Рав Эльханан Буним Вассерман

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

1120
Рав Эльханан Буним Вассерман

Покидая наш мир, полный мирских тревог и невзгод, великие мудрецы Торы оставляют после себя совершенно неповторимое наследие: великих учеников, книги, по которым будущие поколения способны постигать мудрость. Но еще больше и важнее для нас та незримая святость, которую они оставляют после себя. Это наследие зачастую неосязаемо и нематериально – оно живет в нашем народе в виде историй, которые рассказывают отцы детям о великих мудрецах и праведниках прошлого. Именно такие примеры помогают воспитывать все новые и новые поколения, которые, с Б-жьей помощью, несут знамя Торы. Среди множества мудрецов прошлых поколений выдающимся примером в изучении Торы, праведности и преданности своему народу для нас является великий мудрец Торы рав Эльханан Буним Вассерман.

Рав Вассерман родился в небольшом местечке Бирж (Литва) в 5635 (1875) году. Уже в юные годы он проявил незаурядные способности к учебе. В ешиве Телз, где обучался юный рав Вассерман, его наставниками были великие мудрецы Торы – рав Элиэзер Гордон и рав Шимон Шкоп. В возрасте 23 лет он встретился с одним из величайших мудрецов последних поколений – равом Хаимом Соловейчиком из Бриска. Рав Эльханан переехал в Бриск на два года и стал одним из ближайших учеников рава Хаима.

В юные годы рав Эльханан считался мастером пилпуля – талмудической дискуссии. Его великолепная память содержала множество книг, и он с легкостью сравнивал различные точки зрения на один и тот же вопрос в Талмуде. Бесконечно долго могла идти дискуссия с ним в стенах бейт-мидраша. А в точности выводов ему просто не было равных. Любой, даже самый непредсказуемый и ожесточенный спор он сводил к простому и ясному решению.

Будущий тесть рава Вассермана – великий мудрец Торы рав Меир Атлас сказал: «Этот юноша – еще один рабби Акива Эйгер». 

Однако со временем манера учебы рава Эльханана кардинально изменилась. Будучи главой ешивы, он считался непревзойденным мастером пшата – прямого и глубокого понимания написанного текста. Великолепная самодисциплина позволила великому мудрецу Торы полностью «перестроить» себя для того, чтобы ученики лучше понимали его и могли расти в Торе!

В 5659 (1899) году рав Эльханан женился на дочке великого мудреца Торы – рава Меира Атласа, главы общины в литовском городе Салант. После свадьбы он продолжал учебу в доме тестя. Однако о молодом мудреце Торы знали уже и за пределами Литвы. Полностью отдаваясь учебе и преподаванию, рав Эльханан всячески избегал раввинских должностей.

После смерти тестя – рава Меира Атласа – материальное положение семьи рава Эльханана значительно ухудшилось. Не желая принимать официальных должностей, он тем самым отказывался и от заработка, полностью отдавая себя изучению Торы. Но теперь положение изменилось, и семье требовалось постоянное материальное содержание. 

Жена рава Эльханана приняла решение: она уговорила мужа обратиться с вопросом о принятии официальной должности к Хафец Хаиму. Ослушаться главу поколения и своего учителя рав Эльханан не смог бы ни при каких обстоятельствах.

Жена собрала раву Эльханану вещи в дорогу и проводила до повозки, которая должна была отвезти его на вокзал. Уже подходя к порогу дома, она решила обернуться и попрощаться с мужем еще раз – и увидела рава Эльханана, стоящего и рыдающего посреди дороги… Он хорошо понимал, что Хафец Хаим, скорее всего, согласится с доводами жены, и ему придется принять должность ради пропитания семьи.

Не говоря ни слова, женщина отпустила извозчика, и внесла вещи назад в дом. А затем вернулась за своим мужем, который настолько любит Тору…

В 5667 (1907) году рав Вассерман присоединился к Колелю Кодшим в Радине под руководством великого Хафец Хаима, став младшим (по возрасту, но не по величию в Торе) учеником Хафец Хаима. По просьбе великого наставника и главы поколения, рав Вассерман, незадолго до начала Первой мировой войны, отправился преподавать в Бриск. Затем, с началом боевых действий, он вернулся в Радин, и вместе с ешивой Хафец Хаима переехал в Смиловичи – подальше от линии фронта.

В 5681 (1921) году, после волны большевистских гонений, рав Эльханан Буним Вассерман уехал в Польшу, где стал главой ешивы «Оэль Тора» в Барановичах (ныне этот город находится в Беларуси).

Во время уроков по мусару (еврейской этике) в барановичской ешиве (их давал великий мудрец Торы и помощник рава Вассермана – рав Яаков Исраэль Любчанский) глава ешивы всегда садился среди учеников. Причем не на свое обычное место, а посреди зала, чтобы учить мусар, «как бахурим».

На Йом Кипур и Рош а-Шана рав Эльханан покидал свою ешиву. Он ехал в Радин, чтобы провести эти дни со своим наставником – Хафец Хаимом. Ученикам ешивы (которых рав Эльханан любил не меньше собственных сыновей) он говорил: «Дети, у меня тоже есть Ребе. И я должен слушать его». 

