Цав — Опасность сомнения

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3256

Недельная глава Цав

«Скажи Аарону: вот законы жертвоприношения хатат» (Ваикра, 6:18).

Жертву хатат Тора обязала приносить за непреднамеренный грех, за который полагается (в случае, если он был совершен намерено) карет (отсечение души). Если же у человека есть сомнение, совершил ли он такой грех, Тора обязывает принести жертвоприношение ашам талуй. В Талмуде (Звахим, 48а) сказано, что хатат необходимо приносить из животного, стоимость которого, по крайней мере, одна села (монета из серебра). Жертвоприношение же ашам талуй следует приносить из животного, стоимость которого, по крайней мере, две селы. Это требует объяснения: почему ашам талуй вдвое дороже, чем хатат? Ведь ашам талуй приносят, когда есть сомнение, был ли совершен грех, а хатат – за несомненный грех?

Ответ на этот вопрос мы находим в словах учеников рабейну Йоны (на Рифа, Брахот, 1а): «Когда был совершен несомненный грех, человек понимает, что согрешил, и раскаивается от всего сердца. А когда есть только сомнение, был ли совершен грех, человек думает: быть может, в этом действии и не было греха…  Из-за этого человек часто не раскаивается в совершенном проступке, и поэтому относительно такого случая Тора устрожила наказание».

Подобно сказанному выше, Рамо постановляет в законах Десяти дней раскаяния (603): «За грех, относительно которого есть сомнения, следует сделать большую тшуву, чем за несомненный грех, поскольку человек с большей легкостью раскаивается в несомненном грехе, чем в том, о котором есть сомнение».

По этой причине человеку следует остерегаться совершать действие, относительно которого есть сомнение, правильно ли оно, даже больше, чем несомненного греха. В сомнительном поступке есть большой соблазн дурного начала, ведь человек говорит себе: «Зря я себя терзаю. Возможно, в этом действии нет никакого греха».

Объясняет Магид из Дубно от имени Виленского Гаона стих в главе Берешит (4:7) «при входе грех лежит»: «У дурного начала есть сила столкнуть человека с правильного пути только в том месте, где вход открыт перед ним… Это значит есть возможность для реализации соблазна. В этом случае у дурного начала есть возможность захватить человека через этот вход и с легкостью склонить его к греху. Человек же, который всем своим разумом и всеми своими желаниями связан с Творцом, – у дурного начала нет входа к нему».


http://www.beerot.ru/?p=12818