Хукат — Награда Ога

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

596
пробуждение души учебе

«(Евреи) повернули и двинулись по дороге в сторону Башана. Ог, царь Башана, вышел против них со всем своим народом и вступил с ними в бой близ Эдреи. Г-сподь сказал Моше: “Не бойся его, потому что Я предаю в твои руки и его самого, и весь его народ, и его страну. Поступи с ним так же, как поступил ты с Сихоном, царем эмореев, который жил в Хешбоне”» (Бемидбар, 21:33-34).

В трактате Нида (61а) задается вопрос: Ог и Сихон были братьями — великанами и богатырями. Почему Ога Моше боялся, а Сихона – нет? Отвечает раби Шимон бар Йохай: из ответа, который Всевышний дал праведнику, мы можем понять, что было у него на сердце. Моше сказал: а вдруг Огу поможет заслуга доброго дела, которое он совершил, сообщив Аврааму, что Лот, его племянник, попал в плен. Об этом сказано в Берешит: «Пришел уцелевший и сказал Аврааму». Сказал раби Йоханан: кто этот уцелевший? Ог, который уцелел после потопа.

Это непонятно. Ведь Раши говорит нам: зачем Ог рассказал о Лоте Аврааму? Он надеялся, что Авраам пойдет воевать, чтобы освободить Лота, и погибнет на войне, и тогда Ог сможет взять в жены Сару.

Действительно, лагерь царей (взявших Лота в плен) простирался на четыреста парсаот (одна парса – около четырех км.), и армия их насчитывала более двух с половиной миллионов солдат. Когда наш праотец Авраам попросил своих учеников присоединиться к нему, те смертельно побледнели, и ему пришлось пообещать им огромное количество серебра и золота (см. Недарим, 32а). В рамках естественного хода вещей у Авраама не было никаких шансов победить. Его победа была одержана совершенно чудесным образом (см. Таанит, 21а).

То есть, фактически Ог подстроил Аврааму ловушку. Никаких добрых намерений у него не было.

И вот из-за этого случая Моше рабейну боялся, что Ог, который уже получил в награду четыреста лет царствования, еще не исчерпал свою заслугу?

Совершенно неясно.

Нужно понять: в конце концов, война Авраама с царями и его победа вызвали невероятное освящение Имени Творца, и произошло это, в общем-то, благодаря Огу. И хотя он получил наказание за свой злой умысел, но получил и награду за результат действия. Ведь сказано (Авот, гл. 4, м. 4): «Оскверняет Имя Творца – неважно, по ошибке или злонамеренно».

Так и в освящении Имени Творца – неважно, произошло это случайно или намеренно, человек все равно получит награду.

Вот, что я расскажу. Как-то раз я собирался поехать за границу. План был проехать по нескольким городам и пробуждать евреев к служению Творцу. Я зашел к великому раву Хаиму Каневскому, чтобы получить благословение на дорогу, и спросил, о чем говорить, к чему воодушевлять.

Вот, что он мне сказал: «Тебе нужно говорить о том, что мил полон бед и несчастий, как личных, так и общественных. И о каждом несчастье, которое доходит до ушей человека, он должен говорить себе: “Из-за меня пришла вам эта великая буря” (Йона, 1:12), кто знает, какая часть этой беды – из-за него!

Ведь сказано (Кидушин, 40б): “Учат наши мудрецы: человек всегда должен видеть этот мир, как будто он находится в равновесии – чаша грехов и чаша заповедей одинаковы. Если он выполнил одну заповедь – замечателен его удел, ведь он добавил ее на чашу заповедей – своих и всего мира, и теперь чаша заповедей перевешивает. Если он совершил грех – горе ему, ведь теперь чаша грехов перевешивает – и его личная, и всего мира. Как сказано: “Один грешник потеряет множество добра” (Коэлет, 9:18)”. Из-за этого одного индивидуального греха весь мир теряет множество добра.

Конечно, он приводит эту беду не прямо, а косвенным образом. Но тот, кто вредит косвенным образом – получает наказание по законам Небес!»

Слушать слова мудрецов – важная заповедь. И слова рава оказали сильное впечатление!

Ведь смотрите. Сказано в Дварим (12:3-4): «Разбейте их (идолов) жертвенники вдребезги. И не делайте так Г-споду, Б-гу вашему». Пишет Раши: это предостережение не стирать Имя Творца и не откалывать камень от жертвенника. Сказал раби Ишмаэль: «Разве может кому-то прийти в голову, что сыны Израиля могут разбить жертвенники Всевышнему? Конечно нет. Имеется в виду – не совершайте поступки, подобные им (идолопоклонникам), чтобы ваши грехи не привели к тому, что Святилище ваших отцов будет разрушено!»

В трактате Йома (9б) говорится: во время Второго Храма люди занимались Торой, заповедями и добрыми делами — за что же он был разрушен? За грех беспричинной ненависти. (Пишет Хафец Хаим: «И до сих пор этот грех среди нас, ведь если в силах этого греха было разрушить уже построенный Храм, так уж тем более он в силах задержать построение нового».) А ведь сказано, что «Каждое поколение, во времена которого не был построен Храм – как будто разрушило его» (Иерусалимский Талмуд, Йома).

