Ваэра — Освятим Твое Имя в мире

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

270

Недельная глава Ваэра

«Нил наполнится лягушками, они поднимутся и придут к тебе в дом… в твою печь» (7:28)

Казнь лягушками обладала одной особенностью: в ней проявилось освящение Имени Небес, когда лягушки не жалели свои жизни и, не колеблясь, прыгали в горящие печи, только ради того, чтобы исполнить волю Творца.

Эти лягушки стали источником вдохновения для Хананьи, Мишаэля и Азарьи, которые пожертвовали собой ради освящения Имени Всевышнего. Об этом сказано в трактате «Псахим» (53б): «Что увидели Хананья, Мишаэль и Азарья, что помогло им пожертвовать собой ради Имени Творца и броситься в горящую печь? Они выучили это у лягушек: «Если лягушки, которые не имели заповеди освящения Имени Всевышнего, бросались в печи, как сказано: «и придут в твою печь «, так тем более должны это сделать мы, которые обязаны освящать Имя Творца»».

«На первый взгляд, действие лягушек не вызывало на тот момент никакого воодушевления, — говорит рав Штейнман, — доказательство этому то, что египтяне видели происходящее, и все равно не поверили в Б-га евреев…»

Тогда возникает вопрос: в чем цель освящения Имени Творца, нужно ли, чтобы люди видели это действие и убеждались, что это – освящение Имени Всевышнего, или достаточен сам факт, что человек, со своей стороны, совершил это действие, когда только стены его дома могут засвидетельствовать, что он совершил его?

Из факта, что деяние лягушек не оказало на египтян никакого влияния, и, тем не менее, их упоминают к добру за то, что пожертвовали собой ради освящения Имени Творца, мы можем сделать вывод: для того, чтобы выполнить заповедь освящения Имени Всевышнего, от человека не требуется пробуждать восхищение окружающих действием, которое он выбирает совершить. Само по себе это действие и выбор добра засчитываются ему, как освящение Имени Творца. Рав Штейнман приводит доказательство этому из слов мудрецов в трактате «Брахот» (17б) о жителях города Мхасии, о которых сказано, что у них «каменные сердца», поскольку видят множество людей, которые приходят учить Тору, и, тем самым, совершают освящение Имени Творца, и все равно ни один из них не решил стать гером. На них не подействовало освящение Имени Творца, происходившее у них на глазах.

Получается, что есть такая реальность – что действие не вызывает никакого восхищения вокруг, и, тем не менее, все равно входит в рамки освящения Имени Творца.

Рав Пинкус в своей книге говорит об этом так: «Каждая заповедь, которую человек выполняет без какой-либо внешней причины или тяги ее выполнить – никто его не видит, никакой материальной пользы он от этого не получит – и он делает ее только ради Всевышнего, благословен Он, является освящением Его Имени!»

Так прямо сказано у Рамбама: «Каждый, кто отдаляется от греха или выполняет заповедь не по какой-либо причине, касающейся этого мира, не из страха, или трепета, не из желания добиться почета, а только из-за того, что так велел Творец, благословен Он, подобно тому, как праведный Йосеф отдалился от жены своего хозяина – такой человек освящает Имя Творца».

Далее рав Пинкус приводит несколько примеров:

Бывает, что человек просыпается поздно, обнаруживает, что он дома один, и все равно накладывает тфилин и говорит «Шма». Он делает это, хотя никто его не видит, нет здесь никого, кто будет уважать и ценить его за это действие. Получается, что кроме заповеди молитвы и заповеди читать «Шма, Исраэль», он удостаивается и выполнения заповеди «и буду Я освящен среди сынов Израиля».

Или, например, женщина находится одна в кухне в шаббат вечером. Она хочет вытереть стол, протягивает руку к рулону бумажных полотенец, чтобы оторвать одно – и вдруг останавливается: сегодня же шаббат! Эта женщина, кроме выполнения заповеди «помни день субботний, чтобы освятить его», выполняет и заповедь «и буду Я освящен среди сынов Израиля».

Или человек идет по улице, и вдруг ему навстречу – нескромно одетая женщина, и он отводит взгляд. Несмотря на то, что никто не обращает внимания, что он отводит глаза, тем самым он выполняет заповедь освящения Имени Творца, кроме выполнения заповеди «не следуйте за своим сердцем и за своими глазами».

Так что мы видим, что в каждой заповеди, которая выполняется ради Небес, есть освящение Имени Творца. Автор книги «Обязанности Сердец» пишет, что это касается всех заповедей, выполняемых в сердце, поскольку они не выполняются ради каких-то внешних факторов.

«И наоборот, — продолжает рав Пинкус, — любой грех, который человек совершает не потому, что его тянет на это, или он страстно желает этого, а просто так, потому, что он пренебрегает Всевышним и Его Торой – кроме самого греха, он еще и осквернил Имя Творца».

Например – идет себе по улице голодный человек. Перед ним два ресторана: один – кошерный, а другой – некошерный. Ему совершенно все равно, но он заходит в некошерный, и ест там то, что противно еврейской душе. Он не только нарушил запрет есть трефную еду, но еще и осквернил Имя Творца – ведь он только что доказал, что воля его Создателя ему совершенно неважна.

Когда мы говорим Кдуша и освящаем Имя Творца в мире, мы говорим: «Свят, свят, свят, Г-сподь Воинств».

Эта фраза имеет важный вес для всего мира, ведь весь мир стоит на Кдуша де-сидра (Кдуша, которую говорят после Ашрей), как сказано в «Мишна Брура» (132:5). Поэтому нет никакого смысла у вопроса, восхищаются ли этим другие, или нет, в любом случае, говоря это, мы освящаем Имя Творца.

Однако, как и остальные заповеди, заповедь освящения Имени Творца тоже требует каваны (душевного настроя). Если человек не думает о том, что он делает, он упускает заповедь, которую мог сделать, поэтому желательно иногда останавливать бег жизни и уделять несколько мгновений мысли: «Что я сейчас делаю? Я выполняю заповедь «и буду Я освящен среди сынов Израиля». Каким образом? Порой – говоря Кдуша, порой – пойдя на урок Торы, порой – делая правильный выбор, когда никто не замечает этого. В любом случае, нет сомнения, что я сейчас удостаиваюсь выполнить эту чудесную важную заповедь, чью великую ценность невозможно и представить себе».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90191