Запрет пользоваться тем, что было сделано евреем с нарушением законов Шаббата — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

567

Введение

В ряде мест Талмуд упоминает о запрете пользоваться тем, что было сделано с нарушением законов Субботы. В отношении определения границ запрета мнения мудрецов Торы эпохи Мишны разошлись. Раби Меир считал, что если закон преступили преднамеренно, например, сварили пищу, то эта пища запрещена до конца Субботы. В случае непреднамеренного нарушения законов Субботы запрет (и наказание) не установлены. Оппонент раби Меира, другой величайший мудрец Мишны, раби Йеуда, установил более жёсткие рамки запрета. В случае преднамеренного нарушения тому, кто варил, еда запрещена навсегда, а всем остальным – до исхода Субботы. Если нарушение было совершено непреднамеренно (не знали закон или забыли, что сегодня – Суббота) то продукт варки запрещён в течении Шаббата всем.

Шулхан Арух установил закон в соответствии с мнением раби Йеуды. «Мишна Брура» приводит мнение Виленского Гаона, который считал, что рамки запрета должны быть установлены согласно точке зрения раби Меира. Если нарушение было непреднамеренным, то в случае необходимости «Мишна Брура» считает, что можно поступить согласно мнению Гаона и разрешить продукт, полученный в результате нарушения (на запрет из-за нарушения правил подогревания еды в Субботу, принятыми мудрецами, данное разрешение не распространяется).

Ограничения в использовании результатов нарушения Субботы в некоторых случаях распространяются и на запреты, установленные мудрецами, как это будет рассмотрено ниже.

Результат нарушения, который запрещён для использования навсегда, разрешено после Субботы продать или подарить.

Приведённые ниже законы относятся к ситуациям, когда нарушение Субботы совершил именно еврей (а не с помощью нееврея).

Всякий раз, когда при изучении данной темы сказано, что продукт нарушения разрешён после Субботы, имеется в виду ситуация, когда Субботу сменяет будний день. В случае, если сразу с исходом Субботы начинается йом-тов (еврейский праздник), разрешение (если совершенное запрещенное действие запрещено и в праздник) вступает в силу после завершения праздника, а в диаспоре – после завершения первого дня праздника (кроме Рош а-Шана).

Принципы запрета, установленного мудрецами на использование результата нарушения законов еврейского праздника (йом-тов), соответствуют принципам запрета, наложенным на использование результата нарушения Субботы.

Результат преднамеренного нарушения Субботы (мезид)

Результатом преднамеренного нарушения Субботы самому нарушителю запрещено пользоваться навсегда. Остальным, даже тем, для кого это нарушение было совершено, разрешено пользоваться результатом нарушения сразу по истечении Субботы.

Один из великого множества вопросов, который часто возникает в связи с данной темой, таков. Некто приготовил в Шаббат еду, преднамеренно нарушив законы варки в Субботу. Одумался, раскаялся и решил соблюдать Субботу, как положено. То, что он приготовил, ему запрещено навсегда, а всем остальным – до конца Субботы.

После Субботы он отдал эту еду знакомым. Когда он пришёл к ним в гости, его угостили именно этой едой. Разрешено ли ему её есть? С одной стороны, эта еда уже принадлежит другим, но с другой – это продукт, который он приготовил, преднамеренно нарушив Субботу.

Результат преднамеренного нарушения постановления мудрецов запрещён и тому, кто его совершил, и всем остальным только до исхода Субботы. Приведём пример. Плоды земли Израиля разрешены в пищу только после того, как от них будут отделены трума гдола (часть, причитающаяся коэну), маасэр ришон (десятина, причитающаяся левиту), маасэр шени (вторая десятина, если это 1, 2, 4 или 5-ый годы семилетнего цикла) или маасэр ани (десятина, причитающаяся неимущему, если это 3 или 6-ой годы семилетнего цикла). Левиты от своей десятины (маасэр ришон), в свою очередь, отделяют трумат маасэр (десятину, причитающуюся коэну). От выпечки обязаны отделить ещё и халу (часть, причитающуюся коэну). Законы об отделении трумот, маасрот и халы – отдельная тема. Упомянем только, что в Субботу специальным постановлением мудрецов запрещено их отделять из-за того, что это похоже на посвящение вещи в Храм, а также на исправление продукта, который до отделения было невозможно употребить в пищу. Хотя в случае нарушения данного постановления отделение трумот, маасрот или халы постфактум засчитывается, тем не менее, если закон был нарушен преднамеренно (мезид), продукт в Субботу запрещён.

