Трума — Обретение удела в Торе — «Ваикху Ли трума»

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1369
мудрый сердцем приобретет

Недельная глава Трума

К словам в начале нашей недельной главы «ваикху Ли трума» («И возьмут Мне приношение») так или иначе обращаются практически все комментаторы. Приношение, как мы с вами знаем, отдают, а не берут. Почему же написано «возьмут»? Дальше текст выглядит более понятным – «у любого человека, сердце которого захочет дать, – возьмите».

В свое время от рава Моше Шапира я слышал очень емкое определение понятия «принадлежность», что такое «мое». То, что является плодом трудов человека во всех сферах жизни, то, во что он вкладывает силы, время, часть себя – это и есть то, что называется «его», даже когда у него нет на это права собственности. Говорят комментаторы в связи с таким определением – то, что наш народ дал на строительство Храма в соответствии с велением сердца, то он, тем самым, приобрел. Сам по себе Храм, конечно же, не перешел в долевую частную собственность евреев – Храм являлся «высшей собственностью», не принадлежащей ни одному человеку. Но, с точки зрения духовной связи, Храм был их – всех евреев, которые отдали часть себя на строительство. И это именно то пожертвование, о котором говорится «ваикху Ли трума».

Тора, которую учит человек, называется «его Торой». Он вложил в нее часть себя, и Тора, в свою очередь, стала его частью. Еще один способ приобретения, который нам хорошо знаком – заплатить деньги. Известно каждому ребенку, что вещи покупаются, прежде всего, деньгами. Но Тору невозможно купить. Какой бы богач не подошел к мудрецу с предложением купить у него всю его Тору за несколько миллиардов долларов, – такая сделка, какой бы выгодной она ни казалась богачу, просто невозможна. Тору нельзя ни купить, ни продать за деньги. Однако такому богачу не стоит отчаиваться: существует надежный способ приобретения Торы деньгами! Если какой-либо человек даст деньги на то, чтобы изучающие Тору могли посвятить себя учебе полностью, не отвлекаясь на поиски пропитания, такой человек своей помощью обретает выученную ими Тору!

Есть ряд заповедей, которые мы можем исполнить лично, и есть заповеди, которые по ряду причин нам лучше делегировать другим. Например, в Израиле есть организация, которая заботится об охране могил наших предков от всяких негодяев и вандалов. В свое время представители этой организации приехали в Офаким собирать средства на то, чтобы поддержать свою деятельность по охране могил танаим и амораим в Галилее. Мой учитель рав Хаим Камил дал на это очень большую сумму денег. При этом сам он был далеко не самым богатым человеком. Многие удивились такому поступку: в нашей общине мы много занимаемся кирувом, приближением евреев к Торе – почему бы не потратить деньги на это, вместо того чтобы отдавать такую большую сумму на дело, которое нас непосредственно вроде бы не касается? Как я сейчас помню, видимой причиной этого было то, что рав Хаим считал, что нельзя оставаться равнодушным к осквернению могил наших величайших учителей. Но сейчас я полагаю, что все как раз наоборот: то, чем мы занимаемся лично, засчитывается нам в заслугу именно в силу нашей непосредственной деятельности. Но те заповеди, которыми мы не занимаемся (речь идет об обязанностях каждого еврея), мы обязаны поддерживать деньгами и приобретать долю в них! Патент выглядит совсем несложным, но он работает: человек, желающий исполнять заповеди, может в них участвовать, в том числе и деньгами, в тех случаях, когда не может исполнить их лично!

То же верно и в отношении изучения Торы. У многих не получается уделять учебе время больше, чем час в день – и в этом часе уже есть заслуга изучения Торы. Однако чтобы увеличить награду в обоих мирах и удостоиться большего удела в Торе, любой человек по своим возможностям может поддерживать других учащихся, тех, кто посвятил всю свою жизнь Торе и учится по 12 часов в день. Тогда Тора этих людей станет также и Торой поддерживающих их.

Приближается шмита, седьмой, шаббатний год. Не у многих из нас есть поля, чтобы полноценно лично исполнить заповедь «забросить поля на год», но поддержать деньгами землевладельцев, которым непросто дается исполнение этой заповеди, мы можем! Шестьдесят лет назад рав Ицхак Айзик Красильщиков начал писать в Москве комментарий на Иерусалимский Талмуд. Он начал свою работу именно с трактата, посвященного законам шмиты. В предисловии к своему труду он пишет, что все надежды его подняться в Святую Землю ушли (советские власти не дали разрешения на выезд), и поэтому он считает своей обязанностью написать об этих законах, чтобы это засчиталось ему, как исполнение этой заповеди.

Если человек не может сам полноценно учить Тору, но помогает другим в учебе, он тем самым приобретает удел во всей Торе и в исполнении всех заповедей. Источник таких утверждений – слова наших мудрецов о сотрудничестве колен Иссахара и Звулуна. Они заключили договор о сотрудничестве, по которому Иссахар сидел и учился, а Звулун выходил в море и занимался торговлей. По договору они делили как заработок Звулуна от торговли, так и «заработок» Иссахара в его учебе Торы.

Хафец Хаим в книге «Аават Хэсед» пишет так: у нас есть ограничение на благотворительность. Есть постановление, чтобы человек не тратил на благотворительность больше 20 процентов своих доходов. Допустим, человека, зарабатывающего 100 миллионов в год, ограничивают в его стремлении к благотворительности: он может пожертвовать не более 20 миллионов! Так вот, Хафец Хаим говорит там же, что в том, что касается договора Иссахара и Звулуна, нет такого ограничения! Это – не цдака, не благотворительность, это – выгодное капиталовложение! Каждый хочет получить большую долю в Торе, и чем больше у человека материальных средств, тем большую долю он может приобрести – каждый согласно своим возможностям!

Сказанное в Торе про дающего, который, на самом деле, берет, имеет явное подтверждение в нашей с вами ежедневной жизни. Рабанит Амит (супруга главы ешивы в Кирьят Малахи рава Йеуды Амита) в молодости писала очень красивые детские песни, и в одной из них есть слова, объясняющие на самом доступном языке то, о чем мы говорим,: «шоколадка съедена – пропала в никуда, а если поделился – осталась навсегда».

Слово «трума» происходит от слова «леарим», поднять. То, что человек дает ради Всевышнего, поднимается, освящаясь.

Интересно, что по закону жертвы в Храме принимаются также и от народов мира. Таким образом, огромной силой вознесениея своего приношения обладает, практически, каждый человек! Важно лишь помнить, что трума – это лучшее, что у нас есть, это приношение, исходящее из самого сердца, а не что-то, что нам не нужно, и мы отдаем это бедным, искренне считая, что это лучше, чем выбросить на помойку. Есть в мире много нуждающихся, кому действительно пригодится и старая шляпа, и пустые бутылки, однако нужно все же помнить, кому и что мы даем: Царь всего мира – не бедняк. Кроме того, когда мы отдаем что-то ненужное, мы не можем вычесть стоимость ненужных вещей из маасера: ведь это не что-то, что нам важно и дорого. Но, вместе с тем, нельзя и умалять важность хэседа: на нашем с вами счету, в любом случае, останется то, что мы позаботились о бедном товарище, дали ему что-то, что ему было необходимо, даже если для нас это уже ничего не стоило.

Фразу «ваикху Ли трума» можно перевести с таким смыслом: «тем, что дадут пожертвование, возьмут Меня»! Как мы писали выше, когда человек что-то дает, это становится его приобретением. Когда человек дает от себя Всевышнему, происходит его единение с Творцом, и человек обретает Б-жественное присутствие!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=52080