Душа тела – в крови она — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ахарей Мот

Дата: | Автор материала: Рамбан

1849

Недельная глава Ахарей мот

«Потому что душа тела – в крови она, и Я предназначил ее вам для окропления жертвенника» (Ваикра, 17:14).

Из этих слов Торы можно было бы заключить, что кровь запрещена нам в пищу, потому что она предназначена для окропления жертвенника, чтобы искупать наши души, – и это доля Б-га, так же как и нутряной жир (хелев). А если спросят, почему запрещена также кровь диких животных и птиц, которых не приносят в жертву, то ответим: Тора пожелала отдалить нас от всякой крови, чтобы мы не совершили ошибки, – а в отношении нутряного жира так не было сделано потому, что он легко различим.

А Рамбам в «Путеводителе заблудших» (Морэ невухим) писал, что, хотя идолопоклонники брезговали кровью и она считалась у них нечистой, тем не менее, ее пили те, кто стремился вступить в контакт с демонами и узнать от них будущее. [Ведь они полагали, будто демоны питаются кровью, и поэтому стремились уподобиться им, чтобы обрести их благоволение. – Здесь и далее – комментарии переводчика.] Но Тора пожелала навсегда покончить с этим безумием и заблуждением, и поэтому она запретила кровь в пищу, избрав ее для окропления жертвенника ради очищения и искупления душ. И поэтому сказано: «Обращу лицо Мое на того, кто ест кровь, и отторгну его из среды народа его» (Ваикра, 17:10), подобно тому, как написано про служащих Молеху: «Обращу Я лицо Мое на человека того…, и отторгну его и всех совращенных им на блудное хождение за Молехом из среды народа их» (там же, 20:5) – ведь и тот, и другой грех связан с поклонением идолам (авода зара), а по поводу какого-нибудь иного преступления так не написано.

Это разумные размышления, но они не подтверждаются строками Торы, ведь в ней в качестве причины запрета несколько раз повторено: «Крови какой бы то ни было плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти – это кровь ее» (17:14) и «Обращу лицо Мое на того, кто ест кровь, и отторгну его из среды народа его, потому что душа тела – в крови она» (17:10-11), а также «Но старайся не есть крови, ибо кровь – это душа, не ешь же души вместе с плотью» (Дварим, 12:23).

И следует разъяснить причину этого запрета следующим образом. Всевышний создал все существа в нижнем мире для нужд человека, так как из всех них только человек знает своего Творца, – и, тем не менее, вначале Он разрешил им в пищу только растения, но не животных, как и сказано в главе Берешит: «Вот Я дал вам все несущие семя растения на земле и всякое дерево, дающее плоды с семенами, и будет это вам в пищу» (1:29). Но после потопа, когда животные спаслись лишь благодаря человеку и он принес часть из них в жертву, в угождение Б-гу, ему было разрешено зарезать их в пищу, как написано: «Все, что движется и живет, будет вам в пищу; как зеленую траву Я (теперь) вам дал всё» (там же, 9:3) – ведь и жизнь им была дана только ради человека.

И вот, Творец разрешил человеку использовать для своих потребностей их тела, созданные специально ради него, а их души – для искупления, принося их в жертву Ему, да будет Он благословен, но, не съедая их. Человеку, обладающему душой, не следует поедать души, поскольку все они принадлежат Б-гу – как душа человека, так и душа  животного, «ведь участь сынов человеческих и участь скотины – одна и та же участь, как тем умирать, так умирать и этим, и дыхание одно у всех» (Коэлет, 3:19).

И если использовать терминологию греческих естествоиспытателей, можно сказать, что от Действующего [Высшего Б-жественного] Разума исходит чистая и ясная искра, образующая душу животного. И это – действительно, душа (нефеш). Благодаря ей животное понимает, как спастись от опасности или достичь некого удовольствия. Оно узнает знакомых людей и любит их, как собаки любят своих хозяев и различают всех домочадцев. И также голуби обладают способностью к различению.

Известно, что съеденное становится частью тела съевшего – и они становятся «единой плотью». И если человек съедает душу животного, она присоединяется к его крови, и они объединяются в его сердце. Таким образом душа (нефеш) человека становится более грубой и примитивной, приближаясь по своим свойствам к душе того животного, которое он съел. Ведь кровь, в отличие от другой пищи, не нуждается в обработке пищеварением, но обретает связь с душой человека.

В Писании сказано: «Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных – нисходит ли вниз, в землю?» (там же, 3:21). И поэтому написано: «душа тела – в крови она» – ведь у всякой плоти, как у человека, так и у животного, душа (нефеш) – в крови. И не следует смешивать душу погибшего (животного) с душой живущего (человека). Но в соответствии с волей Бога, она может служить для искупления при окроплении ею жертвенника.

И с моей точки зрения, три определения, данные здесь по поводу крови, имеют единый смысл. Сначала сказано: «душа тела – в крови она» (17:11), а затем написано как бы наоборот: «кровь его, которая в душе его» (17:14)показать, что кровь – в душе, а душа – в крови. Иными словами, они соединены, как вино, смешанное с водой: вода в вине, а вино – в воде. И наконец, объяснено, что «душа всякой плоти – это кровь ее» (там же), т.е. кровь – это и есть душа. Они неразделимы, и не бывает крови без души или души без крови.

[Важно подчеркнуть, что здесь имеется в виду только нефеш – нижний «уровень» души, общий для человека и животных, называемый также нефеш бэhэмит («животная душа»). Комментируя книгу Берешит, Рамбан поясняет: «Душа человека, которая пребывает в его крови (т.е. нефеш), была создана из  земли (т.е. из элементов, составляющих материальные вещества) тем же Его речением, которым были сотворены звери и скот. Ведь все эти «души», дающие движение, были созданы вместе, а затем для них были сотворены тела – сначала (на шестой день Творения) Он сделал тела для скота и зверей, а потом – тело человека, и вселил в него эту «душу» (нефеш). И лишь после того Он вдохнул в него высшую душу (нешама), как написано (Берешит, 2:7): «…И вдохнул в его ноздри дыхание жизни (нишмат хаим)».

Раби Хаим Воложинер указывает: поскольку «нефеш пребывает в крови и как бы облачается в кровь, …то, если прекратится поступление крови к одному из органов тела, он отсохнет, потеряет всякую подвижность и функциональность – станет мертвым органом» («Нефеш а-Хаим», 1:14). Иными словами, нефеш соединена с телом через кровь – и как кровь достигает всех частей тела, поддерживая в них жизнь, так и нефеш посредством крови пребывает во всех частях тела, придавая им жизненность и движение.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=53594