Шлах — Заслуга Калева

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Арье Лейб Алтер из Гур

2193
Заслуга Калева

Недельная глава Шлах

«Калев заставил народ замолчать, чтобы [они послушали] Моше; и сказал им: поднимемся же [в эту землю] и завоюем ее, мы сможем» (Бемидбар, 13:30).

Согласно Раши, Калев сказал им: надо слушаться Моше, даже если он скажет делать лестницы и подниматься на небо, – поднимемся.

Дело в том, что разведчики поняли, увидели, что не пришло еще время завоевания Земли Израиля, и это было правдой. Время наступило через сорок лет естественным чередом. Но поколение пустыни подчинялось Моше, который спустил для них Тору с Небес, и его управление не зависело от земного течения времени и закономерностей. Так что верно и то, что завоевание было возможно на тот момент, если бы народ смог подняться над своей природой, ближе к ступени Моше Рабейну.

У всего внизу есть [духовный] источник Свыше, и у Земли Израиля тоже. В главе Масей о разделе страны сказано (Бемидбар, 34:2): «Земля, которая выпадет [дословно – упадет] вам». При завоевании страны еврейский народ получил в первую очередь «Верхнюю» землю [т.е. духовный источник Земли Израиля], что выразилось и в приобретении «нижней» [т.е. самой земли]. В дни разведчиков не пришло еще время получить землю внизу, но сила Моше была в Торе, а в ней «нет более раннего и более позднего» (простое понимание этих слов мудрецов – что Тора необязательно придерживается хронологического порядка изложения).

К этому и призывает их Калев: в данный момент и в нынешнем состоянии нам не по силам зайти в эту страну, но давайте [духовно] поднимемся над собой, и тогда Всевышний вознесет нас над законами природы. И если бы вход в страну произошел соответственно ступени Моше, не было бы изгнания, так же как Тора, которую он получил, вечна и не забудется. А так из-за разведчиков установился день 9 Ава для плача на все поколения, ведь если бы не их грех, не был бы разрушен Храм.

«А раба Моего Калева, за то, что был в нем иной дух… приведу Я на землю…» (Бемидбар, 14:24).

Непонятно, для чего нужна причина награды? Поскольку он не согрешил, то почему ему не прийти в Землю Израиля? Но, как мы писали, это поколение не было достойно попасть в нее. Моше увидел это из того, что разведчикам не пришлось по душе увиденное. Грех их был в клевете и злословии. Если бы они не согрешили, то удостоились бы, по меньшей мере, увидеть Землю Израиля, – как сам Моше. Но Калев за самоотверженное противостояние злодеям получил право войти в Землю Израиля. Кроме того, виной всего поколения был грех золотого тельца, и лишь Йеошуа не согрешил, а остальные не имели права на Землю Израиля. Оно было дано Калеву – отдельно. [5636]

«Мидраш Раба» (начало нашей главы) говорит, что нет никого настолько угодного Творцу, как посланный исполнить заповедь, который всей душой стремится преуспеть в своей миссии. Мой дед и наставник (рав Ицхак Меир Алтер из Гур, автор «Хидушей а-Рим») часто говорил, что человек, посланный в этот мир, считающий своей задачей исполнение воли Творца, подпадает под определение «посланника заповеди».

Разведка страны была инициативой народа, и их побуждения не были угодны Творцу. Зачем же тогда Всевышний приказывает послать разведчиков? Он дал им шанс: если они пойдут, подчинившись воле Б-га, и отставят собственные желания, то спасутся от соблазна опорочить Землю Израиля.

Так в любой заповеди: если человек не примешивает собственных желаний к ее исполнению – даже желания достичь духовных высот – несомненно, такой человек называется «посланником заповеди».

В другой раз, когда Йеошуа посылает разведчиков, Пинхаса и Калева, сказано (Йеошуа, 2:1): «И послал… двух людей на разведку тайно (חרשׁ)». Это слово наш мидраш трактует, как חרשׂ – глина, керамика. Отсюда мы учим, что Пинхас и Калев выдавали себя за торговцев горшками, чтобы не навлечь на себя подозрения. Мой дед и наставник говорил, что они сделали себя «глиняной посудой», которая сама по себе ничего не значит – только как сосуд, который наполняет хозяин. И еще, поскольку им нужно было попасть в дом к Рахав, блуднице, они подавили в себе любые побуждения… И на самом деле мидраш рассказывает нам не только о поступках тех праведников, но и о жизни каждого из нас – посланников в этом мире, полном тщеты и духа скверны. Исполняя волю Творца через Его заповеди, человек может приблизиться к Его влиянию, дающему жизнь, которое есть в каждом творении.

Это была задача разведчиков – מרגלים. Это слово – однокоренное со словом הרגל, обыденный порядок вещей, привычка. В пустыне они были свободны [חירות] от любых тягот и обязанностей, кроме Торы, которая высечена [חרות] на Скрижалях. Этот свет Торы им нужно было привнести в рутинный порядок жизни, который, так или иначе, присутствует в Земле Израиля. Калев, отделившись от остальных разведчиков, пошел в Хеврон. Книга «Зоар» поясняет, что он вооружился силой Устной Торы. Ведь тот, кто занимается ею, назван хавер (друг, часть сообщества). Талмид хахам, человек, связанный Торой своей сутью, во всех своих поступках идет за ней. Таким образом он преуспевает в своей миссии.

Подготовил рав Ш. Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=26357