Законы о злоязычии (лашон а-ра)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

956

[5-2-1] Глава 1. О запрете распространять негативную информацию о человеке устно или письменно, прямо или в форме намека

1.   Злоязычие запрещено, даже если сказанное является правдой. Когда говорят о других дурное и при этом лгут, даже частично, преувеличивают, недоговаривают, умалчивая о фактах, которые могут быть истолкованы позитивно, совершают еще более тяжкое нарушение – оцаат шем ра, клевета. Клеветник – моци шем ра.

2.   Постоянно злословящие приравниваются к тем, кто совершил три самых страшных преступления, о которых говорит Тора – идолопоклонство, разврат и убийство, – и наказание их велико.

3.   Злоязычие запрещено произносить как по собственной инициативе, так и после настойчивых уговоров, даже если уговаривает отец или раввин.

4.   Злоязычие запрещено даже в том случае, когда не произнести его означает потерять все имущество или лишиться уважения и расположения знакомых.

5.   Лашон а-ра запрещен и в письменной форме, а также в форме намека.

6.   Нарушение запрета о злоязычии происходит и в том случае, когда, сообщая дурное о других, упоминают в их числе и себя.

[5-2-2] Глава 2. О случае, когда злоязычие было произнесено в присутствии трех или более слушателей

1.  Тяжесть нарушения запрета о злоязычии увеличивается с увеличением числа слушателей. [Грех злословящих с помощью средств массовой информации, социальных сетей и рассылок – чрезвычайно велик.]

2.   Негативная информация, которая не порочит другого человека явно, является не злоязычием, запрещенным Торой, а авак лашон а-ра (пыль злоязычия). Авак лашон а-ра запрещен мудрецами. Если информацию можно расценить как позитивную, а можно – как негативную, но и негативный вариант при этом не является злоязычием, а лишь авак лашон а-ра, разрешено сообщить ее в присутствии трех человек. Почему это разрешено? То, что известно троим, как правило, становится известно всем, в том числе и тому, о ком рассказывают. Поэтому тот, кто сообщает информацию, зная, что об этом узнает человек, о котором идет речь, постарается изложить все в положительном ключе, так, чтобы слушатели расценили информацию как позитивную. В этом случае передача информации не будет даже авак лашон а-ра.

Излагать информацию в негативном ключе запрещено при любом количестве слушателей. Более того, в этом случае, чем больше слушателей, тем больше нарушение.

3.   Среди мнений комментаторов Талмуда существует и такое: если злоязычие было произнесено в присутствии трех и более слушателей, то, поскольку известное троим становится известно всем, каждому из этих троих разрешено вскользь упомянуть об услышанном, когда они разговаривают с другими людьми, т.к. все равно об этом все узнают. Специально заводить беседу на эту тему, тем более – с целью распространения информации, позорящей другого человека, запрещено в любом случае. Далеко не все авторитеты Торы принимают данное разрешение, да и те, кто его приводит, ограничивают его несколькими условиями:

а) Упоминать лашон а-ра, который был произнесен в присутствии троих или более людей, разрешено только тем, кто непосредственно слышал его. Тому, кто слышал пересказ, запрещено распространять эту информацию дальше.

б) Если один из трех непосредственных слушателей, при которых прозвучало злоязычие, является другом или родственником того, о ком идет речь, а также, если один из этих слушателей известен как Б-гобоязненный и достойный человек, который никогда не передает негативную информацию о людях, – услышанное передавать запрещено.

в) В краях, далеких от того места, где был произнесен лашон а-ра, передавать его запрещено в любом случае, т.к. существует вероятность того, что остальные слушатели не попадут в те края, и там информация не распространиться.

г) Слушателей должно быть не меньше трех, кроме рассказчика. Если двое рассказали двоим, не разрешено распространять информацию дальше.

д) При передаче информации (с соблюдением всех перечисленных ограничений) нельзя прибавлять к ранее услышанному ни одного слова.

е) Распространять негативную информацию о человеке, который, по крайней мере в последнее время, не совершает тех предосудительных действий, о которых идет речь, запрещено в любом случае.

