Ваикра — Все лучшее – Творцу!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

454
рыбы

Недельная глава Ваикра

Помните этот анекдот – один человек пришел к врачу с жалобой: «Доктор, мне плохо! Очень сильно в груди болит!» Врач проверил его, спрашивает: «Все время болит?» – «Нет, только, когда я дышу». – «А, — говорит врач, — ну тогда не дышите, и болеть не будет…»

Может, он и врач, но явно ненормальный. Любому ясно, что не дышать – это не выход. И если при дыхании возникает боль, то дышат, несмотря на боль.

Верно, это звучит очень просто? Но не всегда это нам понятно.

Есть известная история в Гемаре (Брахот, 61б): злодейская римская власть вынесла запрет учить Тору. Пришел как-то к рабби Акиве Йеуда бен Папус и увидел, что он собирает множество людей и обучает их Торе. Спросил его: «Акива, ты не боишься властей?» Рабби Акива ответил ему: «Давай я расскажу тебе притчу. Однажды лиса шла по берегу реки и увидела в воде рыб, мечущихся из стороны в сторону. Спросила она рыб: «От чего вы убегаете?» Те ответили: «От сетей, которые выставляют люди». Сказала лиса: «Может, вы хотите подняться и перейти жить на сушу, и будем жить вместе, как мои предки вместе с вашими!» Ответили рыбы: «Про тебя говорят, что ты самая хитрая из всех животных? Не хитрая ты, а глупая! Если нам страшно в месте, где можем жить, то в месте, где мы умрем – тем более!» Так и мы, — взглянул рабби Акива на Папуса, — если нам плохо сейчас, когда мы сидим и учим Тору, о которой сказано: «Она – твоя жизнь и продление твоих дней» (Дварим, 30:20), то если мы перестанем ее учить – тем более (станет еще хуже)!»

Что ответил рабби Акива Папусу? Что Тора – наша жизнь, без нее нам не прожить. Невозможно отказаться от нее или даже отложить ее учебу на какое-то время. Просто не выживешь!

Одно из проклятий нашего времени «Ихвета деМешиха«, эпохи «пяток Машиаха», это: «Мудрецы Торы стали считаться, как хазаны» («Сота», 9:15) Великий рав из Бриска, автор «Бейт а-Леви», объясняет сказанное в Мишне: конечно, красивый голос, когда человек может быть хазаном во время молитвы, это достоинство. Но его отсутствие – это не изъян.

Скажем, я предложу кому-то шидух для его дочери, хороший парень из хорошей семьи, но – заика. Ладно, может девушка глухая. Но если я предложу юношу, который полностью парализован, этот человек потом со мной и разговаривать не захочет! Не предлагают такие шидухи! А если я скажу: юноша прекрасный, лучший учащийся в ешиве, наверняка будет гениальным знатоком Торы! Единственное, что, заранее предупреждаю, что он не хазан – не может хорошо вести молитву. В чем проблема? Если он хазан – замечательно, всю неделю сможет сидеть и учиться, а зарабатывать будет, ведя молитвы в синагоге. Но если он и не хазан – это не является недостатком.

В народе Израиля во все времена отсутствие знания Торы, считалось большим духовным изъяном. Человек мог быть богатым, и смекалистым, и красивым – все это дополнительные достоинства, но главное – каков его уровень в Торе. В трактате «Орайот» (12б) рассказывается, что один из мудрецов Торы смог разрешить вопрос Брайты, в котором сомневался его учитель, и тот «встал, поцеловал его в лоб, и дал ему свою дочь в жены»!

А тут наступил период, когда : «Мудрецы Торы стали считаться, как хазаны«. То есть, конечно, это достоинство – быть образованным в Торе и хорошо знать ее. Но если нет – ничего страшного, не такой уж большой недостаток. Потому, что есть другая шкала: деньги, должность, сообразительность. И не понимают, что это одно из проклятий нашей эпохи иквета де-машиха, где истина отсутствует!

Об этом сказано в трактате «Шаббат» (11б), что любой город, крыши домов которого выше, чем крыша синагоги, в итоге будет разрушен.  За что, почему?

Здесь мудрецы говорят нам глубокую идею, давайте разберемся:

Рамбам («Законы того, что запрещено приносить в жертву», в конце) пишет о стихе нашей главы «любой хелев (букв. нутряной жир, в данном контексте – самое лучшее) – Всевышнему», что самое лучшее должно быть посвящено духовному. И среди приводимых им примеров – что синагога должна быть более роскошной, чем дом человека. Царю Давиду было очень неприятно, что он живет во дворце, а Мишкан расположен в шатре.

Каждому человеку нужно задуматься и проанализировать, что у него «выше»: его дом или малый Бейт-Микдаш, дом Творца, место духовности. Что у него занимает больше площади, и что на первом месте. Что его интересует, во что он больше вкладывает.

В трактате «Брахот» (35б) сказано, что в первых поколениях люди делали Тору своим основным занятием, а работу – второстепенным, и преуспевали и в том, и в другом. А в последних поколениях ремесло – на первом месте, а Тора – второстепенна, и ни в том, ни в другом, нет успеха. Об этом и сказано, что такой город будет, не дай Б-г, разрушен в итоге – и сам город, и его синагоги. Потому, что все построено на шаткой основе!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90515