Мишпатим — Боль и ее предназначение

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1834
лежачие больные

Недельная глава Мишпатим

«А врач излечит» (Шмот, 21:19).

«Отсюда мы учим, что врачу дано право лечить» (Брахот, 60а).

Когда Всевышний посылает человеку болезнь, ему разрешается постараться вылечить ее.

Однако одна из самых широких сфер в сегодняшней медицине – это сфера болеутоляющих лекарств. Если раньше врачи в основном концентрировались на лечении болезни, то сегодня есть целая наука, как нейтрализовать боль, даже если нет возможности вылечить саму болезнь.

Каждый аптекарь может рассказать нам, что лишь около пятнадцати процентов лекарств, которые он продает, предназначены для лечения, а все остальные – нейтрализуют боли, физические или душевные…

В прошлом было принято считать, что боль – это часть жизни.

Рассказывают об одном праведнике, который очень страдал от болей в ногах. Когда он состарился, его близкие уговорили его пойти к врачу, который действительно вылечил его, и боли прошли. Сказал тот праведник: «Вдруг выясняется, что есть такая реальность – идти по миру Всевышнего без боли… Я всегда думал, что боль – это неотъемлемая часть жизни. Так же, как человек видит и слышит – точно так же он страдает от болей…»

Однако сегодня, если у человека что-то болит – он спешит принять какое-нибудь болеутоляющее. А если одна таблетка не помогает – берет две. Человек, страдающий от боли, не в состоянии функционировать, весь мир останавливается… И он спешит избавиться от боли. Сегодня хорошим дантистом считается тот, который лечит без боли. Даже когда делают укол – сначала брызгают на это место обезболивающим спреем.

Давайте рассмотрим, каково мировоззрение Торы на эту тему: действительно ли боль не нужна, или у нее есть какая-то функция в духовной работе человека?

«В момент, когда человек страдает…»

Говорят наши мудрецы (Санедрин, 46а), что, когда человек страдает, Шехина страдает с ним.

Мой дед однажды рассказал об одном праведном еврее, которого хулиганы поймали на улице и избили. Когда они били его, этот еврей кричал: «Мне не больно! Мне не больно!» Потом его спросили – что он имел в виду, крича это? Он ответил: «Ведь когда еврею больно, Всевышний тоже страдает, а я не хочу, чтобы, не дай Б-г, Всевышний страдал из-за меня!»

Когда человек страдает, Шехина не только сочувствует ему, сказано гораздо больше – Шехина как бы тоже страдает и мучается! Нам известно понятие «разделять бремя с другом». Когда наш друг или близкий страдает, мы переживаем за него и ищем, как облегчить его состояние. Однако здесь речь идет не только о том, что Всевышний как бы «разделяет бремя» со страдающим; более того – «Я с ним в беде». Всевышний не только «сочувствует» страдающему, Он сам как бы страдает!

Когда у нас болит голова, проблема не только в нашей боли, а в боли Всевышнего! Нет ничего более сильного, чем боль, что может связать нас с Всевышним крепкой связью!

Однако нам нужно понять, как реализовать эту замечательную связь.

Ведь боль – это не цель сама по себе! В физическом мире боль означает неполадку в организме. Когда в тело попадает инфекция, поднимается температура. Температура – это «красная лампочка»: есть проблема в организме, и следует заняться ее решением. Жизненная система не работает, как следует.

Если в теле человека возникло воспаление, а температура не поднимается, такой человек находится в большой опасности, ведь инфекция может незаметно распространиться по всему телу.

Боль – это сигнал от Всевышнего, и у него есть одна ясная цель – чтобы мы задействовали наш потенциал желания жить!

Секрет «капли чернил»

Приведем пример этой идее: ребенок учится рисованию у учителя. Под руководством учителя он нарисовал чудесный рисунок лестницы. Он трудился над ним много дней, пока это не стало просто произведением искусства.

