О великих женщинах известно лишь Всевышнему

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

526

Заслуга женщин – в происходящем в мире

Сказали наши мудрецы: «Сначала был создан один-единственный человек, дабы научить нас, что каждый, кто губит одну еврейскую душу, – как будто уничтожает целый мир, а каждый, кто дает существование одной еврейской душе, – как будто создает целый мир». (Санедрин, 37а)

Отсюда мы должны понять, насколько ценна каждая еврейская душа. Каждый еврей важен для Всевышнего. Каждый влияет на происходящее в мире!

Еврейский народ состоит из двух составляющих – мужчин и женщин. Давайте разберемся, каково влияние женщины на всю систему.

Говорят наши мудрецы: «Мир стоит на трех вещах: на Торе, служении и благотворительности» (Пиркей авот, 81:42). И какова доля женщины в Торе? Какова ее доля в служении, то есть, в молитве? Конечно, женщины молятся. Но разве можно сравнить плач и крики, доносящиеся с мужской стороны, со слезой женщины? Молитва женщин – тихая молитва.

А какова доля женщины в благотворительности? Девочек из семинара посылают помогать роженицам. Женщины помогают друг другу. Но разве это сравнимо с мужской благотворительностью? Я знаком с евреями, которые каждый год дают миллион и даже полтора миллиона долларов на благотворительность! Я знаком с директорами благотворительных учреждений. Излишне говорить, что мужская благотворительность намного превышает женскую!

Глава поколения и великая женщина поколения

Если мы зададим вопрос, кто был главой поколения шестьдесят лет назад, мы услышим имена Хафец Хаима, Хазон Иша и других. А ну-ка, зададим вопрос по-другому: кто является самой важной женщиной в нашем поколении? И кто была самой важной женщиной во времена Хафец Хаима?

Возможно, это была жена Хафец Хаима. Но никаких подтверждений этому нет.

Еще недавно я думал, что нет такого понятия – «великая женщина». К Хафец Хаиму применимо понятие величия. А женщина? Все женщины более или менее одинаковы. Одна говорит Теилим чуть больше другой, одна – чуть праведнее другой. Великая женщина? Нет такого! Так я думал…

И вот я узнал, что Виленский Гаон, да будет память праведника благословенна, каждое слово которого – Тора, тем более слово, написанное на могиле – ведь это пишется на века, повелел написать на могиле своей жены: «Нет подобных ей…». То есть, он считал ее самой праведной женщиной того поколения. Значит, есть понятие великая женщина поколения!

И тогда у меня возник вопрос: Что должна делать женщина, чтобы стать великой в своем поколении?

Есть множество рассказов о жизни великих людей. Например, такой рассказ.

Семья Виленского Гаона занимала половину дома, отделенную тонкой стенкой от второй половины. Однажды ночью сосед Гаона услышал, как тот ходит взад-вперед по комнате, повторяя слова мудрецов: «Горе тем, кто принижает Тору! Горе тем, кто променял Вечную жизнь на дела преходящие», и так он повторял, раз за разом, до самого утра. Это так глубоко запало в сердце соседа, что утром он закрыл свою лавку и ушел на весь день учить Тору, и так и учил ее до конца жизни.

Еще один рассказ.

В прошлом поколении был еврей, который молился с особенным воодушевлением. Спросили его, откуда у него это, и он рассказал, что однажды он остановился в гостинице, в которой в то время жил рав Исраэль Салантер, благословенна память праведника. И ему посчастливилось увидеть в зеркале отражение молящегося рава Салантера. Увиденное дало ему силы молиться с воодушевлением и подъемом всю жизнь!

Если бы мы смогли войти в дом Виленского Гаона, мы бы увидели Гаона, которой сидит и учит Тору, не прерываясь и не отвлекаясь, почти двадцать часов в сутки! (Известно, что даже солнечный свет отвлекал его, мешал ему учиться, и он учился с закрытыми ставнями при свете свечей!)

Полюбовавшись на Гаона, мы бы отправились в кухню, навестить рабанит. И что бы мы увидели? Увидели бы мы ее величие? Мы бы увидели, что она готовит обычный кугель для Шаббата. Был ли ее кугель вкуснее других кугелей? Или она размышляла о Торе двадцать четыре часа в сутки? Наверняка, она делала все то же самое, что делали женщины в ее поколении – варила, пекла, убирала… Мы, безусловно, увидели бы скромно одетую женщину, но вряд ли на ней были бы надеты пятьдесят пар чулок и двадцать головных уборов!.. В чем и каким образом проявлялось особое величие жены Виленского Гаона?