ж)  Злоязычие, услышанное в присутствии трех человек, запрещено пересказывать тому, о ком известно, что он поверит всему сказанному, не проверяя. Тем более запрещено рассказывать тому, кто может прибавить к услышанному от себя

з) Если тот, кто произнес лашон а-ра в присутствии трех человек, попросил их не передавать услышанное, то им запрещено это делать.

Если в силу того или иного ограничения (из приведенных выше) лашон а-ра распространять запрещено, то это запрещено, даже если не будет упомянуто имя того, кто первым сообщил эту информацию.

Шева тувэй а-ир – члены совета еврейской общины, которые решают общественные вопросы. Если при обсуждении того или иного вопроса они разошлись во мнениях, то, даже если они изложили свою точку зрения в присутствии трех человек, запрещено передавать их слова другим.

Запрещено насмехаться над оратором, даже если он выступал перед большой аудиторией, и все знают, что он говорил.

На практике редко бывает, чтобы наличествовали все условия, приведенные выше. Но, даже когда все они «налицо», многие поским (алахические авторитеты) не считают, что разрешено передавать услышанное. Поэтому было бы правильно не пользоваться данным разрешением.

4.   Если некто в присутствии троих (или более) людей сообщил о своих планах, сделках или открытиях и т.п., то, поскольку это показывает, что он не скрывает этих планов и пр., слушателям не возбраняется передать информацию дальше, но необходимо, чтобы выполнялись первые пять из условий, приведенных выше (а-е).

[5-2-3] Глава 3. О том, что запрет лашон а-ра нарушается как в присутствии того, о ком идет речь, так и в его отсутствие; о том, что лашон а-ра запрещен и в форме шутки; о том, что запрет нарушается, даже если не упоминают имя того, о ком идет речь

1.   Злоязычие запрещено, даже если рассказчик был бы готов сообщить эту негативную информацию в присутствии того, о ком рассказывает, и даже в случае, когда тот, о ком он говорит, лично присутствует при разговоре. (Если «предмет» лашон а-ра присутствует при разговоре, нарушение больше, т.к. кроме лашон а-ра, которому в данной ситуации верят гораздо охотнее, позор и унижение того, о ком говорят, гораздо больше. А когда слушателей несколько, происходит тяжелейший грех – позорить ближнего прилюдно).

2.   Если информацию можно расценить как позитивную, а можно – как негативную, но и негативный «вариант» не является лашон а-ра, запрещенным Торой, а лишь авак лашон а-ра (см. гл. 2, п. 2), разрешено сообщить ее другим людям, подчеркивая положительную сторону. И все это – при условии, если рассказчик считает, что он мог бы сказать то же самое в присутствии того, о ком идет речь. Это разрешено, т.к. в данном случае можно быть уверенным, что рассказчик не собирался позорить этого человека.

3.   Злоязычие запрещено и в том случае, когда у рассказчика нет ненависти к тому, о ком он рассказывает, и даже если у рассказчика нет ни малейшего намерения его опозорить, а только намерение пошутить и повеселиться.

4.   Лашон а-ра запрещен, даже когда не упоминают прямо имя того, о ком идет речь, если из рассказа можно понять, кто это.

5.   Если рассказчик специально строит свою речь таким образом, чтобы тот, о ком он говорит, был унижен, опозорен, чтобы доставить ему страдание и причинить вред, то, даже если  дурное не было сказано прямо, происходит нарушение запрета злоязычия. Такая его форма называется скрытым, завуалированным лашон а-ра.

6.   Если сообщают дурное о человеке, делая при этом вид, что не догадываются, что сказанное является злоречием, нарушение запрета все равно происходит.

7.   Даже если рассказчик уверен в том, что сообщаемая информация не принесет никакого вреда тому, о ком он говорит, все равно это расценивается как лашон а-ра.

