Шмот — Кто защищает народ Израиля?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

480

Недельная глава Шмот

Раньше тех, кто давали открытые уроки в синагогах, называли мохиах — «увещеватель». Например, рав Йехезкель Ландо, автор «Нодэ би-Йеуда» (Псахим, 50а) приводит то, что «я слышал в детстве от великого и известного увещевателя общины города Броды». Автор «При Мегадим» подписывается: «Сын моего великого отца, светоча поколения, увещевающего и распространяющего Тору». Ах, какие же были поколения — не просто были готовы принимать укоры и увещевания, еще и назначали себе увещевателя! Замечателен их удел!

В нашем же поколении выполняется сказанное мудрецами: «Я сомневаюсь, что есть хоть кто-то в нашем поколении, кто умеет принимать укоры. Если человек говорит другому: “У тебя тростинка между зубами, убери ее”, то тот отвечает: “А у тебя бревно между глазами, убери его!”» (Эрхин, 16б).

Это непонятно. Ведь рав Йосеф Джикатилья (выдающийся раввин и каббалист) пишет, что увещевающий подобен врачу. Какое точное сравнение! Например, врач ставит диагноз: воспаление легких. Предостерегает больного от развития болезни и выписывает ему лекарство. А тот возмущается: «Ты кто такой, чтобы говорить мне, что я болен, и еще и указывать, что мне делать? У меня воспаление легких? А у тебя лысина, займись ею сначала!»

Если больной так ответит, у него, видимо, не только воспаление легких, но еще и воспаление мозга. Какая связь между его болезнью и лысиной врача? Но как часто я встречался с подобной реакцией! Однажды меня пригласили выступить в одной синагоге. Я говорил о важности изучения Торы, и как хорошо добавить еще один урок в этой синагоге. Слушали меня внимательно, и я почувствовал, что будут хорошие результаты. Поговорим с раввином синагоги, и откроем еще один урок. И вдруг очередной крикун встал: «А почему вы не служите в армии?!»

Ну, какая связь, я вас спрашиваю? И тем не менее, он свернул с темы, охладил слушателей.

Придется ответить ему, как следует, чтобы урок Торы все-таки открылся.

«Вы уж извините, — говорю ему, — но вы хуже фараона!»

Я желал его как-то встряхнуть, и у меня получилось. Остальные тоже встрепенулись и стали с интересом ждать объяснения.

«Когда Моше и Аарон потребовали от фараона отпустить народ Израиля, тот ответил им: идите, займитесь делами. Комментирует Раши: делами, которые есть у вас дома. Но египетское рабство не распространялось на колено Леви.

Почему колено Леви не было в рабстве? Потому, что, как приводится в Гемаре (Йома, 28б), они не прекращали учить Тору. Со времен Авраама не прекращалось изучение Торы. Авраам сидел в ешиве до старости, и точно так же – Ицхак и Яаков. Спустившись в Египет, они тоже продолжали учиться. Пишет Рамбам (Законы идолопоклонства, 1: 3): “Наш праотец Яаков обучал всех своих сыновей, но выделил Леви и поставил его во главе остальных, и посадил его в ешиву, чтобы он обучал других путям Творца и соблюдению Его заповедей, которые соблюдал праотец Авраам, и повелел сыновьям, чтобы не прекращалась в колене Леви передача от одного ответственного к другому, чтобы не забылась учеба Торы”. Тосафот пишут, что из этих слов Рамбама понятно, почему колено Леви не было в рабстве: потому, что их единственным делом была Тора. Так что для них исполнилось сказанное в Пиркей Авот (3:5): “С каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя власти и бремя заработка”.

Видите, даже фараон понимал, что народу необходим духовный хребет, который будет держать его. У нас есть вечная Тора, богатая трехтысячелетняя традиция законов и их анализа, истории и мировоззрения, философии и нравственных устоев. Фараон понял, что нельзя порабощать левитов, поскольку они передают все это народу. А если вы этого не понимаете – то разве вы не хуже фараона?»

Люди заулыбались, идея была воспринята. Но тот не отступил: «Да как тут можно сравнивать? Если народу нужны учащие Тору – пусть, действительно, снимут с них бремя власти и заработка. Но мы-то тут воюем за свою землю, за свою жизнь! Это война — заповедь, речь идет об угрозе жизни, и поэтому все должны принимать в ней участие. Какая связь между египетским рабством и службой в армии?»