Однажды, по возвращении из такой поездки, рава Эльханана спросили: «Чем отличалось сказанное Хафец Хаимом в этот раз перед Рош а-Шана от того, что он говорил год назад?» Рав Вассерман совершенно серьезно ответил: «В этот раз он сказал на восемь слов больше». 

Когда Хафец Хаим собрался переезжать в землю Израиля, выдающиеся мудрецы того поколения начали уговаривать его остаться: «На кого вы нас покидаете, Ребе? В чьи руки попадет община?» Хафец Хаим ответил: «Не волнуйтесь. Я оставляю вас с равом Эльхананом».

Рав Вассерман не только руководил своей ешивой – очень скоро на плечи великого мудреца Торы легло бремя управления общиной в масштабах всей Европы. Будучи ближайшим учеником Хафец Хаима, рав Эльханан стал одним из руководителей «Агудат Исраэль» и продолжателем дела своего наставника в этой организации.

Однажды у великого мудреца Торы, рава Авраама-Мордехая Алтера, адмора из Гур и автора книги «Имрей Эмет», спросили: стоит ли посылать сыновей учиться в ешиву в Барановичах. Ребе из Гур ответил: «К раву Эльханану? Я не понимаю, в чем здесь вопрос – туда нужно посылать сыновей». Слова адмора очень быстро дали результат – в ешиве рава Вассермана училось множество учеников из хасидских семей. 

Не только ешива в Барановичах, но и вся община этого небольшого города опиралась на советы рава Эльханана. Особую заботу он проявлял по поводу строгого соблюдения Шаббата в городе.

Каждую пятницу после полудня на улицы Барановичей выходили глава ешивы, рав Эльханан Вассерман и его помощник и машгиах (духовный наставник) – рав Яаков Исраэль Любчанский. Они обходили торговые заведения, принадлежавшие евреям, и напоминали их владельцам о скором наступлении святого дня. Праведные евреи Барановичей, едва завидев фигуры двух уважаемых мудрецов Торы в начале улицы, закрывали лавки и отправлялись домой готовиться к Шаббату. Казалось, что пятничные прогулки двух мудрецов скоро станут просто прогулками, и все, что им останется, – обсуждать сложные вопросы из Талмуда, ведь все лавки уже закрыты и евреи готовятся встречать Царицу-Субботу. 

Однажды в Барановичах поселился некий еврей из Берлина, и открыл свою лавку. Так называемое «просвещение» сыграло свою разрушительную роль, и, оставив веру предков, он походил на немца значительно больше, чем на еврея. 

К всеобщему ужасу, лавка «берлинца» не только не закрылась при появлении рава Вассермана и рава Любчанского в пятницу, но и открылась с утра – в святую Субботу, когда все евреи пошли на молитву. 

Когда молитва закончилась, евреи из всех синагог пошли не по домам, а по направлению к лавке наглеца. Во главе колонны шли рав Вассерман, рав Любчанский и ребе из Слонима (который тогда жил в Барановичах). Увидев толпу, «берлинец» позвал полицию. Прибывшие польские полицейские, усмотрев в празднично одетых евреях бунт, арестовали «зачинщиков» – рава Вассермана и рава Любчанского. Перед тем, как вести в участок, полицейские позволили им поговорить с «берлинцем». Рав Вассерман сказал всего два слова: «Гут Шабес!» А рав Любчанский добавил: «В этом городе лавки на Шаббат евреи закрывают в силу своей праведности. Но вас, очевидно, ожидает иная участь…».

Через некоторое время ситуация прояснилась. Никакого бунта, разумеется, не было. Евреи вышли на улицы из-за осквернения святой Субботы без какого-либо «подстрекательства». Мудрецы Торы были отпущены полицией через несколько часов.

Лавка «берлинца» закрылась через пару недель. Праведные евреи Барановичей не желали иметь дел с нарушителем Субботы, к тому же публично оскорбившим мудрецов Торы. «Берлинец» разорился и, преследуемый кредиторами, сбежал из города.

Незадолго до того, как в Европе разгорелся пожар Второй мировой войны, рав Вассерман предпринял поездку в Америку с целью сбора средств для ешивы. Евреи США, уже осведомленные о том, что происходит с евреями в странах, оккупированных нацистами, предложили раву Вассерману остаться. Он не хотел об этом даже слышать: «Как вы думаете, сколько у меня сыновей? Их несколько сотен и они ждут меня».

Рав Эльханан Буним Вассерман погиб 13 тамуза 5701 (1941) г., освятив Имя Всевышнего в страшных стенах девятого форта Ковенской крепости…

Когда скончался Хафец Хаим, рав Вассерман говорил о нем, как о совершенно экстраординарной для того поколения личности, сравнимой по масштабам никак не с современниками, а с великими мудрецами прошлого – такими, как Виленский Гаон. Такие личности еще много поколений служат примером для всего еврейского народа в изучении Торы, святости и благочестии. Эти слова рава Эльханана в полной мере относятся и к нему самому.


http://www.beerot.ru/?p=40161