Законы о злоязычии (лашон а-ра) — О запрете слушать и верить лашон а-ра

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

699

Глава 6

О запрете слушать и верить лашон а-ра; о том, как человек должен себя вести, если он оказался в обществе, где говорят лашон а-ра.

1. Дурное запрещено как рассказывать, так и слушать. Если человек, услышав злоязычие, выражает вслух свое согласие, он нарушает сразу оба запрета: и слушать и рассказывать.

2. Запрещено слушать лашон а-ра, даже если слушатель не верит ни единому слову. Когда человеку необходимо выяснить информацию о ком-то, чтобы взять его в компаньоны или устроить шидух (знакомство с целью вступления в брак), или, если произошла кража, чтобы выяснить, кто украл, и вернуть похищенное хозяевам – разрешено расспрашивать людей и выслушивать негативную информацию, чтобы уберечь себя или других людей от опасности. Но запрещено верить сказанному, не проверив информацию досконально.

3.  Прежде чем слушать негативную информацию о людях, следует выяснить у рассказчика, необходима ли она для того, чтобы уберечь себя и помочь другим. Если ответ будет положительным, разрешено выслушать, принять к сведению, но запрещено верить сказанному.

4.  Иногда слушать злоязычие не просто разрешено, но и необходимо. Так, если выслушав лашон а-ра, можно доказать рассказчику и слушателям, что сказанное является ложью, или, если, выслушав лашон а-ра, слушатель сможет примирить спорящие стороны, устранить вражду и распри, существует обязанность слушать злоязычие, но не верить услышанному и не передавать другим.

5. Тот, кто случайно оказался там, где говорят злоязычие, обязан сказать присутствующим, что происходит нарушение, чтобы оградить их от нарушения.

Если ясно, что вмешательство повлечет за собой еще худшие нарушения, необходимо как можно быстрее покинуть это место. И тот, кто, имея возможность уйти оттуда, не делает этого, преступает закон Торы.

Если покинуть это место невозможно, человек обязан заткнуть уши и не слушать. Если же обстоятельства таковы, что и уши заткнуть нельзя, надо, по крайней мере, приложить все усилия, чтобы не верить сказанному, думать о том, что злословие омерзительно, не участвовать в беседе и, тем более, не выражать согласия со сказанным. А, напротив, по возможности всем своим видом показывать несогласие и недовольство происходящим.

6. Тот, кто, услышав негативную информацию о ближнем, верит ей – нарушает запрет верить злоязычию. Если поступки, о которых услышал, можно было оправдать, но слушатель не сделал этого, то, кроме запрета верить лашон а-ра, он нарушает заповедь «Справедливо суди о ближнем своем».

7. Всякий раз, когда рассказчик нарушает запрет говорить дурное, слушатель, который верит сказанному, нарушает запрет верить лашон а-ра.

8. В тех случаях, когда злоязычие разрешено слушать (о предполагаемом компаньоне, женихе/невесте и т.д.), негативную информацию разрешено взять на вооружение, чтобы оградить себя или других от возможного ущерба, неудобств и т.п., но запрещено ей верить.

Человек обязан относиться к тому, о ком шла речь, как прежде, помогать ему так, как Тора обязывает нас помогать любому ближнему. Запрещено презирать того, о ком шла речь, вредить ему, подрывать его авторитет в какой бы то ни было форме.

9. Тот, кто поверил злоязычию, обязан сделать тшуву, т.е. вернуться на правильный путь. Для этого нужно постараться стереть из памяти все то, чему было запрещено верить, пожалеть о совершенном нарушении, раскаяться в этом перед Всевышним вслух (шепотом и без свидетелей) и принять для себя решение больше никогда не совершать этот грех.

Если человек успел пересказать услышанное другим, обязан постараться убедить их, что это неправда. Если это невозможно, должен удостоиться прощения того, о ком шла речь.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=52164