Итро — «А теперь…»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1410
а теперь

Недельная глава Итро

Есть известная пословица: «Книга без предисловия – как тело без души». У дарования Торы тоже было предисловие. Его суть – одно слово «А теперь…».

«А теперь, если вы будете слушать Меня и хранить союз со Мной, то будете Моим достоянием из всех народов. Вся земля принадлежит Мне, а вы будете Мне царством священников и святым народом» (Шмот, 19:5-6).

Комментирует Раши: «Если теперь примете на себя (Тору), то отсюда и далее вам будет очень хорошо, ведь любое начало – трудно».

«А теперь…» – означает не что иное, как раскаяние, как сказано: «А теперь, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя – только бояться Его…»

О чем речь идет? Сейчас объясню.

В Новардоке говорили, что миром управляет двенадцатилетний мальчишка с поцарапанными коленками. Знаете такого? Ну, давайте знакомиться.

Встречаю я еврея, бухгалтера высшего ранга. Он излил мне сердце: работа очень напряженная, особенно в конце месяца, когда сдают балансы. Монотонное занятие – цифры, цифры, постоянное занимаешься бизнесами других людей, надоело до смерти…

Я ему говорю: «Есть в Гемаре комментарий к сказанному в Коэлет: “Все сделал Он прекрасным в свое время”. Это значит, что Всевышний сделал для каждого его ремесло прекрасным в его глазах. Если Вы недовольны, чего продолжать погрязать в депрессии? Займитесь другой профессией!»

Он качает головой. С юности готовили его к этому, годами учился, получил диплом, пока приобрел опыт, навыки и клиентуру, пока устроился как следует. А теперь все бросать? Нет уж, лучше продолжит как есть…

Встречаю портного и слышу, что профессия уже постепенно исчезает: кто в наше время шьет костюм у портного, приходит два-три раза на примерку? В наше время на фабриках шьют стандартную одежду, получается дешевле. В современном мире нет места портным! Прошло их время…

«Ну, смените профессию!» – предлагаю.

Он смотрит на меня грустным взглядом: в двенадцать лет он поступил в подмастерья к портному. Годы посвятил изучению всех премудростей профессии, пока не открыл свою собственную мастерскую, приобрел хорошую репутацию. А теперь – все бросить и начать с чистого листа? Нет, не может. Протянет еще сколько-то лет…

Встречаю религиозного бизнесмена. Богач, миллионер. Прошу его: «Можешь мне ответить на четыре вопроса, только абсолютно честно?»

«Ну, спрашивай».

Первый вопрос: «Если ты сейчас продашь все свое имущество, а вырученные деньги положишь в банк, сколько в месяц будешь получать?»

Вопрос неожиданный и даже интересный. Он берет в руки калькулятор, начинает считать: столько-то десятков тысяч долларов. В месяц, конечно.

Вопрос второй: «Ты считаешь, что будешь жить вечно?»

Вопрос неожиданный и вызывающий раздражение. Но ведь обещал ответить, значит ответит: «Нет, конечно».

Вопрос третий: «Знаешь ли ты, что после смерти человека судят первым делом за изучение Торы, и богача, который приходит в мир истины, спрашивают: “Занимался ли ты Торой?” (См. Санедрин, 7а; Йома, 35б)». Знает, знает.

Ну, и четвертый вопрос, последний. «Ну, так почему бы тебе не продать все и не сесть учиться?»

Ну, в самом деле! Вот так, прямо сейчас – изменить весь свой путь, уйти из бизнеса? Отключиться от телефона, от факса и электронной почты, от всей этой головокружительной карусели подъемов и спадов? Как сказал пророк Ирмияу: «Каждый опять бросается бежать (своей привычной дорогой), как конь на войне». Нет, с поезда не прыгают на ходу. А когда он сел на этот «поезд»? А-а, давно…

Короче говоря, кто устанавливает будущее человека на ближайшие семьдесят лет? Он сам, будучи неразумным подростком…

«Ведь не властвует человек над своим путем, когда уже выбрал этот путь» (Рабейну Йона, Авот, 4:2). Встал на ступени эскалатора, и они уже его везут!

Хазон Иш однажды сказал мне: «Как жаль, что решение, стать ли раби Акивой Эйгером будущего поколения, находится в руках четырнадцатилетнего мальчика!»

Посмотрите вокруг! Весь мир пересекают эскалаторы и движущиеся дорожки, а на них – множество людей. С погасшими глазами, не радующиеся жизни. Некоторые спят, некоторые падают, растягиваются на земле, и их тащит по жизни…

Встаньте, встряхнитесь, выберете правильный, подходящий маршрут!

Если вы изменитесь, то и мир изменит свое отношение к вам, все будет другим, более светлым и сияющим!

«А теперь»! Что было, то было, отсюда и далее – новый счет!

Саба из Новардока создал новый подход, проложил новый путь, новое направление в движении мусара. Его книга – «Мадрегат а-Адам» («Уровень человека») – это одна из фундаментальных книг, построенная на драгоценных основах, не одно поколение воспитывалось на ней. Создал ешивы, идущие по его пути, распространял Тору и Б-гобоязненность…

Он свидетельствовал о себе, что не было ни одного дня, когда он не проверял бы себя со всей строгостью: а не отклонился ли я от прямой, не нужно ли изменить маршрут?

Одно из его известных высказываний таково: «Цель изучения мусара в том, чтобы человек направлял свой путь изначально [верно], а не в оправдании постфактум уже совершенного».

Известен вопрос, почему Тора не отмечает, что Шавуот – это праздник дарования Торы. Известен и ответ: по поводу Торы нам заповедано, что она должна быть приятна и любима нами, как будто мы получили ее сегодня. Как сказано (Дварим, 6:6): «(Законы Торы) которые я заповедую вам сегодня». Комментирует Раши: «Чтобы каждый день они были в наших глазах новыми».

Это включает и то, что каждый день мы должны говорить себе: «А теперь…». Что было, то было. Отсюда и далее – начинаю новый путь!

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=44916