Законы о злоязычии (лашон а-ра) — В каких ситуациях разрешено обнародовать негативную информацию

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

615

Глава 10.О том, в каких ситуациях и при каких условиях разрешено обнародовать негативную информацию о ком-либо

1.   Если человек видит, что по отношению к кому-либо поступили (или собираются поступить) несправедливо, и хочет передать информацию об этом другим, чтобы те помогли пострадавшему, а также для того, чтобы заклеймить дурные поступки, необходимо выполнение семи условий:

а)   Рассказчик должен быть свидетелем происшествия, либо досконально проверить истинность информации.

б)   Надо быть уверенным, что совершенное (планируемое) действие является несправедливым согласно законам Торы.

в)   Надо попытаться убедить нарушителя в том, что его поступок является нарушением, и его следует исправить: в случае успеха вопрос решится сам собой.

г)    При передаче информации запрещено преувеличивать нарушение или опускать факты, оправдывающие нарушителя.

д)   Цель рассказа – только помочь пострадавшему.

е)   Рассказать другим разрешено, только если результата невозможно достичь другим путем, без передачи негативной информации.

ж)   Надо быть уверенным, что нарушитель не понесет более строгого наказания, чем то, которое положено ему по закону Торы.

2.   Если очевидец происшествия сам совершает такие же нарушения, ему запрещено рассказывать о случившемся, т.к. он делает это не с целью помочь пострадавшему, а из желания унизить нарушителя.

3.   Если помочь пострадавшему невозможно, но распространение информации поможет обществу отдалиться от нарушителя, разрешено обнародовать эту информацию, но только если пострадавший уже сам узнал о случившемся, и если слушатели сами не совершают подобных нарушений и расценивают содеянное как дурной поступок.

4.   При соблюдении всех перечисленных условий разрешено прилюдно обличить того, кто говорил лашон а-ра, за исключением ситуации, когда тот, о ком произнесли лашон а-ра, об этом не знает. В этом случае запрещено рассказывать о происшедшем нарушении и другим людям, и тем более тому, о ком говорили лашон а-ра, т.к. если информация дойдет до него, рассказчик нарушит запрет рэхилут.

5.   В случае, когда обнародование информации приведет к тому, что общество не станет слушать рассказчика, и тот будет вынужден прекратить распространение лашон а-ра, разрешено рассказать, что он говорил о другом лашон а-ра, даже если тот, о ком шла речь, об этом не знает. И даже если этот человек узнает, что о нем говорили дурное, это будет рэхилут во имя добра, что разрешено при соблюдении остальных условий.

6.  Если нарушитель не реагирует на замечания и порицания, разрешено сообщить о нем негативную информацию без соблюдения третьего условия – т.е. не пытаясь убедить его раскаяться и исправить содеянное. В этом случае необходимо обнародовать информацию в присутствии  как минимум трех человек. Как упоминалось выше (глава 2, п. 2), то, что известно троим, как правило, становится достоянием всех, и можно быть уверенным, что обнародованная информация дойдет до того, о ком говорят. Поэтому, если человек рассказывает о совершенном нарушении в присутствии трех и более человек и не боится того, что нарушитель об этом узнает, слушатели могут быть уверены – рассказчик не просто говорит дурное о ближнем за глаза, а полностью отвечает за свои слова.

7.  Если рассказчик боится, что нарушитель, узнав, кто рассказал о его делах, захочет отомстить, разрешено обнародовать информацию и не при трех слушателях.

8.  Если рассказчик известен всем как человек, который не заискивает ни перед кем, не говорит дурное за глаза и не лжет, он не обязан сообщать негативную информацию в присутствии трех человек.

9.  Если был нарушен закон Торы, не относящийся к сфере отношений между людьми (например, кто-то съел некошерное, не постится в Йом Кипур, курит в субботу и т.д.), кроме перечисленных семи условий необходимо, чтобы рассказчик видел своими глазами, что этот человек совершил нарушение несколько раз, а также, чтобы всем было известно – такое действие является нарушением закона Торы.

10.     Как правило, если человека подвели, разорили, обокрали, обидели, он будет рассказывать об этом, желая отомстить, опозорить того, кто это сделал. Это является лашон а-ра и запрещено. Однако, если распространение такой информации будет по-настоящему полезно, например, если, узнав о случившемся, люди смогут помочь пострадавшему вернуть свое, – информацию разрешено распространять.

11.     Если спрашивают, кто совершил тот или иной дурной поступок, и ответить – значит произнести лашон а-ра, запрещено сообщать, кто это сделал. Но следует ответить: «Я этого не делал». Высокий уровень праведности – взять ответственность за такой поступок на себя.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53390