(Это письмо рав Барух Бер написал примерно за полтора года до своей смерти, незадолго до Второй мировой войны).
Братья наши, любящие Тору, исполняющие, хранящие ее как зеницу ока и поддерживающие ее!
Если мы хотим узнать, до чего велика обязанность человека из народа Израиля поддерживать Тору и ешивы; если хотим узнать, в какой мере обязывает любовь к Торе ценить ее в сердце, то прежде всего обратимся к барайте (Брахот, 61б):
Учили наши мудрецы: постановило однажды злодейское царство [римляне], чтобы народ Израиля не занимался Торой. Пришел Папос бен Йеуда к раби Акиве и увидел, что он собирает группы евреев публично и занимается Торой. Спросил его: «Акива! Разве ты не боишься властей?» И тот ответил ему: «Приведу тебе притчу – чему это можно уподобить. Шел однажды лис вдоль реки и увидел, что рыбы мечутся туда-сюда; спросил их: “От чего вы так убегаете?” Они отвечают: “От сетей, которые расставляют на нас люди!” Сказал им лис: “Хотите – выходите на сушу, и будем жить ‑ мы с вами, как жили наши отцы с вашими отцами!” Ответили рыбы: “Ты ли это, о котором говорят, что он – умнейший из зверей? Не умный ты, а глупец! Если в месте, которое дает нам жизнь, мы так боимся ‑ то тем более в месте, которое несет нам смерть!” Так и с нами: если теперь, когда мы сидим и занимаемся Торой, о которой сказано, что она – жизнь наша и долголетие наше [мы в такой опасности], то тем более, если мы ее оставим!»
Не прошло много времени – схватили раби Акиву и бросили в темницу. Схватили Папоса бен Йеуду и бросили в ту же темницу. Спросил его: «Папос! Что привело тебя сюда?» Ответил тот: «Хорош удел твой, раби Акива, ведь тебя схватили за Тору! Горе Папосу, которого схватили из-за пустяков!»
Когда вывели раби Акиву на казнь, было время чтения Шма, Исраэль. Рвали его тело железными гребнями, а он принимал на себя бремя Небесного Царства [читал Шма]. Спросили его ученики: «До такой степени?» [Неужели так велика и до того доходит заповедь принятия бремени Небесного Царства, что человек обязан исполнять ее, даже терпя такие страшные муки?] Ответил им: «Все мои дни не давало мне покоя сказанное в Торе: “И всей душой твоей” [люби Г-спода – слова из “Шма, Исраэль”, и смысл этих слов в следующем: люби Его] – “даже когда Он отнимает у тебя душу твою”. Я говорил себе: когда же я смогу исполнить это? И теперь, когда у меня появилась возможность – как же я не исполню?» Он долго и протяжно произносил слово эхад – «один», пока не отошла душа его со словом эхад. Вышел голос с Небес и возвестил: «Хорош удел твой, раби Акива, что отошла душа твоя со словом эхад!» [Ибо слова «Г-сподь один» выражают самую суть и основу нашей веры в то, что все исходит от Него, и только от Него – и хорошее, и то, что представляется нам плохим, даже неисправимо плохим и нестерпимым. Все – от Него и ради конечного нашего блага].
Из этого ясно, что раби Акива был обязан пожертвовать собой, чтобы и далее существовала Тора в нашем мире. И спрашивают ришоним [мудрецы эпохи примерно от Раши до раби Йосефа Каро]: как мог раби Акива жертвовать собой ради этого, ведь закон «будь убит, но не преступи» действует только в отношении запретов идолопоклонства, разврата и кровопролития? И отвечают: здесь шла речь обо всей Торе, поскольку само ее существование находилось тогда в опасности, и Тора обязывала святого раби Акиву пожертвовать собой ради нее. Нет у Всевышнего ничего любимей раби Акивы и Торы его, и также наш учитель Моше радовался Торе его и печалился о его смерти [когда Всевышний дал ему увидеть все это, см. Менахот, 29б. Величие раби Акивы и его Торы в том, что они открылись в мире в эпоху «сокрытия лица» – время тьмы и страданий]. И поскольку, как говорят, «если нет козлят, то не будет и козлов» [то есть если не обучать молодых учеников – не будет зрелых мудрецов Торы], была возложена обязанность на раби Акиву и Тору его пожертвовать собой ради существования Торы в будущем.
И вот, Папос бен Йеуда (Виленский Гаон в своей книге «Имрей ноам» пишет, что это был герой известной истории о Папосе и Лульяносе, которые пожертвовали собой ради народа Израиля, см. Таанит, 18б) спросил раби Акиву: «Разве ты не боишься и т. д.», и непонятно, о чем может спрашивать этот святой праведник, Папос бен Йеуда, у раби Акивы, если тот исполняет долг, возложенный на него Торой – пожертвовать собой ради нее?
