Рав Яаков Кранц — Магид из Дубно

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

769
Магид из Дубно совет

Всем известно, что людям неприятно слышать о собственных недостатках. Каждому из нас наверняка приходилось сталкиваться с такой ситуацией: кто-то отчитывает нас за какие-то проступки. Чаще всего, нам это неприятно. И даже если мы понимаем, что поступили неправильно, и стыдимся случившегося, – в глубине души остается неприятный осадок, связанный именно с услышанным увещеванием и упреком. Даже простое наставление от человека, знающего больше, чем мы, может быть воспринято негативно.

В наше время будет достаточно сложно поверить в тот факт, что многие столетия в еврейских общинах были люди, задачей которых было призывать общество к раскаянию – и тем самым фактически обличать его в неблаговидных поступках и уходе с путей Творца.

Многие такие магиды – общественные проповедники – вошли в историю нашего народа, как выдающиеся мудрецы Торы и наставники.

Когда мы говорим о великих мудрецах Торы, то, как правило, мы не сравниваем их между собой. Тем более не будет верным сравнение мудрецов, принадлежащих к различным поколениям. Но когда речь идет о великих магидах и даршанах, то ситуация несколько иная. Несмотря на то, что эти люди часто встречались в еврейских общинах прошлого, далеко не все из них стали так известны, как великий Магид из Дубно, рав Яаков Кранц. Его слова доходили до людских сердец в его поколении. Его притчи и рассказы даже спустя годы продолжают зажигать искры святости в еврейских душах.

Рав Яаков Кранц родился в небольшом местечке Жетл (Дятлово) недалеко от Вильно (это местечко еще раз «отметится» в истории нашего народа – в нем же родился великий Хафец Хаим) примерно в 5501 (1741) году. Его отец рав Зэев Кранц был довольно известным человеком в мире Торы, а мать, рабанит Инда, была дочерью главы раввинского суда в белорусском городе Кобрине. Таким образом, маленький Яаков с самого детства был окружен святостью подлинного еврейского дома.

Уважаемый министр со своей свитой ехал по стране со специальной миссией. По пути он остановился в гостинице, чтобы провести ночь. Видя важного гостя, хозяин гостиницы обеспечил самое лучшее обслуживание, а на стол была поставлена самая дорогая еда. Было понятно, что важный гость не будет жалеть денег.

С утра министр собрался в путь. Он подошел к хозяину гостиницы и спросил, сколько должен за обслуживание. Хозяин назвал внушительную сумму. Не моргнув глазом, министр расплатился по счету и отправился дальше.

Вечером того же дня ситуация повторилась в другой гостинице. Снова были самое лучшее обслуживание и самая дорогая еда. Переночевав, министр снова спросил о сумме, которую должен заплатить. Однако хозяин гостиницы сказал: «Для меня было большой честью принимать столь высокого гостя. Вы ничего не должны мне».

Министр был весьма тронут. Он приказал одному из своих слуг принести что-то. Слуга явился со шкатулкой, полной драгоценностей. Министр сказал хозяину гостиницы: «Дорогой друг, возьмите это. Это знак моей признательности за ваше милосердие. Но это не все. Если когда-либо у вас будет дело в столице, то знайте, что вы всегда можете обратиться ко мне!»

Таким образом Магид из Дубно описывает два типа людей, служащих Всевышнему. Есть те, кто служит Ему ради награды. Они получат награду за свою службу, но не более того. Но есть и второй тип людей: те, кто служит Всевышнему из любви. Они не ждут награды прямо сейчас. Именно таким людям Творец дает величайшую награду из тех, о которых может мечтать смертный человек.

Уже в юности рав Яаков проявил себя, как незаурядный мудрец Торы: он в совершенстве знал несколько трактатов Талмуда. А в возрасте 18 лет он уже давал уроки в небольшой общине в городке Меджирец Подляски (на востоке Польши, недалеко от границы с Беларусью). В местном доме учения он очень скоро стал востребованным преподавателем и общественным проповедником.

Приблизительно в то же время состоялась событие, которое перевернуло всю жизнь юного мудреца: встреча с Виленским Гаоном. Она оставила неизгладимое впечатление на всей дальнейшей жизни рава Яакова. Более того, он удостоился чести стать ближайшим другом великого Гаона.

В одном городе жил человек, который был соглядатаем. Он получал деньги от местного правителя за то, что высматривал и докладывал обо всем, что местные жители скрывали от него. Излишне говорить, что среди горожан не было человека, которого ненавидели бы больше. Однако правитель платил большие деньги и соглядатая это устраивало гораздо больше, чем хорошие отношения с соседями.

Однажды соглядатай решил, что с него достаточно ненависти горожан. Он сказал правителю, что хочет переехать в другой город, в котором его никто не знает, и начать там «новую жизнь». Правителю было тяжело терять столь ценного работника, и он поблагодарил соглядатая за годы службы. Он написал рекомендательное письмо правителю города, в который собирался переехать его бывший работник. В письме он советовал воспользоваться «уникальными талантами» соглядатая и всячески их превозносил.