Действия, ошибочно санкционированные раввином, которые оказались запрещенными, имеют статус непреднамеренного нарушения.

Результат непреднамеренного нарушения (шогег)

Если нарушение законов Торы было совершенно непреднамеренно (не знали или забыли закон, или забыли, что сегодня – Шаббат), то нарушителю результат нарушения запрещён до конца Субботы. Остальным разрешено им пользоваться сразу. В случае особой необходимости предмет разрешён сразу и самому нарушителю, и всем остальным.

В случае непреднамеренного нарушения постановления мудрецов результатами нарушения, как правило, разрешено пользоваться даже в Субботу (но существуют исключения, о чём будет рассказано ниже). Так, если трумот, маасрот или халу отделили в Субботу, не подумав, что это запрещено (шогег), то постфактум продукт разрешено употреблять в пищу.

Субботнее нарушение, помимо мезид – преднамеренного, и шогег – непреднамеренного, может быть ещё одного вида – метасэк. Метасэк – это неумышленное действие. Например, человек облокотился на стену, не заметив, что в этом месте находится выключатель, в результате чего зажегся или выключился свет; случайно задел дверной звонок и включил его; собирался прикрыть неисправные окно или дверь, и они встали обратно в пазы или вделись в петли и т. п. Согласно мнению некоторых авторитетных раввинов, результатом такого нарушения разрешено пользоваться без ограничений. Другие считают, что закон метасэк такой же, как в случае с шогег.

Продукт нарушения, совершенного ребёнком

Если ребёнок (до возраста бар- или бат-мицвы, т.е. мальчик младше 13-ти, а девочка младше 12-ти лет) нарушил закон Субботы для собственных нужд, то результатом нарушения постфактум разрешено пользоваться без каких-либо ограничений. В случае, когда ребёнок совершил нарушение законов Торы для взрослого, всем запрещено пользоваться результатами этого нарушения до конца Субботы, а также дополнительно выждать время, которое требуется для совершения такого действия.

Если речь идёт о нарушении запрета мудрецов, то взрослому, для которого было совершено нарушение, результатом нарушения запрещено пользоваться всю Субботу, а также по истечении Субботы в течение периода времени, которое потребовалось бы, чтобы достичь такого же результата разрешённым способом. Остальным пользование результатом нарушения не запрещено.

Как-то отец поручил своему ребёнку включить перед Субботой электрическую плату, на которой стоят субботние блюда. Ребёнок вспомнил об этом уже после наступления Субботы, и для того чтобы не огорчать родителей, включил плату в Субботу, что является нарушением. На вопрос, как оценить эту ситуацию, рав Шломо Залман Ойербах ответил, что в этом случае считается, что ребёнок совершил нарушение не для родителей, а для себя – ему не хотелось расстраивать отца и мать. Поэтому, постфактум, разрешено пользоваться нагретой на плате едой (которая стояла на плате до Субботы). Однако, если ребёнок выключил свет в комнате, а потом из-за негативной реакции взрослого включил его заново, то это считается действием, совершённым для взрослого.

В случае, когда действия, запрещённые в Субботу, совершил душевнобольной или другой, неконтролирующий свои поступки человек, закон такой же, как в случае нарушения Субботы ребёнком.

Результат нарушения, совершённого человеком, который постоянно преднамеренно нарушает Субботу (мумар)

В случае, когда преднамеренное нарушение Субботы было не одноразовым действием, а его совершил злостный нарушитель законов Субботы – мумар, ему самому навсегда запрещено пользоваться результатом нарушения. Остальным разрешено пользоваться им после Субботы, выждав такое время, которое требуется для достижения того же результата разрешённым способом.

