Ки Теце — У нас нет права отчаиваться!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1215
отчаиваться

Недельная глава Ки Теце

«Нет в мире совершенно никакой печали для того, кто знает (постигает?) высший свет истины» (Хазон Иш)

В главе Ки Теце мы учим законы возвращения находок: «А когда брат твой потребует ее, ты должен ее вернуть. Так же поступай и с его одеждой…» Если человек нашел одежду, у которой есть симаним — признаки отличия, и есть те, кто заявляют на нее свои права, — он обязан возвратить им. Так и любую вещь, у которой есть признаки отличия, и есть тот, кто заявляет свои права на нее, есть обязанность вернуть. Отсюда мы учим законы отчаяния по поводу находки: как в отношении вещи, у которой нет особых признаков, так и в отношении вещи, которая потерялась в городе, большинство жителей которого – неевреи. [Если человек знает симаним (признаки отличия), он надеется получить обратно потерянное, и поэтому не отчаивается. А если симаним нет, или есть иные причины, потерянное становится бесхозным, и другой человек может взять это себе.]

По этому поводу я расскажу историю. Был у меня друг, с которым мы вместе прошли все перипетии войны, как в Сибири, так и в лагерях беженцев, где ему стало известно, что он один-единственный выживший из всей свой семьи – остальные были сожжены в нацистских печах. Он совершенно сломался, не мог продолжать жить. Абсолютно потерял вкус к жизни.

Я сказал ему: «Давай пойдем к Хазон Ишу». Он вначале отказывался. Что уж тот ему скажет, чем его утешит. Разве он вернет к жизни всех его близких? Но я от него не отставал и в итоге уговорил. Мы зашли вместе.

Хазон Иш услышал его историю и сказал ему сесть. Тот сел. Тогда Хазон Иш сказал: «Ты ведь бен ешива, расскажу тебе об одном случае, который разбирали на суде у главы поколения, рава Ицхака Эльханана Спектора.

Жил-был один аврех, который трудился над Торой, а жена обеспечивала семью. Она была опытным коммерсантом. Покупала товар, на который был большой спрос, дешево, за наличные, и продавала с хорошей прибылью.

Однажды она взяла деньги и поехала в большой город на ярмарку. К ее горю, кошелек пропал. Женщина чуть в обморок не упала – в кошельке все ее состояние! Поспешила к раву и попросила объявить, чтобы нашедший кошелек принес его раву.

Пришел один нищий еврей и рассказал, что нашел кошелек. Женщина сказала, какие у кошелька отличительные признаки.

Тогда тот еврей сказал раву:

— Раби, я тоже когда-то учился в хедере, и я знаю закон, что если человек нашел что-то в городе, где большинство жителей – неевреи, то находка принадлежит ему, потому что хозяева отчаиваются. У меня есть взрослая дочь, которую надо выдать замуж. Мне эти деньги нужны как воздух. Когда я их нашел, то обрадовался: вот, мне Свыше дали такую находку! Вы объявили, чтобы нашедший принес вам, и я пришел. Но я вам заявляю: если по закону деньги принадлежат мне, я их не отдам!

Рав немного растерялся. С одной стороны, все признают, что это деньги этой женщины, и это весь ее капитал, от него зависит пропитание ее семьи. С другой стороны, еврей прав, большинство жителей этого города – неевреи, и находка принадлежит нашедшему».

Хазон Иш поднял глаза и с улыбкой спросил: «Ну, что вы думаете?» Аврех поморщил лоб и пожал плечами, не находя выхода: «Не повезло бедной женщине…»

Хазон Иш продолжил: «Да, рав тоже так считал. Но он послал этот вопрос главному раввину Ковно (Каунаса), раву Ицхаку Эльханану Спектору, и тот ответил: “По закону, нашедший обязан вернуть деньги женщине!”»