Люди стали согласно кивать. Правильно, всех ешиботников – в армию, прямо сейчас!

«Какая связь? – ответил я, — Прямая! Мобилизация учащихся ешив привела к египетскому рабству!»

Брови поднялись: что еще за выдумки?

Сейчас объясню. Гемара (Недарим, 32а) спрашивает: за что был наказан праотец Авраам, и его потомки оказались в рабстве на 210 лет? За то, что он поработил мудрецов Торы. РаН объясняет: повел их на войну. Как сказано (Берешит, 14:14): «вооружил своих людей» – тех, которых воспитывал учить Тору.

Так какая к нему была претензия? Чтобы одолеть армию царей, которая насчитывала около двух с половиной миллионов солдат (см. Санедрин, 95б), Аврааму в любом случае требовались великие чудеса. И Всевышний совершил для него эти чудеса: «Кто отдал ему народы и царей подчинил, обратил их в прах мечом его, в солому, уносимую ветром, луком его?» (Йешаяу, 41:2) Эти слова объясняются в трактате Таанит (21а): Авраам бросал в сторону врагов прах, и он превращался в мечи, бросал солому – и она превращалась в стрелы.

Так если тебе нужны чудеса, вели своим ученикам сидеть и учиться, чтобы добавили тебе заслуг. А самые лучшие заслуги – это заслуги Торы. Как сказано (Теилим, 122:2): «Стояли наши ноги во вратах твоих, Иерусалим». В заслугу чего наши ноги выстаивали в войне? В заслугу «врат Иерусалима» – учебы Торы!

Чем больше будут учить Тору, тем легче будет одержана победа над врагом. Самой сокрушительной и самой легкой победой была победа царя Хизкияу над армией Санхерива. Эта армия, осадившая Иерусалим, насчитывала около двух с половиной миллионов солдат (см. Санедрин, 95б). И все они умерли в одну ночь, как рассказывается в Млахим (2, 19:35): «Сказал Хизкияу (Всевышнему): “Нет у меня сил ни убивать, ни преследовать врагов, ни даже петь песнь. Я пойду спать в постель, а Ты воюй за нас!” Ответил Всевышний: “Так Я и сделаю, ты иди спать в своей постели, а Я буду воевать вместо тебя”. Так и произошло: “И было в ту ночь: вышел ангел Всевышнего и поразил лагерь ассирийцев. Встали в то утро (евреи) и видят: все они – мертвые тела”. Чем царь Хизкияу удостоился такого чуда? Объясняют мудрецы: бремя Санхерива из-за масла Хизкияу, которое горело в синагогах и домах учения. Что сделал Хизкияу? Воткнул меч на пороге дома учения и объявил: “Каждый, кто отлынивает от учебы Торы, будет проткнут этим мечом!” Проверили жителей Израиля от удела Дана до Беер-Шевы и не нашли ни одного невежды в Торе. Проверили от Гвата до Антипареса и не нашли ни одного мальчика или девочки, мужчины или женщины, которые не разбирались бы в законах тума и таара (нечистоты и чистоты; здесь приводятся самые крайние географические точки Израиля – прим. пер.)».

«Однако, — подытожил я, — как бы мы ни нуждались во “вратах Иерусалима”, в том, чтобы учили Тору ради того, чтобы выстоять в войне, – колено Леви или учащиеся ешив не обладают монополией на Тору. Сказано: “Тору заповедал нам Моше, в наследие общине Яакова”. Тора – наследие всего Израиля. Каждый еврей, который учит Тору, каждый, кто участвует в уроке Торы, кроме бесчисленных заслуг, которые получает он сам (ведь каждое слово изучения Торы равносильно всем 613 заповедям вместе взятым), еще и прибавляет заслуг всему народу Израиля в целом, добавляет защиты народу, находящемуся в Сионе, на Земле Израиля, и любому еврею в мире, где бы он ни был.

Поэтому мы объявляем об открытии нового еженедельного урока. Кто желает участвовать в нем – поднимите руки!»

Поднялся лес рук, и тот человек – тоже поднял руку. Ах, кто подобен тебе, народ Израиля!


http://www.beerot.ru/?p=88508