«Праведник расцветет, как финиковая пальма»

Про праведника сказано: «Праведник расцветет, как финиковая пальма» (Теилим, 92:13). Особенность финиковой пальмы заключается в том, что она растет и ввысь, и вниз – чем выше она вырастает, тем глубже ее корни. Если ее высота десять метров, то и корни уходят в глубину на десять метров!

И у мужчины, и у женщины есть понятие величия. Разница в том, что величие мужчины – над землей, и оно видимо! Видны прямота ума, ясность и глубина мысли. В Мидраш Танхума (Лех Леха, 5) написано: «Праведник расцветет, как финиковая пальма… Большинство деревьев не видны на расстоянии. Почему? Они не высоки. А вот пальма и кедр выше других деревьев, и они заметны издалека… Поэтому праведники, которых Всевышний возвышает над другими людьми, сравниваются с пальмой и с кедром».

Женщина может быть такой же великой, как и мужчина. Но ее величие глубоко спрятано и невидимо.

Увидев небоскреб, мы поражаемся его необыкновенной высоте, забыв, что эта высота зиждется на глубоком фундаменте под землей! Без фундамента небоскреб не устоял бы. Фундамент не менее важен, чем само здание!

Женщины – фундамент и корень еврейского народа, да и всего мира. Подтверждением этому служит тот факт, что еврейство определяется по матери, а не по отцу. Если отец ребенка нееврей, а мать – еврейка, ребенок будет евреем. А если мать – нееврейка, то ребенок будет неевреем, даже если его отец – еврей. Женщина – корень, а корень по природе своей скромен, он скрыт и спрятан глубоко, подальше от людских взглядов.

Драгоценность прячут, чтобы ее сохранить

Попробуем наглядно показать разницу между величием мужчины и женщины.

Иногда человек способен совершить поступок, который потрясет весь мир. Мы расскажем историю про молодого ешиботника, совершившего поступок, вызвавший переполох на Небесах, и историю про девушку, которая тоже совершила поступок, вызвавший переполох на Небесах, и посмотрим, в чем разница.

Итак, ешиботник съездил на свадьбу и вернулся в половине третьего ночи, буквально падая с ног от усталости. Несмотря на это, он помолился Маарив, четко проговаривая каждое слово. Затем он отправился в комнату, собираясь лечь спать. Но прежде чем залезть в постель, он, преодолевая себя, прочитал Шма, опять-таки четко проговаривая каждое слово. Дойдя до фразы «И повторяй их детям своим, и произноси их» он сказал сам себе: «Нет! Тору надо учить без перерыва! ”И повторяй”! Я не иду спать!», спустился в бейт-мидраш и там учился до утра.

Очевидно, что такое самопожертвование не осталось незамеченным на Небесах.

А теперь история девушки. Она тоже вернулась из длительной поездки очень уставшей. Войдя в комнату, она обнаруживает на своей кровати наряды соседки по комнате. Она думает: «Я уже двадцать раз говорила ей не оставлять свою одежду на моей кровати!». Но, не сказав ни слова, она аккуратно складывает все наряды и убирает их на место. Затем она спускается перекусить что-нибудь, а вернувшись, видит, что соседка ее уже спит, оставив на ее кровати еще три платья… Молча она складывает и их убирает на место и идет спать.

Утром, после молитвы, она вспоминает, что мама прислала ей вафли. Она открывает сумку и обнаруживает, что вафель там меньше, чем было! И снова она думает: «Я уже двадцать раз просила ее не лезть в мою сумку!», но продолжает молчать.

И хотя истории эти все время повторяются, она молчит, ничего не говоря подружке. И не отвечает на ее упреки, что она, дескать, никогда не делится с ней вафлями или шоколадкой, и никогда не… – наша героиня молчит и молчит, не говорит ни слова.

В один прекрасный день соседка говорит ей что-то действительно обидное, она чувствует, как кровь приливает к лицу, слезы блестят на глазах, и ответ готов сорваться с языка. И что она делает? Она идет к крану, набирает стакан воды, произносит «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, по слову Которого творится все!», пьет воду, и слезы, готовые брызнуть из глаз, и слова, готовые сорваться с уст, застывают…

На Небесах бурно обсуждается ее поступок!

