Шмот — Всем хватает места

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

986
от брата места

Недельная глава Шмот

Однажды я пришел дать урок в одну ешиву, и она была полна настолько, что не было сидячих мест — люди стояли вдоль стен и в проходах.

«Садитесь, пожалуйста», — сказал я.

Мне ответили: «Да ведь нет мест…»

«Будут места, и я объясню, как».

Когда евреи спустились в Египет, они попросили у фараона землю Гошен (см. Берешит, 47:4). Пишет рав Элияу Мизрахи в комментарии к этой главе: «Когда люди просят подарок, обычно просят столько, сколько им нужно, или даже меньше. Но уж точно не больше». Когда они пришли в Египет, их было семьдесят человек. Можно представить себе, каков был размер места, которое они попросили для себя и своих стад.

Далее – наши мудрецы говорят, что все время, пока был жив наш праотец Яаков, евреи жили только в земле Гошен. Когда же он умер, они расселились по всему Египту, как сказано в нашей главе: «И наполнилась ими земля», «А в земле Гошен осталось только совсем немного, столько, сколько там могли поместиться».

Это непонятно. Сказано в «Мидраш Раба» (Берешит, 79:1), что Яаков умер не раньше, чем увидел 600 000 своих потомков. Так как же всем им хватало места в земле Гошен, в которой могло поместиться «совсем немного»?

Ответ в том, что если собираются слушать слова Торы и учиться в любви и дружбе, мире и согласии, то места хватает всем! Потому, что «любовь отодвигает плоть» (Бава Меция, 84а), и теснота не чувствуется!

Об этом и сказано в трактате Санедрин (20а) по поводу стиха из Мишлей: «Обаяние – ложь, и красота – тщета, а Б-гобоязненная женщина будет прославлена». Говорит Гемара: «”Обаяние – ложь” – это поколение Моше и Йеошуа; “красота – тщета” – это поколение царя Хизкияу…». Между прочим, это поколение, в котором проверили от Дана до Беер-Шевы и не нашли ни одного юноши или девушки, которые не знали бы, как следует, законы таарот (одни из самых сложных разделов Торы – прим. пер.). Продолжает Гемара: «”Б-гобоязненная женщина будет прославлена” – поколение раби Йеуды бар Илая, где шестеро покрывались одним талитом, и учили Тору». Рав Хаим Шмулевич удивлялся: как могут шесть учеников покрыться одним талитом? Один тянет туда, другой – сюда, талит же порвется!

Но в этом-то и ответ, говорит рав Шмулевич: когда каждый тянет в свою сторону, талит, конечно же, порвется. Однако, когда есть любовь и дружба, и каждый заботится о том, чтобы другой укрылся, талита хватит на всех!

Об этом же сказано и в трактате Эрувин (53а): «Сказал раби Йоханан: “Когда мы учили Тору у раби Ошайи, мы сидели по четверо на ама (полметра)”. Сказал Раби: “Когда мы учили Тору у раби Элазара бен Шамуа, мы сидели по шестеро на ама”. Как это возможно? Ведь обычно одному человеку нужна целая ама!

Однако, когда есть любовь и дружба – можно уместиться!

Об этом и сказано в трактате Авот (5:5): «Никогда не говорил человек: “слишком тесно мне, чтобы ночевать в Иерусалиме” (речь идет о праздниках-регалим, когда в Иерусалим стекались миллионы паломников – прим. пер.)», ведь когда есть любовь, можно уместиться и на острие меча. А если нет, то и шестидесяти амот не хватит. Как сказано в книге «Мивхар а-Пниним»: «Острие иглы не узко для двух любящих, и весь мир недостаточно широк для двух ненавистников». Мы это видели – когда Каин и Эвель поссорились, им не хватило целого мира. Так сказано и о споре пастухов Авраама и Лота: «Не могли они быть вместе на одной земле». То же самое – Яаков и Эсав: «И было у них множество имущества, так, что земля не могла вынести их обоих…»

А Хатам Софер объяснил сказанное в Теилим (133:1): «Как хорошо и приятно сидеть братьям вместе» – как замечательно, когда они ладят между собой, и есть место для всех…

«Ну, что скажете? – подытожил я, — нужны еще стулья?»

И вот чудо: всем, кто стоял, нашлось место сесть!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=80686