Видится, что вопрос в основе своей относится не к тому, что раби Акива обучал учеников, а к тому, что он собирал евреев – публично, в то время как ему следовало бы обучать их в тайных местах, скрытно. И он, таким образом, без необходимости подвергал себя опасности – вот о чем спрашивает его праведник Папос!
И отвечает ему раби Акива: твой вопрос похож на тот, который лис задавал рыбам: что они, живя в воде, подвергают себя опасности, поскольку люди пользуются этим и расставляют им сети и разные западни, чтобы ловить и убивать их. А ведь у них есть средство – выйти на сушу. Так почему же они продолжают пребывать в опасном месте и не боятся? На это ответили рыбы: и так говоришь ты, умнейший из зверей… Если в месте, которое дает нам жизнь, и т. д. Это означает следующее: если в месте, которое дает нам жизнь, мы находимся в опасности, то тем более в месте, которое несет нам смерть! И как ты можешь спрашивать нас, зачем мы подвергаем себя опасности, находясь в воде, ведь в ней наша жизнь, а без нее мы оказываемся перед лицом смерти. Мы вынуждены находиться в воде! И если есть опасность также и в воде – она приходит сама собой, а не потому, что мы подвергаем себя опасности!
Так сказал Папосу раби Акива: твой вопрос – это в точности вопрос, который задал рыбам тот лис. «И если в месте, которое дает нам жизнь, это так, то тем более в месте, несущем нам смерть!» Другими словами, если мы будем обучать учеников в потайных местах, скрытно, то это будет означать отмену изучения Торы – такого, каким оно должно быть, и это означает для нас настоящую смерть. Ведь если нет Торы, не дай Б-г, то это – немедленная смерть! И раз это так – мы вынуждены быть «погруженными» в Тору и собирать евреев для изучения Торы. А если и тогда приходит, не дай Б-г, опасность, то она приходит сама, и мы не считаемся навлекающими ее на себя.
[И если еврей, или часть народа, или весь народ ведет себя таким образом, вопреки, казалось бы, очевидному с точки зрения законов природы, то он пробуждает на Небесах, по принципу «мера за меру», надзор и управление более высокое, неподвластное природе, результатом которого в конечном счете оказывается не смерть, а жизнь – и в этом мире (пусть не всегда для того или иного отдельного еврея лично), и в будущем. Когда евреи в Персии поклонились идолу Навухаднецара, они, казалось бы, поступили правильно – избегая опасности по естественным законам, подобно тому, как если бы раби Акива поступил по совету Папоса. Но прошло немного времени, и постиг их, вследствие решения с Небес, смертный приговор, облеченный по принципу «мера за меру» в «естественные одеяния». Ведь идолопоклонство относится к одному из трех грехов, о которых сказано: «будь убит, но не преступи». И подобно этому неизбежна смерть, о которой говорит выше автор: «Отмена должного изучения Торы означает для нас настоящую смерть». А Мордехай, исправляя тот грех народа, отказался кланяться идолу Амана – навлекая этим, по естественным законам, опасность на себя и на весь народ, но пробуждая управление с Небес, стоящее выше природы, и это принесло жизнь и спасение. И подобно этому поступает раби Акива – во имя жизни в обоих мирах.
Сказано в Торе: «И живи ими (заповедями)» (Ваикра, 18:5). Но если в случае субботы или брит-милы эти слова исполняются тем, что опасность для жизни отодвигает брит-милу или субботние запреты, то заповедь сохранения Торы, как и в случае упомянутых трех грехов, исполняется при любых обстоятельствах – чтобы осуществить слова «и живи ими» – и в этом мире, и в будущем!]
Братья наши! Сколько готов был бы дать каждый человек из народа Израиля из того, что есть у него, и даже всю душу свою, чтобы спасти такого мудреца – раби Акиву! И если это так, то тем более – чтобы спасти саму Тору, которая перевесила на весах жизнь этого мудреца! До чего же велика обязанность всякого человека из нашего народа пожертвовать собой, чтобы она продолжала существовать в этом мире! К вам, братья наши, я взываю! Помните, прошу вас, завет: «Благословен тот, кто даст существовать [и дальше] словам этой Торы». Этот долг возложен на каждого человека из народа Израиля, на мужчин и женщин – поднять Тору в Израиле! И благословлен Всевышним каждый из них с горы Гризим [на которой стояли колена, благословляющие при входе в землю Израиля, см. Дварим, 11:29], перед Ковчегом Завета, из уст шестисот тысяч душ народа Израиля с нашим учителем Моше, мир ему!