8.   Тот, кто являлся свидетелем поступка, который можно оценить и как хороший, и как дурной, обязан оправдать того, кто его совершил, и оценить поступок как хороший. Как сказано в Торе: «По-хорошему суди о ближнем своем» (Бэ-цедэк тишпот амитэха; Ваикра, 19:15). Причем, если человек, совершивший этот поступок, находится на среднем духовном уровне – не особый праведник, но и не злостный нарушитель, то мы обязаны оправдать его действие только в том случае, если поступок в равной мере можно расценить как хороший и как дурной. Если же речь идет о праведнике, то, даже когда действие представляется, скорее, плохим, мы обязаны попытаться его оправдать. Если человек, совершивший этот поступок, находится на среднем духовном уровне, и поступок выглядит скорее плохим, нет обязанности его оправдывать. Но было бы правильно не делать окончательных выводов о том, что произошло, а оставить это под вопросом. Тот, кто рассказывает о такого рода поступках вопреки правилам, изложенным выше, и выставляет их явно отрицательными, нарушает не только запрет лашон а-ра, но и предписывающую заповедь «Справедливо суди о ближнем своем».

[5-2-4] Глава 4. О случаях, когда темой лашон а-ра является нарушения законов, которые человек обязан соблюдать по отношению к Всевышнему; о том, как следует поступать, если грех лашон а-ра уже совершен

1.   Злоязычие запрещено как в присутствии того, о ком идет речь, так и в его отсутствие. Как в случае, если он в прошлом совершал дурные поступки, но затем вернулся на правильный путь, так и в случае, если совсем недавно он совершил нечто дурное. И когда речь идет о нарушении законов, которые человек должен соблюдать по отношению к Всевышнему, и когда речь идет о нарушении законов, которые он должен соблюдать по отношению к другим людям. Даже о таких пороках человека, которые присущи большинству людей, говорить запрещено. Запрещено говорить о пренебрежительном отношении человека к заповедям Торы, постановлениям мудрецов или общественным нормам.

2.   Если было замечено, что человек, находящийся на среднем духовном уровне, несколько раз совершал определенное нарушение, но при этом его поведение можно объяснить тем, что он не понимает всей серьезности проступка, запрещено рассказывать об этом другим, и запрещено презирать его за это. Так же следует поступать, если человек один раз тайно совершил нарушение, о серьезности которого известно всем (например, разврат или нарушение законов кашрута). Следует полагать, что он уже осознал свой грех и сожалеет о том, что сделал. Нужно только в мягкой форме сделать ему замечание наедине.

3.   Если человек открыто нарушает законы Торы, обычаи еврейского народа, нормы поведения, и на него не действуют замечания и порицания, двоим свидетелям, лично видевшим это, разрешено заявить в раввинский суд для того, чтобы суд немедленно применил к нему санкции. Если свидетель один, и у него нет согласно Торе права свидетельствовать в суде, он может сообщить информацию родственникам нарушителя или его наставнику для того, чтобы те попытались воздействовать на него, убедить вновь вести себя достойно. Понятно, что сообщать такую информацию разрешено только ради пользы и помощи, без примеси презрения и желания отомстить. (Данный закон, а также последующие, разрешающие произносить лашон а-ра о нарушителях Торы и обычаев, не позволяют злословить о тех, кто поступает так вынужденно, например, под угрозой смерти, или о тех, кто не получил традиционного воспитания – прим. пер.).

4.   Тому, кто услышит подобную информацию, запрещено передавать ее другим людям. Если о человеке, который может повлиять на нарушителя, известно, что он способен разгласить информацию, а других людей, которые могли бы повлиять на нарушителя, не существует, возможно, разрешено даже такому человеку сообщить о поведении нарушителя, чтобы он попытался вернуть его на правильный путь.

5.   О человеке, который сознательно отказался от соблюдения законов Торы и обычаев еврейского народа, разрешено произносить лашон а-ра. Повеление «По-хорошему суди о ближнем своем» не относится к такому человеку – нет обязанности оправдывать его, если его поведение сомнительно. Его разрешено прилюдно позорить за дурные поступки. Однако в каждом конкретном случае необходимо проконсультироваться со сведущим в этой области раввином о том, какие условия необходимы, чтобы было разрешено подобное.

