Бемидбар — Число и имя

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1787
число и имя

Недельная глава Бемидбар

«По числу имен» (Бемидбар, 1:2).

Наши мудрецы-ришоним уже сказали, что Всевышний управляет миром двумя путями: ашгаха клалит (общим наблюдением) и ашгаха пратит (личной заботой).

Когда строитель строит здание и укладывает кирпич в стену, этот кирпич очень важен, ведь если его убрать – стена рухнет. Но у самого по себе кирпича нет особой цели и важности. При этом каждый из них должен находиться на своем месте, ради своей роли – быть частью стены. Это пример ашгаха клалит.

Однако к народу Израиля Всевышний относится и с личной заботой. Он любит каждого еврея персонально, как отец, любящий своего сына.

Ведь отец, у которого есть десять детей, любит каждого из них не потому, что дети составляют такое-то число членов семьи, а потому, что каждый ребенок дорог ему сам по себе.

Именно поэтому Тора и говорит здесь: «По числу имен», что, на первый взгляд, отражает два противоположных понятия, ведь число обычно показывает отношение к чему-то общему. Когда генерал посылает в бой тысячу солдат, он не знает каждого из них лично, и кроме того – у каждого из них нет достаточно сил и мужества победить на войне в одиночку. Именно потому что они вместе, они – тысяча солдат, они побеждают на войне. Получается, что достоинство каждого из них заключается в том, что он присоединяется к общему числу и дополняет необходимое количество.

Понятие же «имена» – совершенно противоположно. Это личное определение каждого человека самого по себе. На войне у каждого солдата есть «число» (звание), но в семье, отец скажет не: «Номер три – вставай на молитву!», а «Янкеле, вставай на молитву».

Конечно же, у каждого определения есть свое достоинство, и у числа тоже – если одного не хватает, то не хватает в общем, и, само собой, все здание неполно. Когда для выполнения определенной задачи необходима тысяча солдат, если нет нужного количества – задача отменяется, ее выполнить невозможно. Однако, если в доме есть десять человек, то, конечно же, каждый из них – это великий мир сам по себе, но они не считаются общим числом, и если, не дай Б-г, одного не хватает – это не отменяет всю семью, поскольку изначально не было причины, чтобы семья была построена именно из этого количества людей.

Поэтому, когда Тора говорит «По числу имен», она имеет в виду оба эти момента: с одной стороны – «по числу», каждый из народа Израиля дополняет весь народ, чтобы могла спуститься Шехина, и если не хватает одного – то не хватает общего числа, и уже ничего не будет. А с другой стороны – «имен». Кроме того, что каждый еврей имеет значение в общем числе, каждый обладает важностью и любим сам по себе, и является уникальным в своем имени и своем существовании, будучи целым миром – сам по себе.

Это учит нас тому, что каждый еврей в каждом поколении обладает двойным достоинством: именем и числом.

Это и есть смысл пересчета народа Израиля: не только необходимость, чтобы в народе было столько-то людей, и если не хватает одного – то не хватает только его. Нет, нужно, чтобы было именно определенное количество, и если не хватает одного – отменяется все, потому что здесь уже нет цельности народа. Отсюда и следует величайшая важность пересчета.

Об этом и сказали наши мудрецы в мидраше («Дварим Раба»): «Сказал раби Шимон бар Йохай: откуда мы знаем, что, если бы в народе Израиля недоставало хотя бы одного человека, Шехина не раскрылась бы им? Из того, что сказано: “Ведь в третий день спустился Всевышний на глазах у всего народа на гору Синай”».

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=46508