Аврех встрепенулся, да и я тоже. Если вести себя праведно (лифним ми-шурат а-дин) – то, конечно, нужно вернуть. Это сказано в Гемаре (Бава Меция), и даже приведено в алахе («Хошен Мишпат», 259:5). Но по букве закона — почему?

Хазон Иш объяснил: «Закон, что вещь, найденная в городе, где большинство неевреев, принадлежит нашедшему, основывается на том, что владелец вещи отчаивается, потеряв ее. Думает, что нееврей найдет ее и возьмет себе. Но здесь-то деньги принадлежали женщине, а то, что принадлежит женщине – принадлежит ее мужу. А ведь ее муж не знал, что деньги потеряны, и, соответственно, не отчаялся. (И даже если бы он знал и отчаялся, есть алаха, что такое потенциальное отчаяние не считается отчаянием.) Поэтому именно с точки зрения закона следует вернуть женщине деньги!»

У авреха заблестели глаза. Просто гениально! Хазон Иш же наклонился к нему и пронзил его взглядом: «Это касается и тебя лично! Кто дал тебе право отчаиваться? Даже если острый меч лежит на шее, нельзя впадать в отчаяние! Ты что – хозяин ситуации, в которую попал, или хозяин самого себя?

Мы – посланники Всевышнего, Он выделяет нам фронт работы, и мы обязаны делать то, что на нас возложено, и молиться о том, чтобы преуспеть! Кто это разрешил тебе отчаиваться?!»

И аврех вышел оттуда другим человеком!

И еще одна история мне вспоминается. В свое время ешива Новардок в Межериче страдала от голода — в самом прямом смысле. Глава ешивы, великий праведник и гаон рав Давид Блайхер, скитался по окрестным деревням, чтобы собрать у местных евреев денег на хлеб. Так он содержал двести учеников своей ешивы и учеников ее отделений в ближайших городках. Перед Песахом к заботе о пропитании добавилась еще и забота о том, чтобы найти муку, сбереженную от всякого контакта с водой, для выпечки «сбереженной мацы». Невероятными усилиями ему удалось добыть муку, и ее положили на хранение в самое надежное место: на чердак ешивы. По ешиве поползли слухи: да, хлеба дают понемногу – но вот мацы на Песах будет вдоволь!

Что ж, Всевышний помог, и полили ливни, сопровождающиеся сильным градом. Град был таким сильным, что проломил черепицу крыши, и дождь проник на чердак, щедро поливая сбереженную муку. Все, мука на Песах не подходит. Что же делать?!

Что было делать? Можно было добыть еще муки для мацы, но она стоила больших денег, которых в ешиве не было. Стали высказывать предложение распределить учеников ешивы по еврейским семьям городка. Местные жители и сами нищенствовали, но ведь в ночь Седера все – как царские сыны, и говорят: «Каждый, кто голоден, пусть придет и ест».

Встал тогда глава ешивы и сказал: «Дорогие друзья, у меня есть четыре вопроса. Ответьте мне на них, пожалуйста. Вопрос первый: кто заповедал есть мацу в Песах?» Удивились: что за вопрос? Разумеется, Всевышний!

«Вопрос второй: кто помог мне добыть муку для мацы?» Всевышний, конечно же!

«Вопрос третий: кто послал град, сломавший черепицу?» Кто не знает – конечно же, Всевышний!

«Вопрос четвертый: кто привел дожди, которые испортили муку?» И это – Всевышний, кто же еще!

«Ну, так Он и даст нам новую муку для мацы!» – постановил рав Блайхер. Ведь, на самом деле – Он делал, делает и будет делать всё!

Прав, что тут скажешь? И в канун вечера проверки хамца пришел почтальон и передал главе ешивы большую сумму денег, которая пришла по почте. Ее хватило на то, чтобы купить вдоволь самой лучшей муки и испечь мацу на всех учеников ешивы! Это учит нас тому, что нет в мире места отчаянию!

подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=43011