Мишпатим — Можно ли есть мясо с молоком вне Святой земли?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1726
мясо с молоком

Недельная глава Мишпатим

«Первые плоды земли твоей приноси в дом Г-спода, Б-га твоего. Не вари козленка в молоке матери его» (Шмот 23:19).

В «Тикуней Зоар» сказано, что раби Шимон бар Йохай поднялся и громогласно просил пророка Элияу – с согласия Всевышнего – явиться и поведать, что запрещается есть мясо с молоком, и это озарит глаза мудрецов Торы.

Приведенный отрывок из «Тикуней Зоар», мягко говоря, удивляет. Зачем нужно было отправлять в этот мир пророка Элияу, чтобы он сообщил раби Шимону о совершенно очевидном запрете? И как это могло озарить глаза мудрецов? Неужели забыли они о том, что сказано в Торе: «Не вари козленка в молоке матери»? Где здесь кроется ответ?

Известна история, произошедшая при встрече между равом Яаковом из Лиссы, автором книги «Нетивот а-Мишпат» и равом Цви-Гиршем из Жидичева, автором книги «Атерет Цви».

Рав Яаков из Лиссы считался одним из величайших знатоков Талмуда и так называемой Торат нигле — открытая Тора. А рава Цви-Гирша из Жидичева, величайшего из знатоков каббалы своего поколения, звали «хозяином дома» книги «Зоар». И вот они договорились, что каждый должен будет удивить собеседника открытием из Торы. Вот только это открытие должно быть именно из области, в которой специализируется его собеседник. Автор «Нетивот а-Мишпат» должен будет привести слово Тора из мира каббалы, а автор «Атерет Цви» — из мира Талмуда.

Рав Яаков из Лиссы рассказал раву Цви-Гиршу, что видел в одной очень древней книге, что корни у дерева этрога разрастаются в земле в форме Шем Авайя — четырехбуквенного Имени Всевышнего.

В свою очередь, рав Цви-Гирш из Жидичева пояснил вышеприведенный отрывок из «Тикуней Зоар» в свете алахи. Тосафот в трактате Хулин (103б) приводят высказывание из Тосефты: любое мясо запрещается варить в молоке — в Святой земле и вне ее границ. Поясняет Рашбам, что в этом, казалось бы, очевидном высказывании была необходимость. Если бы это предостережение не было озвучено, то многие могли бы вне границ земли Израиля нарушить этот запрет. Каким образом? Существует способ толкования Торы, называющийся экеш, когда по определенным правилам смежно написанные законы приравниваются. Заповедь приношения бикурим, как и запрет варить мясо в молоке, написаны в одном стихе. И если близкое расположение стихов часто становится причиной для одинакового толкования, то тем более, когда обе заповеди находятся в одном стихе.

Если заповедь приношения первых плодов распространяется только на плоды Святой земли, то это же правило можно было бы отнести и к запрету варки мяса в молоке. И чтобы такого ошибочного понимания не произошло, потребовалось вызвать пророка Элияу к раби Шимону бар Йохаю с предостережением: здесь правило экеш не работает.

А почему же в этом случае правило толкования близко расположенных тем – экеш – не действует?

Потому что есть принципиальное отличие между этими заповедями. Заповедь приношения бикурим связана с землей, а место исполнения таких заповедей (за редким исключением) — это Святая Земля. Запрет варки мяса в молоке никак не связан с землей и соответствует общему правилу, что заповеди, не связанные с землей, требуется исполнять как в Святой Земле, так и вне ее.


http://www.beerot.ru/?p=44968