А вот теперь разберемся, в чем же разница между этими двумя историями. А разница огромна: история ешиботника закончилась тем, что в результате той ночной учебы в течение двух с половиной часов его мозг открылся для Торы, и потом в течение двух лет все восхищались его способностями в учебе и его усидчивостью. А чем закончилась история девушки? Ничем! Никто ею не восхищался, все ее поступки остались в тени. Никто никогда не узнает, как ей удалось себя преодолеть.

Я вам расскажу еще историю. В Тифрахе я познакомился с евреем, одетым, как селянин, с кепкой на голове. Он заходил в ешиву задать ешиботникам вопросы, возникающие у него по ходу изучения дневного листа Гемары. Меня с самого начала удивлял его внешний вид, но потом выяснилось, что этот еврей учится по десять часов в день! Он не переставал учиться, все, что он говорил, было связано с Торой. И при этом в будние дни он надевал простую рубашку и кепку, и лишь в Шаббат – костюм и шляпу.

Я спрашивал себя: «Неужели этот еврей, который учится десять часов в день, не может надеть подобающую шляпу? Почему он ходит в этой кепке?»

Ответ таков. Когда человек отправляется в лучший мир, его сопровождают выполненные им заповеди. Спрашивают рав Исраэль Салантер и Хафец Хаим, благословенной памяти, сможет ли человек, прибыв в мир истины, требовать награду за заповеди? На что это похоже?

На человека, который приходит к хозяину, у которого работали его отец и дед до своей смерти, и, будучи наследником, требует вознаграждение за их работу. Хозяин возмущен: «Какая наглость! Ты полагаешь, они работали даром? Да они каждый месяц получали зарплату! О каком еще вознаграждении может идти речь?»

Так и человек, ожидающий награды за выполненные заповеди, услышит: «Тебе давали воздух в течение восьмидесяти лет? Еду давали? У тебя была семья, дети? Ты думаешь, все это было просто так?! Как ты смеешь просить награду?»

Еврей выучивает сколько-то листов Гемары. Может ли он быть уверен, что эти листы будут сопровождать его через сто двадцать лет? А как же почет, который он получал во время учебы?

По этому поводу мой отец рассказывал чудесную историю про великого рава Баруха Бера Лейбовича. (Это был необыкновенный, святой человек. Как-то во время учебы, затруднившись понять какое-то заключение, он воскликнул: «Когда я был младенцем, моя мама растирала меня некошерным рыбьим жиром, из-за этого я теперь не понимаю, что сказано в Тосафот!». Настолько он был чист и свят, что ни разу не оступился в законах кашрута.)

Однажды его ученики решили, что шляпа его уже износилась, и поехали в Варшаву купить ему новую шляпу. Увидев обновку, он поблагодарил учеников и спросил: «А эта шляпа мне подходит? Достойна ли она, чтобы ехать в ней на встречу с главой поколения, равом Хаимом Озером?». Потом сел учиться, отложив шляпу в сторону. Во время учебы он заглядывал в разные книги – Рамбам, Гемара, различные толкования… Посмотрев в очередную книгу, он клал ее на шляпу, и она все больше прогибалась под стопкой книг…

Один из друзей моего отца сказал: «Вы, может быть, думаете, что глава ешивы не умел беречь вещи, или он настолько был погружен в учебу, что не замечал, что кладет книги на шляпу? Я своими глазами видел, как однажды шляпа лежала на стуле, изрядно примятая книгами, и один из учеников, проходя мимо, освободил ее и расправил. Как только он отошел, глава ешивы сложил книги обратно на шляпу!..».

Рав Барух Бер был святым человеком. По его мнению, ему не нужна была новая шляпа, но раз уж ученики ее купили, он надевал ее, но лишь ради встречи с равом Хаимом Озером Гродзенским, встречи, которая, по его убеждению, сопровождалась присутствием Всевышнего! Но как же он боялся этой шляпы! Кто знает, сколько листов Гмары она способна проглотить! Потому-то он и пытался смять ее.

Подобным образом я объясняю поведение того ученого селянина. Выученные листы Гемары важны для Всевышнего, поэтому Всевышний препятствует тому, чтобы он ходил в шляпе, ведь, кто знает, сколько листов Гемары эта шляпа может проглотить!