В случае, если мумар нарушил Субботу ради других, всем, для кого это нарушение был совершено, навсегда запрещено пользоваться его результатом [но если тот, ради кого был осквернен Шаббат, недоволен этим, и результат нарушения не был предназначен для продажи, есть разрешающие мнения, и следует спросить компетентного раввина. – прим. редактора]. Однако, если он зажёг свет или включил отопление, у окружающих нет обязанности покинуть помещение, но те действия, которые невозможно было совершать без света, запрещены.

Автобусом, который для того, чтобы прибыть на остановку в нужное время, выехал со стоянки до того, как закончилась Суббота, – запрещено пользоваться. Для того чтобы было разрешено ехать на транспорте после Субботы, необходимо выждать такое время, которое понадобилось бы ему для прибытия к пункту отправления, после окончания Субботы.

В самолёте, который евреи в Субботу готовят к полёту, запрещено лететь.

Постфактум разрешено воспользоваться услугами работника – врача, официанта и т.п., который прибыл, нарушив Субботу, так как сами действия, которые он совершает, не являются нарушением Субботы и то, что он предпочёл прибыть запрещённым способом, не связано с тем, что он делает (в отличие от предмета, доставленного в Субботу, пользование которым стало возможным в результате нарушения). Изначально следует не допустить того, чтобы работник, услугами которого собираются воспользоваться, нарушал Субботу, добираясь до места назначения.

Следует предпринять все усилия для того, чтобы пользоваться услугами больницы, в которой соблюдаются законы Субботы.

Законы злостного нарушения Субботы (мезид и мумар) приняты в отношении тех, кто, зная о тяжести прегрешения, преднамеренно преступает закон. В отношении тех, кто был воспитан в духе, далёком от иудаизма, и не сведущ в законах Торы вообще, и Субботы в частности – правила пользования тем, что они сделали, нарушая Субботу, иные, и в каждом конкретном случае следует проконсультироваться с раввином.

Ситуации, при которых сомневаются, произошло ли нарушение

Если не ясно, произошло ли нарушение, результат сомнительного действия разрешён. Причём, как в случае, когда речь идёт о запретах мудрецов, так и в случае запретов из Торы. Поэтому, если совершили некое запрещённое в Шаббат действие и сомневаются, когда это произошло – до Субботы или уже после того как Суббота началась, или сомневаются, является ли действие, которое совершили в Субботу, запрещённым, – результат, этого действия, разрешён.

Если в отношении какого-либо закона Субботы существуют разные мнения и закон установлен в соответствии с одним из них, а поступили, полагаясь на облегчающее мнение, то, чаще всего, постфактум результат такого действия разрешён. Однако это не всегда верно, поэтому в каждом конкретном случае следует выяснить у раввина, как поступать.

Ситуации, при которых нарушение произошло во время, которое прибавили к святому от будничного (тосэфет Шаббат)

Заповедано прибавить немного (желательно хотя бы 10-15 минут) будничного времени к Субботе, увеличивая время святости и расширяя рамки этого возвышенного дня. Это можно сделать как в пятницу до захода солнца, так и после выхода звёзд на исходе Субботы. Эта заповедь и этот промежуток времени называются тосэфет Шаббат – дополнение к Субботе. На тех, кто совершил запрещённое в Субботу действие во время тосэфет Шаббат, мудрецы не наложили запрета, и постфактум разрешено пользоваться продуктом нарушения, сделанного в этот период времени. Это верно даже если после выхода Субботы не сделали авдалу – церемонию по отделению святого от будничного и даже не произнесли «Благословен Тот, Кто отделяет святое от будничного».

Нарушения Субботы, при которых не происходит изменение предмета

Одна из 39-ти запрещённых в Субботу работ – вынос вещи из частного владения в общественное, внос вещи из общественного владения в частное и перенос на неогороженной территории – оцаа. Если какой-либо предмет переносили с нарушением законов о выносе, то, хотя предмет как таковой и не претерпел изменений, тем не менее, и в этом случае нельзя пользоваться результатами нарушения. Если нарушение было преднамеренным, то нарушителю навсегда запрещено пользоваться предметом, а остальным – до конца Субботы. В случае шогег – непреднамеренного нарушения – предмет запрещён всем до исхода Субботы, а в случае необходимости – разрешён.

