Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 10 — О величии оберегающего свой язык

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

363
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 10. О величии оберегающего свой язык и тем самым освящающего силу своей речи

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Разъясним теперь величие заслуги того, кто хранит свои уста и язык, чтобы не говорить запретного. Начало всех его достоинств в том, что он исправляет и освящает таким путем тот особый «инструмент мастера», которым владеет в силу своей принадлежности к народу Израиля, – свою речь. И все речения Торы и молитвы, которые он произнесет после этого, поднимутся к источнику и корню своему наверху. Ибо не напрасно наши мудрецы в нескольких местах уподобляют эту речь «инструменту мастера» (см., например, комментарий Раши к Бемидбар, 31:8). Они учат нас, что это можно сравнить с инструментами, необходимыми мастеру для изготовления новых красивых сосудов. Ведь даже царский мастер, искуснейший из всех, и с тончайшим разумением вынашивающий замыслы, как изготовить самые изящные сосуды, ничего не сможет сделать, если у него нет инструментов. Более того, даже если у него есть инструменты, но они поврежденные, некачественные, а он изготовит с их помощью какой-нибудь сосуд из-за крайней нужды в нем, то дефект инструмента будет заметен на том сосуде внутри и снаружи, поскольку мастер не сможет сделать все гладко и ровно, как положено. И будут его изделия словно незаконченные деревянные заготовки, которые даже для обычных людей нехороши, и уж тем более для царя. А у мастера, все инструменты которого исправны и целы, заточены и начищены как положено, все сделанное ими выходит из-под его рук красивым и доброкачественным. Так же обстоит и у нас в отношении силы речи, данной человеку из народа Израиля, чтобы служить посредством этой силы грозному Царю, да будет благословенно Его имя, в Торе и молитве – и благословлять, и благодарить, и восхвалять, и прославлять Его. Ибо сила эта – великий «инструмент мастера», которым человек, достигший совершенства, сможет построить небеса и землю, как сказано (Йешаяу, 51:16): «И вложу слова Мои в твои уста… чтобы устроить небеса и основать землю». И это – буквально, ибо теми святыми словами, которыми говорит человек здесь, в этом мире, перед Всевышним, создаются наверху миры и святые ангелы, которые станут в свой час заступниками и защитниками для души его. Но ступень святости миров и ангелов, созидаемых из Торы и заповедей человека, зависит от нескольких вещей.

1. От меры подготовки, которая была в тот момент: подготовил ли человек себя тогда изо всех сил, чтобы осуществить требуемое согласно Торе, во всех частностях и деталях.

2. От «инструментов мастера», посредством которых он изучал Тору. И это ‑ «сила речи» (и так же – при исполнении заповеди, относительно «инструментов исполнения» [частей и органов тела, которыми он исполняет их]). Если они красивы и изысканны, и ими пользуются всегда ради добра, и благодаря этому увеличивается сила святости – у них есть сила привлечь высшую святость и великий свет к тому, что ими исполняют. Но если человек приносит ущерб силе своей речи и оскверняет ее, не дай Б-г, посредством злоязычия, рехилута, насмешничества, лжи и тому подобного, и не возвращается к Всевышнему, а после этого произносит устами своими слова Торы и молитвы, то какая сила есть у них придать этой Торе и молитве высшую святость после того, как сами по себе «инструменты речи» его уже повреждены и осквернены?

[Прим. авт. Вот что пишет Альших а-кадош о стихе (Шмот, 28:35): «И будет оно (меиль – верхнее облачение) на Аароне при служении, дабы слышен был звук его [золотых колокольчиков по подолу его] при входе его в Святилище пред Г-сподом». Потому что у оскверняющего уста свои нечистотой сквернословия [всех видов запрещенных речей] отвратительны и мерзостны будут уста и язык, ибо сделал он их основой запретному. И как он сможет стоять пред Царем над царями царей с устами, произносящими мерзость? Ведь разгневается Царь на звук голоса его и скажет: «Кто же этот, сердце которого возжелало стоять передо Мной, чтобы просить о снисхождении к грехам его и о благоволении? Ведь он обращается ко Мне с речами низменными, произносимыми “инструментом речи” безобразным, к которому невозможно прикоснуться из-за гнусности его!» Ведь будь ты слугой земного царя — разве стоял бы ты перед ним, чтобы прислуживать за его столом, поднося ему сосуды загаженные? Неужели не устыдился бы? И разве Царь [Небесный] не повелит громогласно злому ангелу поразить тебя мечом?

