Ваеце — Благодарность Творцу

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3787

Недельная глава Ваеце

«И дал Яаков обет, говоря: «Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом. И камень этот, который я сделал жертвенником, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит, 28:20-22).

На первый взгляд, Яаков заключает своего рода «соглашение» с Творцом: если Всевышний выполнит то, что Яаков у Него просит, то Яаков, со своей стороны, обязуется, что камень, который он сделал жертвенником, будет Домом Б-жьим. Однако, если это так, почему же, упоминая свое обещание,  наш праотец употребляет соединительный союз «и» («и камень этот»)? В этом случае он должен был употребить союз «то», используемый обычно при обозначении причины и следствия.

Объясняет рав Элияу Дискин: Яаков чувствовал, что удостоиться построить Дом Б-жий и отделить Ему десятину, – это продолжение милостей Творца. Тут не было условия как такового, не было «соглашения», а только продолжение просьбы о милости Г-спода.

Подобное мы видим и в обращении царя Давида к Творцу (Теилим, 5:8): «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь Храму святому Твоему в благоговении пред Тобой». В глазах великого праведника возможность прийти в Храм Б-га и поклониться Ему сама по себе является «Его великой милостью». И мы тоже в благодарственной молитве «Модим де-рабанан» благодарим Творца за предоставленную нам по Его великой милости возможность отблагодарить Его, как сказано: «Благодарим мы Тебя… за то, что мы благодарим Тебя». И такой взгляд у всех праведников на их добрые дела: они не чувствуют, что этими поступками они дают что-либо Б-гу. Наоборот, они только удостаиваются огромной милости Творца, который дал им чудесную возможность выполнить Его волю и тем самым приблизиться к Нему.

Действительно, выполнение заповедей необходимо именно нам, и только для нашего блага Творец заповедал нам их выполнять, как сказано (Дварим 10:12-13): «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? …соблюдать заповеди Г-спода и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне для твоего же блага». И никакие блага не могут сравниться с возможностью приблизиться к Г-споду, что является вершиной всех благ. Царь Давид свидетельствует о себе, что близость к Г-споду было его единственной просьбой к Творцу, как сказано (Теилим, 27:4): «Одного прошу я у Г-спода, того (лишь) ищу, чтобы пребывать мне в доме Г-споднем все дни жизни моей, созерцать милость Г-спода и посещать Храм Его». Поэтому нет и не может быть большей награды за выполнение воли Всевышнего, чем предоставить еврею возможность продолжить приближаться к Нему путем соблюдения дополнительных заповедей. Сказанное выше поможет нам понять слова мишны в Пиркей Авот (4:2): «Награда за заповедь – заповедь». За соблюдение Его воли Творец дает самую большую награду – выполнение дополнительных заповедей и дополнительное приближение к Нему.


http://www.beerot.ru/?p=7719