В Шаббат существует особый закон, запрещающий человеку выходить самому и выносить вещи, принадлежащие ему, за пределы населённого пункта, в котором он находился в начале Субботы, на расстояние более 2000 локтей (примерно 1 км.) – закон о тхумин. Если еврей принёс предмет с нарушением этого запрета, то этим предметом, в случае преднамеренного нарушения, запрещено пользоваться до конца Субботы. В случае шогег – предмет разрешён.

Таков закон и в случае, когда еврей привёз предмет в Субботу на автомобиле или мотоцикле, даже если при этом не произошло нарушении законов оцаа и тхумин. Приведем пример – случай с туристом, прилетевшим в Израиль в пятницу. В аэропорту произошла задержка с получением багажа, и туриста заверили в том, что при первой возможности багаж будет доставлен ему в гостиницу. Багаж привёз посланник-еврей в Шаббат. В данной ситуации содержимым чемодана запрещено пользоваться всю Субботу, а поскольку речь идёт о посланнике, постоянно нарушающем Субботу (мумар), то и после выхода Субботы в течение такого времени, которое необходимо для того, чтобы доставить багаж из аэропорта.

Если при создании или доставке предмета не нарушали законы Субботы, то, хотя пользование им было бы невозможно, если бы не произошло нарушение, постфактум предмет не запрещён. Поэтому, если с нарушением законов Субботы заточили нож, а затем им нарезали хлеб – постфактум хлеб разрешен. Таков закон и в случае, когда врач выписал рецепт, нарушив законы Субботы. Хотя при приготовлении лекарства нарушения допущено не было, запрещено его получать, воспользовавшись этим рецептом. Если всё же лекарство получили, то постфактум его разрешено принимать (если это не запрещено законами о лечении в Субботу). Пользование рецептом, также, как и ножом в предыдущем примере, запрещено, так как они являются прямым результатом нарушения. Однако лекарство и хлеб постфактум разрешены, несмотря на то, что пользование ими стало возможным или более удобным в результате запрещённого действия, так как их приготовление не связано с нарушением.

В случае, когда в результате нарушения предмет не улучшился, а было предотвращено его ухудшение, он не запрещается. Так, в случае запрещенного укутывания продукта – атмана, когда снятую с огня горячую кастрюлю укутали одеялом, чтобы сохранить её тепло, – еда не запрещена, несмотря на то, что было совершено нарушение Субботы.

Если в Шаббат случился пожар, то теми вещами, которые не сгорели только потому, что еврей, нарушив Субботу, погасил огонь, разрешено пользоваться всем и сразу.

Устранение пятна с одежды, в случае, когда это запрещено (в связи с работой мелабен – отбеливание) также считается улучшением самого предмета, несмотря на то, что грязь не относится к одежде. Если произошло такое нарушение, то запрещено одевать эту одежду, даже если её можно было носить, не очищая. Всё же, для того чтобы предмет был запрещён, исправление должно быть значительным. Когда речь идёт о маленьком, чуть заметном пятнышке, одежду разрешено одеть, хотя и в этом случае произошло серьёзное нарушение.

Если дверь здания была открыта с нарушением законов Субботы: взломали дверь или замок, воспользовались магнитной карточкой, приблизились к электронному глазку, – по мнению некоторых раввинов, запрещено войти в здание. Это расценивается как создание входа. Однако вещи, находящиеся внутри здания, не запрещены (иногда эти вещи могут считаться мукцэ). В случае если дверь была открыта ключом, который был доставлен с нарушением законов об оцаа, многие раввины склонны разрешить входить в помещение, хотя пользоваться ключом было запрещено.

Законы, приведенные в отношении открывания дверей, верны и в случае, когда банку или бутылку открыли в Субботу либо запрещённым способом, либо штопором или консервным ключом, доставленным с нарушением законов об оцаа.

Если при открывании холодильника зажглась лампочка (метасэк – были уверены, что перед Шаббатом отключили освещение; шогег – не подумали о том, что зажжётся свет или не знали, что это запрещено; мезид – преднамеренно), то по мнению многих раввинов нашего времени разрешено доставать продукты из холодильника и ставить их в него. А продукты, которые уже достали, разрешены, даже согласно более строгому мнению (если при открывании холодильника зажглось его освещение, то запрещено его закрывать, чтобы не погасить свет).

