Шаарей Торат а-Баит — Разделение между молочной и мясной трапезами

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

831
законы кашрута
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию еще одну главу из переложения книги рава Чезнера, готовящегося к выпуску. Редакция благодарит спонсоров этого важного издания Соломона и Розу И. (Петах-Тиква) за материал, предоставленный для публикации, а также составителя рава Леви Гинка за содействие в подготовке журнального варианта глав книги.

Разделение между молочной и мясной трапезами

После трапезы с молоком, творогом или какими-либо другими молочными продуктами [кроме ферментного («твердого») сыра, см. ниже] не требуется делать перерыв для того, чтобы есть мясо. Однако необходимо, чтобы полость рта была чистой от остатков молочного. При этом если после молочной трапезы прошло некоторое время (по некоторым мнениям – час, но по принятому повсеместно обычаю достаточно получаса), то можно есть мясо, не очищая рот: считается, что за это время рот уже очистился сам собой. Другая возможность – очистить рот способом, определенным законом, а именно «закусить и запить» перед мясом, то есть съесть немного хлеба или другой пищи (кроме овощей) и выпить немного воды или другого напитка. После этого можно есть мясо немедленно.

Как отмечалось выше, нельзя есть молочное после мясного в одной трапезе; в то же время, согласно букве закона, нет запрета подавать мясное блюдо после молочного в одной трапезе. Тем не менее, есть авторитеты, учитывающие мнение книги Зоар, согласно которому есть в одной трапезе мясное после молочного также нельзя. Для того чтобы удовлетворить это мнение, необходимо сначала произнести завершающее благословение на молочную трапезу, и только после этого подать мясо.

Чистота рук

Прежде чем есть мясо после молочного, нужно помыть руки или по крайней мере проверить, чисты ли они. Если человек во время трапезы касался молочного лишь столовыми приборами, но не руками, то согласно обычаю, нет необходимости мыть руки перед мясом.

Твердый сыр

Согласно ашкеназской традиции, после употребления твердого сыра, прежде чем есть мясо, необходимо сделать такой же перерыв, как между мясным и молочным (то есть шесть полных или же неполных часов, как уже разъяснялось выше). В книгах законоучителей прошлых поколений упомянуты два вида сыра, к которым относится это требование: так называемый «червивый» сыр (кашерного сыра этого вида сейчас не существует на рынке), и «старый» сыр, для изготовления которого требовалось шесть месяцев и более. Относится ли этот закон к современным видам ферментного сыра? Некоторые раввины считают, что поскольку сегодня технология изготовления сыра существенно более скорая, следует причислить его к обычным молочным продуктам, то есть выдерживать шестичасовой перерыв после сыра не требуется. Однако другие авторитеты еврейского закона оспаривают такой подход, утверждая, что хотя время изготовления сыра сегодня меньше, чем в прошлом, тем не менее, сам конечный продукт близок к тому, что получалось раньше за шесть месяцев. Поэтому после современного желтого сыра, перед тем как есть мясо, также требуется шестичасовой перерыв.

На практике действует обычай выдерживать шесть часов после любого вида ферментного сыра, но после белого сыра (даже после «соленых» твердых сортов) перерыв не нужен, и достаточно лишь очистить полость рта перед употреблением мяса (после получасового перерыва и это не требуется), как описывалось выше.

В сефардской традиции по отношению к перерыву между сыром и мясом существуют четыре обычая. Часть общин следуют мнению автора кодекса Шулхан Арух, считающего, что перерыв после сыра не требуется. В других общинах принято выдерживать шесть часов, как у ашкеназских евреев. В третьих принято мнение Аризаля – выдерживать после сыра один час. Есть также места, где был принят перерыв в три часа. На практике каждый сефардский еврей вправе полагаться на любое из перечисленных мнений, если так было принято в его семье на протяжении поколений, или же если он принял этот обычай от своего учителя. Если же у него нет ясной традиции в этом вопросе, с точки зрения буквы закона, он может не соблюдать перерыв после сыра, или же может в качестве идура (исполнения закона более совершенным образом) принять на себя обязательство выдерживать после сыра один час. Но выжидать более продолжительное время нет надобности. (Подчеркнем, однако, что для еврея ашкеназской традиции перерыв между сыром и мясом обязателен.)

Перерыв между мясом и молоком для детей

Шестичасовой перерыв между мясной и молочной трапезами является обязательным для взрослого человека, для детей же закон предусматривает существенные послабления в соответствии с возрастом ребенка.

Смягчение закона для детей основывается на следующих соображениях:

Во-первых, мудрецы, определяя рамки закона, учитывали важность молочных продуктов для детского организма.

Во-вторых, как уже упоминалось выше, по мнению некоторых законоучителей, достаточен перерыв менее шести часов. И хотя в качестве основного русла закона это мнение не принято, применительно к детям есть основания полагаться на смягчающие мнения.

Итак, общие правила разделения между мясной и молочной трапезами для детей следующие:

До 2-х лет: перерыв после мясного не требуется вообще, но нужно постараться, чтобы ребенок закусил и запил чем-либо перед молочным блюдом (чтобы его рот очистился от мяса). Если и то и другое не получается, желательно, чтобы ребенок сделал хотя бы одно из двух: закусил чем-либо перед молочным, или запил. Если же и это не получается, можно кормить его молочным и так.

От 2-х до 4-5 лет: нужно взять за правило выдерживать перерыв в 1 час.

Начиная с возраста, когда ребенка начинают приобщать к выполнению заповедей, то есть с 5-6 лет (в зависимости от развития), будет верным такое общее правило: перерыв между мясным и молочным для ребенка должен соответствовать обычному перерыву между дневными трапезами для ребенка такого возраста. Ибо мудрецы Талмуда не установили перерыв «в шесть часов», а указали, что после мяса разрешается есть молочное блюдо лишь в «следующую трапезу», для ребенка же «следующая» трапеза наступает несколько раньше, чем для взрослого. Ребенок младшего возраста, как правило, ужинает приблизительно через три часа после обеда, и соответственно, можно кормить его молочным через три часа после мяса. Старшие дети идут спать позже и ужинают также несколько позже. Поэтому есть основания для такой приблизительной шкалы:

От 5 до 7 лет: перерыв около 3 часов

От 7-8 до 10 лет: около 4 часов

Старше 10 лет: 5 часов

Для девочек с 12 лет и мальчиков с 13 (и, возможно, также когда ребенок приближается к этому возрасту) нужен шестичасовой перерыв, как для взрослого.

(Указанные перерывы после мясного для детей следует понимать как правила в распорядке дня, а не как жесткий закон, и в случаях, когда необходимо накормить детей молочным несколько раньше, возможны послабления.)

Как уже отмечалось, одним из оснований смягчения закона для детей является важность молочных продуктов для организма ребенка. Поэтому с точки зрения буквы закона, послабления распространяются на случай молочной трапезы, но не на молочные сладости, как молочный шоколад, мороженое и т.п., поскольку вместо них можно дать ребенку сладости без молочных ингредиентов. Было бы верным давать ребенку молочные сладости только спустя шесть часов после мяса. Тем не менее, установившийся обычай – давать детям молочные сладости после такого же перерыва, как и молочное блюдо за трапезой – соответственно возрасту ребенка. Однако менее чем через час после мяса давать ребенку молочные сладости нельзя.

Материнское молоко не является «молочным» с точки зрения закона, и перерыв после мяса для него не требуется совершенно. Тем не менее, давать сцеженное материнское молоко ребенку непосредственно вместе с мясом не следует.

Обработано равом Леви Гинком


http://www.beerot.ru/?p=51875