Ваеце — Истинные намерения «гостеприимного» Лавана

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3889

Недельная глава Ваеце

«И было: когда услышал Лаван весть о Яакове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в свой дом» (Берешит, 29:13)

Какое необыкновенное гостеприимство демонстрирует Лаван! Какая дружелюбность и сердечность!

Однако наши мудрецы видят поведение Лавана в совершенно ином свете. Источник каждого действия Лавана, по мнению мудрецов, заключается в его алчности.  Мудрецы говорят, что Лаван выбежал навстречу Яакову, поскольку он предполагал, что Яаков несёт много денег, и желал, в конце концов, завладеть ими. Не увидев у Яакова никакого имущества, Лаван подумал: «Быть может, он принес с собой золотые монеты, и они у него на груди?» Чтобы проверить это, он обнял его. Когда Лаван осознал, что никаких денег Яаков не прячет, он подумал: «Быть может, он принес с собой жемчуг, и он у него во рту?» Чтобы проверить это предположение, Лаван поцеловал Яакова.

Нам необходимо понять, почему же наши мудрецы не желали видеть поведение Лавана в положительном свете – как, на первый взгляд, следует из описания Торы?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, задумаемся над похожим поведением Лавана по отношению к Элиэзеру, рабу Авраама, когда тот пришёл к Лавану в поисках невесты для сына своего господина, Ицхака. После того как Лаван услышал о приходе гостя, он выбежал к нему и сказал: «Войди, благословенный Г-сподом, зачем ты стоишь на улице? Я же очистил дом и место (подготовил) для верблюдов» (Берешит, 24:31). Тут Лаван также проявляет, на первый взгляд, необыкновенную учтивость и редкое гостеприимство.

Однако всё это – лишь поверхностное понимание. Если же мы внимательно прочитаем, то сможем заметить, что в стихах, описывающих это гостеприимство, добавлено несколько слов (Берешит, 24:30-31), которые проливают свет на истинные намерения Лавана: «И когда он увидел кольца и браслеты на руках сестры своей…, сказал: войди, благословенный Г-сподом». Наши мудрецы учили из этих слов: Лаван, увидев украшения, подаренные Ривке, понял, что Элиэзер богат, и возжелал его имущество. Именно это желание было причиной выхода Лавана навстречу Элиэзеру. Тут открылась вся лукавая натура Лавана. Он показывался окружающим людям весьма любезным, но в глубине своего сердца таил гнусные намерения по отношению к ним. О таком человеке сказал царь Шломо (Мишлей, 26:24-26): «Устами своими притворяется (другом) враг, а в душе своей замышляет он коварство. Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его». Поскольку Лаван был алчным человеком с корыстными намерениями, несомненно, что вся его гостеприимность по отношению к Якову была показной, в действительности он думал лишь о корысти.

Этим наши мудрецы обучают нас важному правилу: необходимо с большой осторожностью относиться к любезностям грешника и не соблазняться его учтивостью. В этом они следуют наставлению царя Шломо, который говорит (Мишлей, 21:12): «Наблюдает праведник за домом нечестивого, выявляет склонность грешника к злу». Объясняет Рабейну Йона: праведник задумывается над поступками грешников и понимает их замыслы. Поэтому даже в поступках, кажущихся, на первый взгляд, положительными, видит недобрый замысел.


http://www.beerot.ru/?p=7713