6.   Того, кто намеренно нарушает постановления раввинского суда и не может объяснить причины своего поведения или оправдывается явно лживо, разрешено осуждать прилюдно. И разрешено занести его имя в список нарушителей.

7. Запрещено рассказывать другим о дурных качествах конкретного человека, поскольку всегда существует вероятность, что тот не знает, насколько серьезны нарушения, которые он совершает; и даже если он узнает об этом, невозможно сразу все исправить. Все же своим детям и ученикам следует сообщить о том, что у такого-то человека дурные черты или качества, чтобы оградить их от дурного влияния. При этом необходимо назвать причину, по которой пришлось сказать о человеке дурное, чтобы они не начали говорить дурное о людях, когда это запрещено.

8.   О тех, кого собираются взять в компаньоны, или о тех, с кем собираются вступить в брак (сам человек или его дети), разрешено наводить справки. При этом следует сообщить о цели своих расспросов, а полученной информации запрещено верить. Информацию разрешено принять к сведению с тем, чтобы ее проверить.

9.   Тот, кто нарушил запрет лашон а-ра, должен сделать тшуву, т.е. вернуться к правильному поведению. Для этого нарушитель должен искренне пожалеть о том, что сделал, покаяться перед Всевышним в совершенном нарушении (шепотом и без свидетелей) и принять решение в будущем не повторять этот грех. Если слушатели не приняли на веру его рассказ, и лашон а-ра не имел никаких последствий для того, о ком шла речь, перечисленного достаточно. Если же слушатели поверили злоязычию, и тот, о ком шла речь, пережил страдания, позор, претерпел моральный или материальный ущерб (даже если он не знает, почему это произошло), то необходимо все ему рассказать и добиться его полного прощения.

[5-2-5] Глава 5. О случаях, когда темой лашон а-ра является нарушение законов и правил, которые человек обязан соблюдать в отношении ближнего; о запрете говорить дурное о человеческих качествах других; о том, что будет ли сказанное считаться лашон а-ра, зависит от того, о ком говорят; о запрете дурно отзываться об имуществе другого

1.   Запрещено рассказывать о том, что некто поступает с другими людьми вопреки законам Торы. Например, имел все возможности дать денежную ссуду или помочь ближнему как-то иначе, но не сделал этого. Если рассказчик говорит о случае, когда в помощи отказали ему самому, то, кроме запрета произносить лашон а-ра, он нарушает заповедь Ло титор («не храни злобы» – Ваикра, 19:18). А если, сообщая об этом случае, рассказчик хочет таким образом отомстить ближнему, то он нарушает также заповедь Ло тиком («не мсти» – там же).

2.   Запрещено рассказывать, что некто не обладает теми или иными качествами, способностями, талантами. Например, говорить о ближнем, что он недостаточно умен. С такой разновидностью лашон а-ра существует особая проблема – этому, как правило, легко верят. Особенно велико нарушение, когда негативную информацию распространяют о раввине, с которым многие советуются и у которого выясняют законы и правила Торы.

3.  Запрещено рассказывать о физической слабости рабочих, преподавателей и людей других специальностей. Запрещено рассказывать, что некто не так богат, как об этом все думают.

4. Понятно, что то, что для одного человека является высшей похвалой, для другого может быть позором и оскорблением. И одно и то же высказывание в отношении одного разрешено, а в отношении другого является лашон а-ра. Сказать о человеке, который вынужден много работать, чтобы прокормить семью, что он изучает Тору три часа в день, разрешено, это похвала. Сказать то же самое о человеке, которого не тяготят проблемы пропитания, означает опозорить его и унизить. Иными словами, является то или иное утверждение злоязычием или нет, часто зависит от того, о ком идет речь.

5.   Запрещено говорить дурное о вещах, принадлежащих другому человеку, говорить одному торговцу дурное о товарах другого.

6.   Одному человеку запрещено произносить лашон а-ра, а тем более двоим и более, т.к. слушатели тем легче верят сказанному, чем больше людей об этом говорит.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся сейчас к выпуску на русском языке с названием «Книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла свой путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=52092