Неожиданно в центр картины упала большая некрасивая капля чернил. Ребенок разразился горьким плачем: он вложил в эту картину столько сил, столько времени потратил, а теперь вся его работа пошла прахом.

Учитель утешил его: «Не плачь, смотри: у нас есть рисунок лестницы, а в центре – капля чернил. Давай добавим здесь рисунок мальчика, спускающегося по лестнице, а капля чернил станет частью его костюма…

Теперь рисунок стал еще красивее, чем раньше!»

Вся наша жизнь – это на самом деле тайна. Так же, как есть тайна в этроге, в маце, так есть секрет и в жизни самой по себе. Мы не знаем, зачем именно мы живем, и какова наша роль в этом мире – «скрытое – Г-споду, Б-гу нашему».

Когда к нам приходят страдания или любое другое событие, мешающее ходу нашей жизни, это подобно капле чернил, падающей в мирное течение нашей жизни. В этой капле заключена какая-то тайна, Всевышний не послал ее просто так.

Что же мы должны делать? Если мы постараемся стереть эту каплю, если тот ребенок постарается стереть каплю, которая упала на его чудесный рисунок, она только размажется еще больше и испортит рисунок окончательно. Если мы попытаемся «стереть» каплю – наши страдания, мы только испортим всю картину. Наоборот, вместо того, чтобы пытаться избавиться от страданий, нам нужно постараться сделать их частью своей жизни! Взять их и реализовать их истинный смысл – тот, что послан нам Всевышним. Мы должны создать из них «жизнь» – расцвет и деяния, которые останутся в вечности!

Тогда вся наша жизнь приобретет совершенно другое качество – она станет более чудесной, более замечательной, чем была без этих страданий!

В страданиях заложена и опасность

Однако, хотя в страданиях заложена чудесная возможность близкой связи с Всевышним, есть в них и опасность оторваться от Всевышнего, не дай Б-г.

Когда на человека обрушиваются страдания, он может сказать: «У меня сейчас нет сил молиться, нет сил учиться…» Страдания похожи на автомобиль: он может легко и быстро привести нас в далекие места. Но если не знаешь, как вести машину, она может причинить вред, не дай Б-г.

Есть чувствительные люди, которые, когда им что-то мешает, когда у них тяжело на сердце, подходят к холодильнику и начинают есть… Это, действительно, один путь решать душевные проблемы. Но в таком случае мы теряем чудесное сокровище! Мы теряем уникальную возможность приблизиться к Всевышнему! Нам дан чудесный подарок – душевная боль. А вместо того, чтобы использовать ее на укрепление связи с Всевышним, мы укрепляем связь с кремовыми пирожными…

Боль, но не печаль или подавленность

Слово «боль» – не синоним слову «печаль»! Есть радость, а есть печаль. Радость – это выражение надежды, строительства и стремления. Грусть – это выражение отчаяния.

Наши мудрецы (Бава Кама, 92а) говорят: «За бедняком следует бедность». Нет ничего, что принесет человеку богатство более, чем само богатство. И нет ничего, что принесет человеку бедность более, чем сама бедность. Когда человек ведет себя так, как подобает важному и богатому человеку – это само по себе принесет ему богатство и важность.

Подобно этому можно сказать, что нет ничего, что приносит человеку радость более, чем сама радость! Самое лучшее средство вызвать радость – создать радость искусственным образом, а вслед за этим придет и настоящая радость.

Когда человек погружен в боль, ему не нужно пытаться убежать от нее! Если он привыкнет и преодолеет себя, он может научиться жить с болью. Однако мы обязаны сделать одну вещь: выучить урок, которому учит нас боль! Взять силу, которая пробуждает в нас желание жить, желание расти, и использовать ее для истинной жизни. Молиться более вдохновенно и сосредоточенно, приближаться к Творцу, стать Его соратником в Творении!

Тогда страдания превращаются в чудесный подарок, который дарует нам Всевышний!

Страдания – это сила, которая пробуждает в нас желание жизни, желание усилить наш духовный рост. И нам следует использовать их для роста и духовного подъема!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=61447