Случай, который произошёл не так давно. Роженица почувствовала в Шаббат, что схватки настолько сильны, что необходимо ехать в роддом. Она решила поехать в более удалённую от дома больницу из-за того, что там каждой роженице преподносят в подарок детскую коляску. Удлинять поездку в Шаббат ради того, чтобы получить коляску, запрещено. Возникает вопрос, разрешено ли получить подарок, «заработанный» ценой нарушения Субботы, и пользоваться им. Поскольку сама коляска не была изготовлена с нарушением законов Субботы, она не запрещена. Однако раввин, которого спросили, как поступить (рав Ицхак Зильберштейн – один из выдающихся законоучителей нашего поколения), посоветовал пожертвовать коляску нуждающейся семье – не в качестве исполнения закона, а как добровольный штраф за допущенную ошибку.

Бельё, вывешенное в Шаббат

Специальным постановлением мудрецов запрещено вывешивать постиранное бельё в Шаббат. Данный запрет вызван опасением, что тот, кто видит, как вешают бельё в Субботу, подумает, что его постирали в Субботу, и сам станет стирать в Шаббат, решив, что это разрешено. А тот, кто знает, что стирка запрещена в Субботу, может заподозрить тех, кто развешивал бельё, в нарушении законов Торы. Бельё, вывешенное сушиться в Шаббат, вопреки этому запрету, нет обязанности снимать, так как суть постановления в вывешивании, а не в том, чтобы стирка находилась на бельевых верёвках. В случае мезид, вещами запрещено пользоваться в Субботу, поскольку они высохли в результате нарушения. В случае шогег, высохшее бельё постфактум разрешено, если оно не является мукцэ.

Посадка, посев, а также другие действия, которые совершили в Субботу, а результатом их пользуются после Субботы

То, что было посажено или посеяно с нарушением законов Субботы, обязаны выкорчевать сразу после выхода Шаббата (после того, как выкорчевали, их разрешено посадить или посеять заново). Если этого не сделали, то никому не разрешено пользоваться тем, что вырастет. В случае с посадкой, закон отличается от приведённых выше правил, поскольку бессмысленно запрещать пользоваться только до конца Субботы тем, что посадили. Необходимо, чтобы наказание было ощутимым, для чего следует обязать нарушителя исправить то, что он совершил с нарушением законов Субботы. Автомобиль, починенный в Субботу, запрещён, пока его не вернут в то состояние неисправности, которое у него было до Субботы. Одежда, пошитая в Субботу, так же, как и обувь, произведённая в Субботу, запрещена. Тому, кто совершил нарушение непреднамеренно (шогег), в случае, когда грозит большой ущерб, если придётся выкорчевать то, что посадили, разрушить построенное и т.п., – следует обратиться к раввину, т. к. существуют облегчающие мнения, которые в определённых случаях можно учесть.

Приведённое выше верно так же в случае любого процесса, который начали в Субботу с нарушением Шаббата и не завершили. Например, если начали ткать, шить, строить, и не довели до конца, то нарушитель обязан уничтожить созданное.

Свет и свеча, которые зажгли или погасили в Субботу

Зажигание свечи, включение света и электроприборов, так же, как и увеличение пламени или подачи тока, являются нарушениями Субботы. Правила пользования результатами такого нарушения такие же, как в случае любого другого запрещённого Торой действия. Светом свечи, который зажгли в Шаббат, запрещено пользоваться не только в Субботу, но и благословить на неё во время авдалы – церемонии отделения святого от будничного. Если свет был зажжён с нарушением законов Субботы, то действия, которые не стали бы совершать, если бы свет не горел, – запрещены. Если в комнате было немного освещения и до того, как зажгли свет, то действия, которые были возможны без дополнительного освещения, – разрешены. В случае если в подъезде включили в Субботу свет, то тот, кто поднимался или спускался по ступенькам, должен продолжать движение в прежнем темпе и не идти быстрее из-за того, что стало светло.

Гасить или уменьшать пламя и выключать или уменьшать подачу тока также строго запрещено в Шаббат. Однако в комнате, в которой по ошибке либо даже специально выключили свет или погасили свечу в Шаббат, разрешено спать и нет обязанности искать другого места для ночлега.


http://www.beerot.ru/?p=53965