Кто мог бы себе представить, что, когда человек, любивший спорить и ссориться, поднимется на Небеса, ему предъявят обвинение в разрушении Храма, и нарушении запрета «Не делайте так Г-споду, Б-гу вашему».

Поскольку тот, кто наносит вред косвенным образом – получает наказание по законам Небес!

Однако это работает и в другую сторону: тому, кто принес пользу и удостоил других даже косвенным образом, тому, через которого пришло добро в мир, это тоже записывается в заслугу. Как сказано: «И фараон приблизил»; пишет «Мидраш Раба»: приблизил народ Израиля к раскаянию, и сделал это лучше, чем сотни постов и молитв. И он получил за это награду (как пишет «Сифтей Коэн» к Шмот) – не погиб ни при казни первенцев, ни на море, и стал потом царем Ниневии, где жители совершили раскаяние благодаря ему так же, как он приблизил евреев к их Небесному Отцу.

Подобно этому, сказано, что снятый перстень (который снял Ахашверош, разрешив Аману поставить печать на приказе об уничтожении евреев) подействовал лучше, чем сорок восемь великих пророков и семь пророчиц народа Израиля. Им не удалось вернуть евреев на верный путь, а вот этот перстень быстро вернул их. Объясняет Раши: они стали поститься и раскаиваться, как сказано: «Пост, и плач, и оплакивание, мешковина и пепел предложены многим». Получается, что Аман «приблизил» народ Израиля к тшуве. И более того – к добровольному принятию Торы, из-за величия произошедшего чуда.

Поэтому, мера за меру, он удостоился, что некоторые его потомки сделали гиюр и стали мудрецами Торы.

В связи с этой темой, давайте вспомним и отрывок из Гемары (Авода зара, 2а): «В будущем Всевышний берет свиток Торы, кладет Себе в руки и говорит: “Ну, тот, кто занимался ею – пусть приходит и получит свою награду”. Тут же приходят разные народы. Первыми входят римляне. Спрашивает их Всевышний: “Чем вы занимались?” Отвечают они: “Владыка мира, сколько рынков мы построили, сколько бань, сколько серебра и золота собрали, и все это – для народа Израиля, чтобы они учили Тору”. Отвечает им Всевышний: “Глупцы! Все, что вы делали – делали для себя”».

Все это выглядит, мягко говоря, странно.

Римляне, которые подвергли страшной смерти раби Акиву, расчесывая его плоть железными зубьями; которые сняли кожу с лица раби Ишмаэля-коэна, когда он еще был жив; которые пронзили раби Йеуду бен Баву тремястами мечами; которые обмотали раби Ханину бен Традиона свитками Торы и сожгли на костре, положив ему на грудь мокрую шерсть, чтобы он не умер слишком быстро… Все это они сделали потому, что эти мудрецы занимались Торой!

Сказал раби Хия бар Аба: «Если мне скажут: отдай свою душу, чтобы освятить Имя Всевышнего – я соглашусь, но при условии, что меня убьют сразу же. А то, что происходило во время поколения Уничтожения (во время римского царства), я не могу выдержать…»

И они, именно они, придут и потребуют награды, скажут, что построили рынки и бани, проложили дороги – чтобы евреи занимались Торой? Ну, что делать – на самом деле рынки и бани, ровные дороги и процветающая экономика способствовали изучению Торы. А по законам Небес косвенную помощь тоже засчитывают как действие. Конечно же, награда за такое косвенное деяние несравненно меньше, чем прямое действие с соответствующим настроем. А уж за свои злодейские поступки и злые умыслы они получат соответствующее наказание.

Рав Хаим из Бриска как-то сказал своему отцу, автору «Бейт а-Леви»: «Если бы я там был, я бы спросил их: если уж вы так старались ради народа Израиля, что ж вы не вымостили дорогу к Воложинской ешиве, оставили там пыльную тропинку, которая в дождливые дни превращается в болото!» Ответил автор «Бейт а-Леви», рав Йосеф Дов Соловейчик: «Конечно же, их спросят и об этом. И они ответят, что желали усилить постоянство в учебе: дорога плохая, транспорта почти нет, так что ученики просто будут вынуждены остаться в ешиве!»

Что ж, вернемся к тексту Гемары: «Римляне вышли, разочарованные. Вошли персы. Спросил их Всевышний: “А вы чем занимались?” “Владыка мира! – ответили те, — сколько мостов мы построили, сколько городов завоевали, сколько войн провели! И все – ради того, чтобы евреи учили Тору!” Ответил Всевышний: “Все, что вы делали – делали для себя. Мосты – чтобы брать за них пошлину. Города – чтобы поработить их под власть вашего царя. Войны – Я воевал”».

Это еще более непонятно. Развитие экономики в Риме, рынки и капиталы – поддерживают учебу Торы. Прокладывание дорог и постройка мостов помогает легче добраться до ешив и учить Тору. Но «завоевали много городов, провели много войн», и все это – якобы ради того, чтобы евреи учили Тору?!