Сегодня, зайдя в бейт-мидраш, вы можете по стилю одежды понять, насколько уважаем тот или иной еврей. Зачастую человека уважают по тому, как он одет. Кто-нибудь проверяет, насколько он мудр? По природе своей мы думаем, что если уж человек так оделся, наверняка он большой праведник, наверняка все время сидит и учится, и наверняка он – большой мудрец. Уважаем «по одежке».

 Но если человек заходит в зал, заполненный женщинами и девушками, сможет ли он определить, кто из них праведнее? Есть ли стиль одежды, способный указать на праведность? Нет! Почему? Женская праведность – внутри, в сердце!

Эта праведность настолько дорога Всевышнему, что Он скрывает ее, чтобы не обесценить.

Сила скрытых деяний

Рассмотрим это еще глубже. Вода закипает при температуре 100 градусов. И дальше температура не повышается. Что сделать, чтобы нагреть воду до 1000 градусов? Вскипятить ее в скороварке. Дела скрытые обладают гораздо большей мощью!

Вспомним девушку, о которой мы рассказывали. Соседка изводила ее снова и снова до тех пор, пока она едва не взорвалась, но все же сдержалась и промолчала. И как мы сказали, ее поступок вызвал переполох на Небесах, .

И говорят наши мудрецы (Хулин, 89а): «Сказал раби Илая: мир держится на том, кто сдерживает себя во время ссоры, как сказано: «Землю подвесил на сдержанности» (Йов, 26:7)». На поступке этой девушки, сдержавшейся и смолчавшей, держится мир.

Известны слова из послания Виленского Гаона: «За каждое мгновение, когда человек смыкает свои уста, он удостаивается высшего сокрытого света, который ни ангелы, ни кто-либо из сотворенных не в силах представить себе». Вдумайтесь, почему этот свет такой сильный? Казалось бы, что тут такого, ну, промолчал, ну, сомкнул уста… Это молчание – скрытое, незаметное. Поэтому оно обладает огромной силой!

«Согласно деяниям его – скромная для праведного»

Сказали наши мудрецы (Сота, 2а): Сказал раби Шмуэль, сын рава Ицхака: «Жену человеку подбирают согласно деяниям его». И поясняет Раши: «Согласно деяниям его – скромная для праведного, распущенная  для злодея».

Получается, что праведнику соответствует не праведница, как мы могли бы подумать, а скромная женщина. Маараль писал, что главное достоинство женщины в высших мирах – это ее скромность.

Мы привыкли под «скромностью» понимать определенный стиль одежды. Правильное понимание понятия скромности – совершение поступков исключительно во имя Небес. Скромность – это когда все, что у меня есть, незаметно снаружи, окружающие не знают об этом. Оно скрыто, известно только мне и Всевышнему. Это – самое правильное понимание понятия скромности.

Мне тяжело это объяснить. Я вот иногда сижу и учусь с упоением, иногда делаю открытия в Торе, иногда внутри меня зарождается прекрасный «ворт», который булькает и рвется наружу, и мне просто необходимо его рассказать, чтобы все о нем узнали. Такова природа мужчины – все должно быть на виду!

Мужчины раскачиваются во время молитвы. Молитва – это служение сердцем. Если сердце чисто, воодушевление проникает в него во время молитвы. Если человек раскачивается во время молитвы, значит, его воодушевление выходит наружу. Его сердце не совершенно чисто, поэтому он ощущает потребность двигаться во время молитвы. Движения того, у кого сердце чистое, – внутренние движения.

У женщины могут быть замечательные идеи, наплыв чувств во время молитвы, но все это внутри, между нею и Всевышним. И силу этого невозможно описать и передать словами!

Девушка, которая следит, чтобы в общежитии в холодильнике всегда была холодная вода, причем так, что никто не знает, откуда эта вода там появляется, достигает высокой ступени благотворительности. И она делает это тайно не потому, что хочет быть скромной, а потому, что ей все равно, знает кто-то об этом или нет! Она делает это ради Всевышнего.

Если бы мы знали, кто является великой женщиной поколения, она бы уже ею не являлась! И не только мы не знаем, кто они, великие женщины поколения, сами эти женщины об этом не догадываются. Об этом известно только Всевышнему.

Всевышний сотворил мир таким образом, что у каждого есть свое предназначение, подобно тому, как в царском дворце у каждого работника – своя задача. Пусть у нас будет помощь Свыше выполнять наше особое предназначение в течение всей жизни.

Перевод – Х. Берман.


http://www.beerot.ru/?p=53501