А теперь, пожалуйста, сделай вывод. Если чернокожий царь, глиняному черепку и бесплотному туману подобный, осудит тебя на смерть за то, что ты, служа ему, подашь ему из нечистой посуды, то как же ты, мелкая мошка, возымел наглость, красуясь, предстать перед Тем, Кто сказал — и появился мир? И кто из святых в мире высшем и нижнем будет достоин стоять перед Ним в святости и говорить с Ним языком ясным и сладкозвучным? И тем более, если подступит к Нему человек – негодяй, и обратится к Нему с нечистыми устами… Ибо уста свои ты распустил в сквернословии злостном и сделался гнусен. И как же вознамерился ты говорить с Ним и возглашать Ему славу устами, говорящими скверну? И горе тебе будет от того стыда, когда придешь в дом Г-спода, не воздержавшись от того, чтобы принести с собой горшок нечистот в Святилище, обитель Славы! И куда ты понесешь позор свой, превратив орудие служения Властелину своему в сточную канаву? А ведь следовало бы стыдиться славить Всевышнего [даже] ртом, которым человек ведет свой повседневный разговор, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Брахот, 1:2): «О, если было бы у меня два рта! Один – чтобы говорить о нуждах дома моего, а другой – говорить с Властелином моим». И как же ты с нечистыми устами излагаешь перед Всевышним свои просьбы о благоволении? Как могут быть желанными речения твои, если твой рот, который должен быть тебе защитником, обратился в обвинителя? Ведь говоря им, ты напоминаешь о грехе!

И там же приводятся слова наших мудрецов об этом. И вот что говорит рав Альших в завершение.

И вот какой намек есть на это в нашей Торе: «И будет оно (меиль – верхнее облачение) на Аароне при служении, и т. д.». Тора сообщает нам, что это — разговор, (уподобляемый облачению, о котором мы говорили выше, и которое будет на Аароне для целей служения Всевышнему, а не для чего-то другого). И тогда ‑ «будет слышен звук его» в молитве его «при входе его в Святилище», чтобы говорить с Всевышним. Но не так это будет, если превратишь это орудие служения в нечто противоположное, не дай Б-г].

Сказали наши мудрецы (Шабат, 119б): «Не сравнится дыхание уст [слова Торы, произносимые устами], в которых есть грех, с дыханием уст, в которых нет греха». Это означает, что не сравнится даже у того, кто допускает порчу только изредка и случайно, как мы объясняли в гл. 7, и тем более у того, чьи уста приучены к тому греху во всякий день и всякий час. Все это верно, если они приучены к любым запрещенным разговорам, и тем более – к злоязычию и рехилуту. Нет сомнения, что человек причиняет величайший ущерб своей молитве, если она произносится после греха. И не поднимется она наверх, пока он не примет на себя обязанность вернуться к Всевышнему по поводу этого греха, как мы писали в гл. 7 от имени святой книги Зоар. И можно сказать, что таков смысл сказанного в Писании (Коэлет, 7:13): «Посмотри на деяния Б-га! Разве кто-то может выпрямить то, что искривил?» Это означает: обрати свой взор и сердце свое на деяния Б-жественные, ведь они – чертоги святые и огни света высшего, созданные с твоим участием в высших мирах, то есть твоей Торой и заповедями. Позаботься, чтобы они были созданы в совершенстве, со всей должной подготовкой, а также с помощью всех чистых «инструментов мастера», о которых говорилось выше. Ибо сказано: «Кто сможет исправить то, что искривил?» Это означает следующее. Если ты их испортишь, не дай Б-г, они навсегда останутся ущербными и неисправными. И это будет тебе постоянной болью и горем при воспоминании, что все это – из-за лени. Ведь те чертоги – не как дома в нашем мире. Здесь, если один мастер испортит что-то, другой может исправить. Не так это в делах, ведущих к желаемой человеком духовной цели, как сказал мудрец в Пиркей авот (1:13): «Если не я для себя – кто для меня?». И об этом сказано: «Разве кто может выпрямить и т. д.».

[Слова «деяния Б-га» можно также толковать буквально. Это чертоги святости и ангелы, творимые Всевышним благодаря Торе и заповедям, которые Израиль исполняет в этом мире]

Из всего сказанного следует, что благодаря тому, что человек хранит должным образом свои уста, он удостаивается освятить силы речи своей, и тогда его Тора и заповеди будут приняты Всевышним.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53882