Однако в то же самое время горожане, прознав, что ненавистный соглядатай собирается наконец их покинуть, сперва очень обрадовались, но, поняв, что и на новом месте он может натворить много зла, начали писать письма своим друзьям и родным в другие города с предупреждением.

Соглядатай прибыл на новое место жительства в разгар зимы. На улице была метель, валил снег, но никто из горожан даже не пустил его на порог дома: они уже были предупреждены о его появлении, и не горели желанием иметь такого соседа.

Соглядатай понял это и отправился к правителю с рекомендательным письмом от прошлого работодателя. Правитель принял его очень радушно, но объяснил, что горожан кто-то успел предупредить и даже он не может заставить никого из них дать ему жилье. Однако если соглядатай согласиться на него работать, то любой свободный участок земли в его владениях к его услугам. Абсолютно любой – на выбор, без всякой оплаты.

Обрадованный соглядатай пошел присматривать себе подходящий участок. Он нашел незанятый кусок земли, большой и привлекательный, позвал строителей и инженеров, и приказал начать возводить шикарный особняк.

Каждый день соглядатай проводил на стройке, контролируя ее ход. Однако очень скоро он заметил странную особенность: местные жители, проходившие мимо стройки, как будто насмехались над происходящим. Он не мог понять, почему так происходит. Он пытался задавать вопросы прохожим, но в ответ лишь слышал смех.

В конце концов соглядатай разозлился, поймал одного горожанина и начал силой требовать от него объяснений. Горожанину ничего не оставалось, кроме как раскрыть тайну, известную всем в городе: «Ты строишь свой дом на болоте. Сейчас зима и все замерзло, но когда потеплеет – твой дом уйдет под воду».

Этот пример Магид из Дубно приводит для иллюстрации того, что происходит с нашей Торой и заповедями. Если изучение Торы и исполнение заповедей не стоит на прочной почве добрых качеств, искренней веры и страха перед Небесами, то все рано или поздно уйдет ко дну. Если же мы строим наш дом Торы на правильной почве – он простоит много веков и будет служить нашим потомкам.

Очень скоро рав Яаков Кранц приобрел уникальную репутацию прославленного магида. После двухлетнего пребывания в Меджерице он переехал в более крупный польский город – Жолков, а оттуда – в Дубно (Украина). В Дубно он провел почти двадцать лет и именно по названию этого города его и стали узнавать в еврейском мире – Магид из Дубно.

Затем, по просьбе Виленского Гаона, рав Кранц провел некоторое время в Вильно. В то время Гаон страдал от болезни, которая вынудила прервать его обычные занятия Торой, и Магид из Дубно восполнял для Гаона этот пробел.

Он был не только великолепным оратором, но и выдающимся мудрецом и праведником.

Каждую ночь он просыпался и шел в бейт мидраш читать покаянную молитву Тикун Хацот. Остаток ночи он проводил в учебе.

Перед рассветом он окунался в миквэ, затем облачался в талит и тфилин, готовясь к утренней молитве. Молился он с великим воодушевлением. Несмотря на тучную фигуру, всю молитву он проводил стоя в полусогнутом состоянии, воздерживаясь от малейшего лишнего движения.

После молитвы, не снимая талит и тфиллин, он немедленно приступал к учебе. Он изучал Талмуд до полудня и только тогда шел домой, чтобы немного перекусить. По дороге домой он прикрывал тфилин, пока находился на улице. После еды он возвращался к учебе, делая в ней лишь один перерыв – на чтение Теиллим. Вечером он давал уроки для общины.

Таков был распорядок дня великого Магида из Дубно…

Почти всю свою жизнь рав Яаков странствовал по еврейским общинам. Его великолепные выступления слышали евреи в Польше, Германии и Литве. Последние пятнадцать лет он провел в польском городе Замосте. Здесь его чистая душа покинула наш мир 17 Тевета 5565 (1804) года.

При жизни Магида многие замечали, что он часто плакал. Даже его место в бейт мидраше после молитвы было свидетельством этого. После смерти синагогальный служка открыл общине небольшую тайну о жизни Магида. Оказалось, что Магид попросил его докладывать ему обо всех неприятностях, которые происходили с евреями. При жизни служка не очень понимал, зачем это нужно Магиду. Но сейчас он соотнес это с теми слезами, которые великий наставник проливал во время молитвы и все понял – Магид оплакивал в молитве не только разрушенный Храм и изгнание. Его болью и слезами были также и беды простых евреев здесь и сейчас.

Так как же быть человеком, который способен увещевать народ? Что нужно, чтобы не просто люди слушали, но и воспринимали сердцем критику, и при этом не озлоблялись, а вставали на путь исправления? Великий Магид из Дубно дает ответ: если человек полон Торой настолько, что ее святость «переливается через край» и проливается на окружающих, то это вполне возможно. Наполнить Торой самого себя, и поделиться ею с другими – вот секрет успешного и правильного наставления.


http://www.beerot.ru/?p=51799