Помните, пожалуйста, братья наши, что в нашем нынешнем положении, когда нас преследуют со всех сторон, нет у нас средства спастись от мук, обещанных во времена перед приходом Машиаха, кроме того, о котором сказал тана (мудрец Мишны) раби Элиэзер своим ученикам, когда они спросили его о путях спасения: «Путь этот – заниматься Торой и добрыми делами». Помните, что говорит мидраш на стих (Дварим, 2:3): «Поверните цафона – к северу» [повеление Всевышнего – чтобы пройти через землю Эсава по пути в землю Кнаан. Но слова от того же корня могут означать также «спрятанный, укрытый»].
Сказал раби Йеуда бар Шалом: сказал Израиль (Всевышнему): «Властелин мира! Отец его (Эсава ‑ Ицхак) благословил его словами: “Мечом своим жить будешь”, а Ты являешь ему благосклонность и говоришь нам: הצפינו – ицпину [спрячьтесь от него]; и куда же нам бежать?» Отвечает Он им: «Если увидите, что он подступает к вам, бегите к Торе», и слово цафона намекает здесь [на укрытие] в Торе, как сказано: “Ицпон (припрятал) для праведных Тору” [Раши: хранил ее двадцать шесть поколений, пока не вручил поколению пустыни] (Мишлей, 2:7)».
И известны каждому человеку в Израиле слова нечестивого Билама, который сказал [обращаясь к врагам Израиля], что пока слышны в домах молитвы и домах учения голоса маленьких детей, вы не можете подступить к ним [народу Израиля]; и в то время, пока голос [народа нашего] – голос Яакова, руки Эсава не властны над ним. И если это так, то почему же мы не торопимся спасти народ Израиля путем изучения и укрепления Торы? Знайте же, братья наши, о нашей святой Торе, что глаза ее смотрят лишь в сердца сынов Израиля. И вот, стоит она и возглашает: «Сыны мои! Разве не из-за того, что забросили Тору, мы были изгнаны из нашей страны и отдалились от земли нашей, и кровь наша проливалась как вода, как сказали мудрецы (Бава Меция, 85а, б): “Об этом спрашивали мудрецов – но они не объяснили, у пророков – но и они не объяснили: из-за чего пропала Святая Земля? И объяснил лишь Сам Всевышний, и сказал: из-за того, что оставили Тору Мою!”» И если так, то почему же мы сидим сложа руки и не восстанавливаем нашу святую Тору, которая вызволит нас из всех наших горестей и бед, как сказали наши мудрецы: «Ни за что иное не будет избавлен Израиль, но только в заслугу Мишны [Устной Торы]!» Так укрепимся же, именем Г-спода, в том, чтобы основывать и поддерживать святые ешивы, в том числе и нашу святую ешиву, которая распространяет Тору и страх перед Всевышним вот уже более сорока лет, и уже вырастила учеников – гаонов и великих людей Израиля – сотни и тысячи.
Братья наши! Дайте же возможность тому, чтобы Тора возвеличилась в мире! Дайте ей мощь вашими силами – поддерживая ее материально, и мы вновь удостоимся того, чтобы были в Израиле гаоны и люди, великие в Торе и в страхе перед Б-гом, подобно тому, как удостоились наши отцы, что было много гаонов в мире, великих в Торе на земле и кристально чистых. И сжалится Всевышний над нами, чтобы раскрыть нам Свое учение, и вновь будет наше потомство сыновьями и дочерьми Всевышнего, полными Торой и страхом перед Ним. Подобно тому, как мы видим нашими глазами, что в тех странах, в которых, из-за многих наших грехов, не было духа Торы, сегодня происходит большое пробуждение. И [евреи] самоотверженно отдают себя Торе, и растут и преуспевают в ней, по обещанию Всевышнего (Дварим, 31:21): «И будет песнь эта (Тора) свидетельствовать против него как свидетель, ибо не забудется она в устах потомства его».
Наши уважаемые братья! Помогите, прошу вас, и преисполнитесь милосердием к нашей святой Торе, и поддержите ее достоянием своим; и это принесет вам благословение безграничное, и спасетесь от всякой беды, и пропитание ваше обильным будет, и исполнится для вас сказанное (Шмот, 1:12): «Но по мере того как изнуряли его, он размножался и разрастался», и удостоимся мы избавления и прихода Машиаха вскоре, в наши дни. Амен!
Благословляющий вас и обращающийся к вам ради нашей святой Торы!
Благословляющий вас и желающий вам мира и благополучия во все ваши дни!
Барух Бер Лейбович, глава святой ешивы «Бейт Ицхак»
Перевод – рав П. Перлов.