Шмот — Мужская и женская работа

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

549
компромиссы

Недельная глава Шмот

Саба из Кельма говорил – так я слышал от рава Элияу Лопьяна – что мы обязаны помнить исход из Египта всю жизнь, каждое утро и вечер, поскольку нет ни одного принципа еврейского мировоззрения, который не был бы одним из уроков исхода из Египта. Один из этих принципов, который особенно важен для нас в нашу эпоху, полную путаницы и тумана, это сказанное: «И отягощали их жизнь тяжкой работой».

Наши мудрецы объясняют, что египтяне заставляли мужчин делать женскую работу, а женщин – мужскую. Поэтому-то она и была такой тяжелой – они не были привычны к ней.
Это непонятно. Что египтяне выигрывали от этого? Наоборот, одни убытки.

Ведь мужчины умело выполняют свою работу, а женщины – свою. Сказанное в Коэлет: «Все сделал прекрасно в нужное время» учит нас, что Всевышний дал каждому любовь к своему ремеслу, и даже кожевнику (работа которого сопровождается отвратительными запахами) нравится его работа. Всевышний сделал это, чтобы в мире не было недостатка ни в одном ремесле. Тем более, мужчинам по душе их работа, а женщинам – их. И когда египтяне поменяли им работы, они причиняли ущерб себе не меньше, чем отравляли жизнь евреям. Зачем же они это делали?

Зачем? Чтобы научить нас чему-то очень важному. Чтобы мы задумались над всей этой темой египетского рабства и избавления от него в свете слов Рамбама, который писал своему сыну в письме: «Следует знать, сынок, что фараон, царь Египта – это самое настоящее дурное начало». То есть, следует учить всю историю египетского изгнания, как подобие рабства у дурного начала.

Так мы можем понять, что одна из уловок дурного начала – убедить человека поменять его роль.

Как в известной истории. В городе Бриске (Брест-Литовске) был один богатый человек, чье сердце было закрыто перед стенаниями бедняков. Слова сборщиков пожертвований на него не действовали, и они попросили главного раввина города, великого рава Йосефа Дова Соловейчика, автора книги «Бейт а-Леви», поговорить с ним. Ведь сколько есть бедных, взывающих о помощи, скольким семьям этот богач мог бы помочь… Однако рав знал, что «Так же, как заповедано говорить слова, которые будут услышаны, точно так же есть заповедь не говорить того, что не услышат». Поэтому он ждал подходящего момента.

Такой момент настал в ночь Йом Кипура. После молитвы большинство молящихся отправились по домам. И лишь немногочисленные учащиеся приготовились провести всю ночь в изучении Торы. Они были привычны к ночам, наполненным Торой, и знали, что это не помешает им молиться в сам святой день. И богач тоже остался. Он приготовился всю ночь учиться и читать Теилим, чтобы удостоиться хорошего приговора Свыше.

Рав обратился к нему: «Разве вы привыкли проводить бессонные ночи?» Тот ответил, что нет, но что делать – он страшится Суда, а известно, что чтение Теилим отменяет тяжелые приговоры.

«Скажите, — продолжил спрашивать рав, — вы ведь человек мира, знаете, как устроена армия. Расскажите мне». Тот с удовольствием стал объяснять: «Армия состоит из разных дивизий. Есть пехота, есть конная дивизия, есть артиллерия, есть связисты, есть снабженцы и так далее. А почему вы спрашиваете, рав?»

«Интересно… да вот сердце у меня болит за евреев, которых мобилизуют на двадцать пять лет, а ведь среди них есть и семейные люди. Как вы считаете, если они сбегут из армии и вернутся домой…»

«Не советовал бы я им это делать! – решительно ответил богач, — Их все равно разыщут и отдадут под суд. В мирное время наказание – двести палок и перевод на службу в место, откуда не сбежишь. А в военное время точно получат смертный приговор».

«Да? А если он, скажем, остался в армии, но самостоятельно перешел из одного рода войск в другой, скажем, из пехоты – в снабженцы?»

«Это тоже дезертирство, — постановил богач, — во время войны и его приговорят к расстрелу. Ведь если каждый солдат будет сам выбирать, где ему служить, – армия не сможет функционировать!»

