нужно повышение зарплаты, и как только он это получит – все будет в порядке».

Подобным же образом объясняет рабби из Коцка известные слова трактата «Бейца» (16а): «В канун шаббата Всевышний дает человеку дополнительную душу, а на исходе шаббата забирает ее, как сказано: «Шават ваинафеш» – поскольку шават (соблюдал шаббат), вай, авда нефеш (ой, пропала душа)».

Наши мудрецы задают вопрос: ведь дополнительная душа покидает человека на исходе шаббата, а не в начале. Почему тогда сказано, что «поскольку шават» – т.е. по приходу шаббата – уже пропала душа? Наоборот, сейчас она приходит.

Дело в том, объясняет рабби из Коцка, что когда наступает шаббат, и приходит дополнительная душа, тогда человек вдруг осознает, что на протяжении всей недели его духовное положение было просто ужасным!

Всю неделю человек молится, ест, спит и немного учится. Он не чувствует, насколько это плохо. Когда он об этом вспоминает? Когда приходит шаббат, и он получает дополнительную душу, он встряхивается и говорит: «Ой, теперь я понимаю, что всю неделю «пропадала моя душа».

Рав Шауль Рубин, который был главой коллеля в Афуле, как-то раз встретился с одним офицером-тюремщиком. Тот рассказал ему об одном заключенном, который сидит у них в тюрьме уже несколько лет, поскольку не желает дать развод своей жене. Офицер спросил, не может ли рав встретиться с заключенным и уговорить его дать развод, освободить бедную женщину от этих уз. Рав согласился и пошел поговорить с заключенным. Закончив беседу, он пошел к офицеру и сказал ему: «Знай, что этот человек не даст жене гет, даже если будет сидеть в тюрьме сто лет. Он уже давно привык к жизни в тюрьме, и не чувствует никакого недостатка. Если ему дадут освобождение на пару месяцев, и он попробует вкус свободной жизни, то тогда, когда его потом вернут в тюрьму, он со всей силой ощутит, насколько жизнь в тюрьме тяжела. Тогда он поспешит дать жене развод по своему желанию».

Этот совет обсуждался на всех уровнях, дошел даже до Кнессета! Там дали разрешение, этого человека действительно выпустили, а через несколько месяцев вернули в тюрьму. И он, на самом деле, сразу же выразил готовность дать развод.

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90189