Цав — Основа Б-гобоязненности – остерегаться сомнений

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3279

Недельная глава Цав

«Скажи Аарону: вот законы жертвоприношения хатат» (Ваикра, 6:18).

В прошлом выпуске мы писали, что человеку следует в большей степени остерегаться действий, о которых есть только сомнение, грешны они или нет, чем несомненных грехов. Мы также привели объяснение этому: в поступке, относительно которого есть сомнение, существует большая сила соблазна дурного начала. Гораздо легче заставить человека оступиться в сомнительной ситуации, чем в случае, когда нарушение очевидно.

В словах Раши в комментарии к трактату Санедрин (103а) мы находим подтверждение сказанному выше. Там Талмуд комментирует стих из книги Теилим (91:10) «Не случится с тобой беды» следующим образом: когда ты вернешься с дороги, у тебя не будет сомнения, нида ли твоя жена (и, следовательно, запрещена мужу). Эти слова требуют комментария: почему тут сказано «у тебя не будет сомнения», Талмуд должен был сказать: «твоя жена (несомненно) не будет нида»? Раши отвечает на этот вопрос: «Когда человек возвращается после долгой дороги, ему тяжелее, когда он обнаруживает, что есть сомнение, запрещена ли ему жена. Когда он будет точно знать, что она запрещена, дурное начало не будет искушать его мыслями: “Быть может, она разрешена”».

В словах рабейну Йоны («Шаарей Тшува») мы находим следующее: «Основа Б-гобоязненности – остерегаться сомнений и не выполнять заповеди только по привычке». Из этого мы учим дополнительное достоинство в осторожности по отношению к сомнениям. То, что человек остерегается очевидного греха, еще не доказывает его Б-гобоязненность – возможно он поступает так в силу привычки. Но если человек остерегается сомнений в запретах, он обладает страхом перед Небесами.


http://www.beerot.ru/?p=12841