Шмот — Посланники Всевышнего не упоминаются по имени

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1293
от какого египта

Недельная глава Шмот

«Пошли, пожалуйста, через посланника» (Шмот, 4:13).

Есть различные объяснения, почему Моше рабейну вначале отказывался идти в Египет, чтобы вывести оттуда народ Израиля.

Одно из них таково: как известно, Избавление народа Израиля было произведено не ангелом или другим посланником, а лично Самим Всевышним. Именно это и утверждал Моше: кто я такой, чтобы выводить народ Израиля? Лучше всего, если Сам Всевышний приведет Геулу — избавление, ведь только Он может избавить нас. Он – истинный Спаситель, и никто другой!

Этому принципу Тора учит нас на протяжении всей истории египетского рабства и Избавления от него. Давайте посмотрим внимательно и увидим, насколько «народная революция» еврейского народа, когда они вышли из Египта, отличалась от подобного процесса любой другой нации.

В истории каждого народа обычно рассказывается, что в центре революции находился некий национальный герой – один или несколько, и они мужественно, жертвуя собой, восстают против царей или жестоких правителей, с большой помпой спасают народ, и с тех пор их имена навечно записаны в истории народа в качестве его спасителей и героев.

В истории же выхода из Египта все совсем по-другому. Амрам, глава поколения, самый уважаемый человек, женится на Йохевед, знатной женщине – дочери Леви, внучке праотца Авраама. Тора должна была бы отметить этот замечательный брак, тем более, что от него произошли величайшие люди народа – Моше, сам спаситель еврейского народа, Аарон – первосвященник и помощник Моше в процессе Геулы, и их сестра – великая пророчица Мирьям.

Однако Тора говорит всего лишь: «Один человек из дома Леви пошел и взял себе в жены женщину из дома Леви», как будто говоря нам: жили-были два простых человека, нет смысла даже и упоминать их имена, и у них родился сын. О его имени тоже ничего не сказано, пока ему не дали имя «Моше» в честь события, которое произошло с ним в детстве: что его вытащили (машу) из воды, как какую-то рыбку. Неужели это достаточно «уважительное» имя для спасителя народа Израиля?

И, действительно, у Моше были более уважительные имена: Авигдор, Тувия, Йекутиэль и другие. Однако единственное имя, которое осталось у него навеки – это лишь имя Моше.

То же самое мы видим и в отношении двух еврейских акушерок, которые с риском для жизни спасали еврейских детей. Вообще не упоминается, что это были две великие праведницы Йохевед и Мирьям. Их называют просто по имени их работы: Шифра – поскольку она «улучшает» младенца (моет и т. п.), и Пуа – что она нежно разговаривает с малышами. Какие-то две простые акушерки… Разве эти имена отражают их великое мужество?

Все это учит нас очень важному принципу: у еврейского народа нет ни «национальной декларации», ни «народного героя».

Не народная революция привела к выходу из Египта, и не геройство людей из плоти и крови. Только «Я – Всевышний, Который избавляет вас от египетских мучений», а все посланцы Всевышнего даже не упоминаются по имени, поскольку на самом деле – какую важность они имеют по сравнению с истинной реальностью: что «нет у нас другого Царя, избавляющего и спасающего, кроме Тебя!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=59439