Шмот — Как будто не знает…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

885
цель создания мира

Недельная глава Шмот

«Встал над Египтом новый царь, который не знал Йосефа» (Шмот, 1:8).

Раши комментирует: притворился, будто не знает его. Спрашивает «Мидраш Раба» (1:5): «Неужели он не знал Йосефа? Сказал раби Авин: это похоже на то, что один человек и побил камнями любимого приближенного царя. Сказал царь: “Снесите ему голову! Ведь завтра он поступит так же и со мной!” Поэтому и говорит Тора: сегодня – “который не знал Йосефа”, а завтра он скажет: “Не знаю я, кто такой Всевышний”».

«Снесите ему голову» – такое страшное наказание! Почему? Очень просто: тот, кто неблагодарен по отношению к ближнему, в итоге проявит неблагодарность к Творцу. А фараон разве был только неблагодарен по отношению к Всевышнему? Да он вообще отрицал Его существование: «Кто такой Всевышний, что я должен слушаться Его? Не знаю я, кто это Всевышний».

Мидраш раскрывает нам, что, конечно же, он знал Всевышнего, знал, что Он есть. И его отрицание имеет своим источником неблагодарность, отрицание Его блага. Отсюда мы можем сделать вывод по поводу всех вероотступников. Нет среди них тех, кто не признает Творца, нет человека, который по-настоящему отрицал бы Его существование.

Есть лишь те, что сбрасывают с себя бремя Небес, неблагодарные, которые оправдывают себя тем, что, якобы не верят в Б-га.

Вспомним по этому поводу историю, которая приводится в мидраше: «Один вероотступник пришел к раби Акиве и спросил: “Кто создал этот мир?” Ответил раби Акива: “Всевышний”. Сказал тот: “Докажи абсолютным доказательством!” Сказал раби Акива: “Приходи завтра”. На следующий день он пришел к раби Акиве, и тот спросил: “Что на тебе надето?” “Одежда”, — ответил вероотступник. “Кто ее сделал?”, – спросил раби Акива. “Ткач”. “Я тебе не верю, докажи абсолютным доказательством!”, – сказал раби Акива. “Как я тебе докажу – это же очевидно, что ткань соткал ткач! Ты что, этого не знаешь?” Сказал ему раби Акива: “Так же очевидно, что Всевышний создал Свой мир! Ты что, этого не знаешь?” Пришлось тому вероотступнику уйти восвояси».

Прежде, чем продолжим, зададим вопрос: что, вчера тот вероотступник пришел без одежды? Разве раби Акива не мог сразу ответить ему так, как ответил?

Однако, если бы он сказал ему сразу, тот бы подумал, что раби Акива просто отмахивается от него. Поэтому он и сказал ему прийти на следующий день, как будто раби Акиве требуется целый день, чтобы найти ответ. Чтобы он понял, что это не уловка, это истинный, абсолютный ответ.

Так и продолжает Мидраш: «Спросили раби Акиву ученики: “Каково абсолютное доказательство?” Он ответил им: “Сыны мои, точно также, как дом свидетельствует о построившем его строителе, одежда – о соткавшем ее ткаче, дверь – о столяре, так и весь этот мир свидетельствует о создавшем его Всевышнем!

Счастлив удел человека, чье сердце заставляет его задуматься над творениями (Всевышнего, чтобы) узнать (посредством их) своего Творца, ведь тот, кто нашел Его – нашел жизнь, и удостоится благословения от Всевышнего!”»

Мир свидетельствует о своем Создателе. Это очевидное знание. Но знание это накладывает обязательства, поэтому есть те, кто не хотят признавать этого.

Мне как-то довелось разговаривать с одним ученым-атеистом. «Я верю только в то, что видят мои глаза!» – гордо сказал он. Я ответил ему известным анекдотом, в котором описан случай в Советской России.

Директор и завуч вошли в класс на урок. Учитель как раз проводил антирелигиозную пропаганду.

— Дети, — спросил они, — вы видите товарища директора?

 — Да! – закричали все.

— Значит, он – существует. А товарища завуча?

— Да!

— Значит, и он существует. А меня видите?»

— Да!

— Значит, и я существую. А окно, дверь видите?

— Да!

— Ну вот, и они есть. А Б-га кто-нибудь видел?

— Нет!

— Значит, Его и нет!

Тут встает одна девочка и говорит:

— Вы видите товарища директора, товарища завуча и товарища учителя?

— Да! – снова закричали дети.

— А мозги их – вы видите?

— Нет!

— Ну, значит, и мозгов у них нет!

Восьмилетняя девочка поняла то, что взрослые люди не понимают? Да, нет, конечно, все они понимают. Но признавать не хотят. Реальность Творца доказывает само творение. И смысл ее отрицания – лишь чистая неблагодарность!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=80689