«Интересно, — ответил рав, — знаете, почему я спрашиваю? Завтра – День Суда, все мы предстанем перед судом. Все мы желаем удостоиться хорошего приговора и смягчить его. Свыше нам дают разные пути для этого. Мудрецам Торы Всевышний даровал бескрайние силы для учебы, способность сосредоточиться и бодрствовать всю ночь, и весь день тоже оставаться бодрыми и вдохновенно молиться. Вам Свыше дали богатство, чтобы оказывать помощь бедным и приумножать добрые дела и цдаку. У Иссахара своя роль, а у Зевулуна – своя. Никто не освобождает Зевулуна от обязанности учиться в любое свободное время, но основная его задача – позволять Иссахару учиться. Завтра откроют Вашу книгу жизни и проверят Ваши деяния. Что обнаружат? Что Вы дезертировали. Вместо того, чтобы увеличить цдаку и поддержку учащим Тору, Вы всю ночь не спали и учили Тору… Если бы вы давали цдаку, и, кроме того, желали учиться в эту ночь, – замечательно. Но если вы не даете ничего, да еще и прибиваетесь к учащим Тору – вы просто дезертировали из своего полка, и приговор вам вынесен!»

«Нет!» – в страхе ответил богач.

«Есть и еще одна возможность… — задумался рав Соловейчик, и глаза богача загорелись надеждой, — я могу подать прошение от вашего имени перейти в наш полк. Но тогда ваше богатство, конечно, вас покинет…»

И на это богач не был согласен. Тогда рав сказал: «Тогда послушайте моего совета: если Вы действительно желаете удостоиться положительного приговора – примите на себя открыть свою руку для цдаки и хеседа, и идите спать!»

«Есть три короны: корона Торы, корона служения в Храме и корона царства» (Авот, 4:14). Короны служения удостоился Аарон, и взял ее себе. Короны царства удостоился Давид, и взял ее себе. А корона Торы до сих пор лежит, каждый, кто хочет – может прийти и взять ее (Йома, 72б).

Была история с царем Узияу. Он был праведным царем, но однажды решил воскурить благовония в Храме. Сказал: «Подобает царю служить Царю Славы». Что было дальше? «Он пришел во дворец Всевышнего, чтобы воскурить Ему благовоние. Вошел вслед за ним коэн Азарияу и сказал ему: “Узияу, что тебе воскурять для Всевышнего? Только коэны, сыновья Аарона, посвящены для воскурения Творцу”. Разгневался Узияу, а курильница для воскурения в руке его. И когда разгневался он на коэнов, язва цараат показалась у него на лбу, и его быстро выгнали оттуда, да и он сам поспешил выйти, поскольку Всевышний послал ему цараат. И остался царь Узияу прокаженным до конца дней своих» (Диврей а-Ямим, 2, 26)

Пожелал самовольно перейти из одной дивизии в другую – и был наказан цараат, а больной ею приравнивается к мертвому.

С другой стороны, нам известно и наказание коэнов, которые решили взять себе корону царства. Сказано у Рамбана: «Это было наказанием хашмонаев, которые правили во время второго Храма. Они были величайшими праведниками, и если бы не они – не дай Б-г, забылась бы Тора в народе Израиля, и, тем не менее, они были очень тяжело наказаны. Все четыре сына Маттитьяу хашмоная были праведными и благочестивыми, и правили один за другим, и со всей своей мощью и успехами в итоге погибли от меча своих врагов, и наказание постигло их настолько, что погиб весь род хашмонаев, так что “тот, кто говорит, что он из рода хашмонаев – раб”» (Бава Батра, 3б). Все они были уничтожены из-за этого греха: из-за того, что были царями, не будучи потомками Йеуды и Давида. Наказание это было мера за меру: Всевышний сделал так, что их рабы стали править ими и уничтожили их.

Возможно, причиной наказания было и то, что они были коэнами, которым было заповедано: «Сохраняйте свое служение во всем, что касается жертвенника» (Бемидбар, 18:7). То есть им следовало не царствовать, а только служить Всевышнему в Храме. [Прим. ред. Претензия к ним была безусловно не за то, что они восстали против греков и их приспешников, а за то, что не передали власть потомкам Давида.]

Получается, что претензия к ним была двойной: почему они не сосредоточились на своем предназначении, и почему пожелали чужой миссии?