Я этого не мог понять, пока не приехал как-то в Америку, несколько десятков лет назад. Зашел в одну ешиву – и не мог поверить своим глазам: в прошлом году зал ешивы был полон от краю до краю, и огонь Торы пылал в нем великим пламенем. И вдруг – почти безлюден. Единицы сидят и учатся…

«Что случилось?» – спросил я главу ешивы. Как это крепость Торы так опустела?
«А, — со вздохом ответил тот, — Вьетнамская война закончилась…»

Оказывается, власти освободили учащихся религиозных заведений от мобилизации, и ешивы превратились для молодых евреев в «города-убежища». А теперь, когда война закончилась, и в армию больше не призывают, остались только те, кто на самом деле, от всей души, желали учить Тору.

«Ну вот, — сказал я, — благодаря Вьетнамской войне можно понять сказанное в Гемаре: “Сколько войн мы провели” – чтобы множество юношей укрылись в ешивах и получили в подарок несколько лет учебы Торы!»

Сказано, что некоторые потомки Амана учили Тору в Бней-Браке (Гитин, 57б и др.). Почему именно в Бней-Браке? Потому, что это было место раби Акивы, который сам тоже был сыном геров (Санедрин, 96б), потомков Сисры. Почему? Потому, что посредством Сисры было освящено Имя Всевышнего – благодаря войне Дворы и ее песни. Поэтому Сисра и получил награду. Так и с Аманом – его злой умысел в итоге привел к принятию евреями Торы с желанием и радостью, и он получил награду, поскольку Свыше засчитывают даже косвенные действия.

А я в ешиве был знаком с парнем, который привел Стайплера в Белосток. Ученики Новардока ходили по городкам и деревням, собирали ребят и приводили в ешивы. До войны в Польше было семьдесят пять ешив движения Новардок – «Бейт Йосеф», где спасали тысяч душ! Так вот, тот парень приехал в городок Горностайполь и нашел там подростка, который изъявил желание учить Тору. Он был сиротой по отцу, и мать интересовало только одно: хлеба у него будет там досыта? Сказал мой знакомый: «Да разве только хлеб? Там, в ешиве, стоит бочка со сливочным маслом, и каждый может подойти и намазать, сколько пожелает!» Ну, тогда пусть идет учить Тору. Мать согласилась.

Что я вам скажу, когда я приехал в ешиву, бочки там уже не было. Честно говоря, мне кажется, что и раньше ее не было. Это просто было верхом мечтаний в то время – кусок свежего хлеба с маслом!

В любом случае, я могу засвидетельствовать, что уже в ешиве Стайплер поднялся выше всех. В своем усердии, постоянстве, Б-гобоязненности, вдохновенной учебе. Тогда же он написал книгу «Шаарей Твуна». Тот ученик ему и в подметки не годился. Однако на Небесах весь Стайплер, с его книгами «Кеилат Яаков», величайший мудрец и глава поколения, – весь записывается в заслугу тому, кто привел его в ешиву!

Как говорил Саба из Новардока – «Сеять везде, и пожинать там, где вырастет!»

Так нас учили, и так мы работали!

Я помню, в 5711 г. мы собрали детей новых репатриантов и открыли ешиву в Хадере. Она на тот момент находилась в большой синагоге города. Власти тогда привозили в Израиль общины святых Б-гобоязненных евреев и отрывали детей от родителей, посылали их в светские, антирелигиозные кибуцы сети «а-Шомер а-Цаир», старались полностью отсечь их от традиций своего народа… Ну а мы старались спасти, кого можно.

Однажды в синагогу зашли три симпатичных йеменских мальчика и спросили: «Уже молились Минху?»

 Я спросил их: «Откуда вы, детки?»

Они рассказали, что они – новые репатрианты. Их пытаются всеми силами отдалить от иудаизма. Сегодня им устроили экскурсию, и вот они вспомнили, что еще не молились Минху. Стали требовать, чтобы вожатый разрешил им помолиться, и не оставляли его в покое, пока он не согласился. У меня сердце кровью обливалось – я ведь знал, как они будут выглядеть через месяц… «Послушайте, — сказал я им, — не молитесь сейчас. Выйдите с черного входа и спрячьтесь в роще!»

Только они вышли – и зашел вожатый: «Где они, закончили молиться?»

«Кто?» – я сделал вид, что не понимаю.

«Дети!»

«Какие дети?»

Он растерялся: «Как – какие, которые сюда зашли!»

«Кто зашел, и кто ты такой?»

«Я – их вожатый».

«Вожатый, и так безответственно относишься к своим подопечным, даже не знаешь, где они?»

Тот растерялся еще больше, и вышел.

Мы поселили детей в ешиве. Один из них со временем не удержался и все бросил, стал светским. Второй остался соблюдающим. А третий стал мудрецом Торы, раввином религиозного района. У него уже есть внуки, и он всегда говорит, что они – мои правнуки.

И он прав, потому что на Небесах засчитывают и косвенные действия!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87686