Леках Тов — Ки Тиса — Грех золотого тельца

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1451
почему Аарон сделал золотого тельца

Недельная глава Ки Тиса

«И увидел народ, что замешкался Моше спуститься с горы …» (Шмот, 32:1).

«Подобало отцам нашим принять Тору и сказать ”Все, что говорил Г-сподь – сделаем мы и послушаем“. Но разве подобало им сказать ”Вот бог твой, Израиль!”» (Мидраш Раба, 41,1).

Сопоставление фразы «сделаем и послушаем» с фразой «вот бог твой, Израиль», как сопоставляет их Мидраш, непонятно – говорит автор книги «Бейт а-Леви» – речь ведь идет не о двух сходных случаях, а о сравнении совершенного добра с совершенным злом.

И еще. Говорится в Мидраше в главе Хукат о заповеди рыжей коровы: «Притча о сыне рабыни, который напачкал в царском дворце. Сказал царь: ”Пусть мать его придет и уберет за сыном“. Так сказал Всевышний: ”Пусть рыжая корова искупит грех золотого тельца”». Ведь известно, что заповедь рыжей коровы – закон, не имеющий объяснения. И, если так, почему же Мидраш приводит обоснование этой заповеди?

Но более всего вызывает удивление собственно грех золотого тельца. Как вышло, что «поколение, знавшее Б-га», поколение, вышедшее из Египта, совершило такой великий грех?

Известно, что каждая заповедь несет в себе намеки на сокровенные тайны Торы. Благодаря исполнению заповеди происходят изменения во всех высших мирах. Так же и заповедь построения Святилища (Мишкана), благодаря которой спустилась Шхина, и открылась Славы Творца, в каждой своей частности заключает тайный смысл. И только по завершении всех деталей Святилище становится пригодным к пребыванию в нем Шхины.

Если так, то, казалось бы, тот, кто постиг тайны мироздания и строения Небесной Колесницы, может и сам понять, как построить Святилище для Г-спода. Так подумали тогда и сыны Израиля. Когда они увидели, что Моше – муж, стоявший между ними и Б-гом – не вернулся, решили создать сами особое место, предназначенное для обитания Шхины. И, не полагаясь на собственную мудрость, они обратились к Аарону – коэну, «самому мудрому среди всех, постигшему глубину Торы в тайнах ее более других», со словами «Встань, сделай нам …» Намерение их, как мы сказали, было в том, чтобы создать место присутствия Шхины. Если так, то выходит, что намерения евреев при создании тельца были хорошими.

Однако они допустили одну ошибку. Несомненно, что действия человека в нижнем мире благотворно влияют на происходящее во всех мирах. Но это лишь в случае, когда эти действия заповеданы Торой. Это же верно и в отношении Мишкана. Только когда Всевышний повелел построить его, и это веление было исполнено во всех деталях, только тогда произошло то, что должно было произойти в высших мирах. Только выполнив заповедь Б-га, евреи удостоились того, что Мишкан стал местом пребывания Шхины. Действия, отвечающие воле Творца, приносят благо во все миры. Без этого они не более, чем человеческие ухищрения, которые не могут принести никакой пользы. Наоборот, они ведут к греху. В этом и состоял грех золотого тельца. Теперь становятся понятны и слова, которые сказал Моше, прося о милосердии для народа «смотри, ведь народ Твой племя это». Даже грех их не происходит из желания оставить, не дай Б-г, служение Твое. Напротив, ими двигало лишь стремление быть ближе к Тебе.

В главе Пекудей Тора перечисляет детали всего, что было сделано при строительстве Мишкана, говоря о каждой «как повелел Г-сподь Моше». Причина этого в том, что строительство Мишкана искупает грех золотого тельца. «Согрешили они кольцами, как сказано ”выньте золотые кольца”, и искупили кольцами вину свою – ”принесли браслеты и кольца …”» Поскольку основа греха лежала в желании следовать собственному разумению и совершить то, что не заповедано Творцом, о строительстве Мишкана, призванном искупить грех, сказано о каждой детали «как повелел Г-сподь». Несмотря на то, что Бецалель, знал сочетания букв, которыми созданы небо и земля, и постиг тайный смысл своего труда, всё намерение его и его товарищей было в том, чтобы сделать «как повелел Г-сподь Моше». Они исполняли свою работу, следуя только воле Всевышнего, а не собственному разумению. В этом и состояло искупление греха золотого тельца.

Теперь можно понять и сопоставление слов «сделаем и послушаем» с грехом золотого тельца. Казалось бы, сказанное евреям «сделаем» включает в себя и «послушаем». Ведь невозможно исполнить, не услышав прежде. Для чего же сказано «и послушаем»? Здесь слово «послушаем» не означает «услышим ушами». Как в стихе «Слушай, Израиль», оно указывает на понимание, глубокое восприятие, «слушание» сердцем. Выходит, что вначале евреи сказали «сделаем», обязавшись исполнять все так, как будет велено. А затем «и послушаем», обязавшись обратить сердце к пониманию глубины заповедей и их тайного смысла. В этом и состояла заслуга евреев, сказавших «сделаем» прежде, чем «и послушаем». Они обязались, прежде всего, исполнить заповеди, подобно тому, кто не имеет никакого представления об их смысле и лишь выполняют волю господина. И затем добавили, что обязуются также учиться, чтоб понимать, не ставя, однако, исполнение в зависимость от понимания. Об этом говорит и Мидраш. «Подобно отцам нашим сказать «сделаем и послушаем» – обязательство исполнять заповеди во всех деталях, подобно человеку, который исполняет, ничего не понимая – обязательство весьма достойное. Затем, однако, народ последовал за своим разумом и выдумал нечто новое, что не велел Б-г, нарушив при этом и запрет Торы. В этом связь, которую усматривает Мидраш между двумя высказываниями.

Так же можно понять и сказанное нашими мудрецами «пусть рыжая корова искупит грех золотого тельца». Мудрецы не имели в виду, что в этом состоит смысл заповеди о рыжей корове. Эта заповедь – действительно закон предвечной Торы. Но именно потому, что это закон, смысл которого непостижим совершенно, она может послужить искуплением греха золотого тельца. Исполняя заповедь вне зависимости от понимания ее причин, можно исправить грех, совершенный в результате следования за собственным разумением.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53274