В Германии был один религиозный врач, который услышал о цветущем мире ешив в Литве. Любопытство его пробудилось, он взял отпуск и поехал на «экскурсию» по Слободке и Миру, Гродно и Тельзу, Каменицу и Радуни. Увидел тысячи юношей и женатых аврехим, пламенно изучающих Тору, обсуждающих темы, о которых он и понятия не имеет. Видел библиотеки ешив, наполненные десятками тысяч книг, которые он ни разу и не открывал. Стало ему очень тяжело. С разбитым сердцем пришел он к великому коэну, Хафец Хаиму. «Раби, я – религиозный врач из Германии. Я стараюсь во всех своих делах освящать Имя Творца, соблюдаю Тору и заповеди, настолько, насколько знаю, и я был уверен, что, когда окажусь в лучшем мире, меня наверняка посадят на почетное место в Ган Эдене. А когда я приехал сюда, я увидел, насколько я далек, насколько бедны мои знания в Торе. Практически нет у меня удела в ней. Так что весь мой мир разбился на осколки. Теперь я вижу, кого посадят на почетное место в Ган Эдене. Но я-то, что со мной будет?»

Хафец Хаим утешил его: «Сказано в Гемаре, что Йосеф, сын раби Йеошуа бен Леви, заболел, и его душа поднялась на Небеса, а потом он выздоровел (в наше время это называют: пережил клиническую смерть – прим. пер.). Спросил его отец: “Что ты видел там?” Он ответил: “Я видел, что в том мире все наоборот: те, кто здесь наверху (считаются важными людьми – Раши), там внизу, а те, кто здесь внизу – там наверху”. Сказал раби Йеошуа: “Сынок, ты видел истинный, ясный мир!” Так что вполне возможно, что в будущем мире мы с вами будем сидеть рядом».

«Как такое может быть?» – удивился врач. Все-таки – он и Хафец Хаим?

«Сказано в Торе, — объяснил Хафец Хаим, — “древо жизни – в саду”. Таргум пишет: “в центре сада”. Почему Тора подчеркивает, что оно находилось именно в центре? Какая мне разница – в центре или сбоку? Я вам объясню: каково определение центральной точки круга? Что все точки окружности равноудалены от центра.

Сказали наши мудрецы (Таанит, 31а), что в будущем Всевышний поставит праведников в хоровод, а Сам будет в центре, и каждый из них будет показывать пальцем и говорить: вот наш Б-г и т. д.

И объясняют это, что у каждого праведника будет свое место в этом кругу, и один не заслоняет другого ни на волос. Этот учился, а тот поддерживал Тору, а этот делал добрые дела. И каждый одинаково близок к Творцу, поскольку выполнил свое предназначение в совершенстве!

Вы понимаете, меня Высшее Провидение отправило в Литву, и я учился в Вильно и Айшишках, был лично знаком с раби Исраэлем Салантером, который посоветовал мне написать книгу “Хафец Хаим”, а потом я написал книгу “Шмират а-Лашон” и другие книги, основал ешиву, и действую, делая все, что могу, с помощью данных мне Свыше инструментов и возможностей, представляющихся на моем пути.

Вас Высшее Провидение направило в Германию, вы получили там соответствующее воспитание и образование, и вы делаете все, что можете, с помощью данных вам Свыше инструментов и возможностей, представляющихся на вашем пути. [Прим. ред. Безусловно, у утешения Хафец Хаима есть условие: этот врач всеми силами изучал и исполнял Тору, настолько насколько был в состоянии это делать.]

И если мы оба делаем все, что в состоянии делать – мы одинаково отдалены от центра и постоянно к нему приближаемся!»

Это одна из вещей, которых не хватает в нашем поколении. К нам проникло чуждое искаженное мировоззрение, будто все люди одинаковы, и нет никаких отличий между ними, между их уровнем. Идея равенства разрушила все границы и ограды. И люди не понимают, что каждый человек создан со своим уникальным предназначением, со своими возможностями, способностями, талантами и задачами. У мужа есть своя роль и свои обязанности, у жены – ее предназначение в соответствии с ее характером и способностями. У раввина своя роль, у ученика – своя. У босса свои задачи, у подчиненного – свои. Нельзя смешивать сферы действия. Если каждый будет знать свое место, свою роль и свое предназначение, и будет стараться выполнять их, насколько он может – все будут довольны и радостны!

Перевод: г-жа Лея Шухман

 


http://www.beerot.ru/?p=88510