Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 2 — «В чем состоит главное дело человека в этом мире» — Часть 4

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1611
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 2. «В чем состоит главное дело человека в этом мире?» (окончание)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Человек, привычный к молчанию, спасается от многих грехов: угодничества, насмешничества, злоязычия, лжи и проклятий; ведь когда кто-то ругает человека, а тот начинает отвечать, – ругающий добавляет многократно. И сказал мудрый человек: когда я слышу злое слово – молчу. Спросили его: почему? Он ответил: боюсь, что, если стану отвечать поносящему меня, услышу от него новые поношения, хуже прежних.

И еще: тому, кто привычен к молчанию, всякий может открывать свои секреты – они останутся в тайне. И не в обычае его рехилут, – а ведь сказано (Мишлей, 18:21): «Жизнь и смерть – в руках языка». Ибо человек языком своим делает больше, чем мечом: стоит здесь – а на смерть обрекает ближнего своего, который где-то далеко, тогда как мечом можно поразить только того, кто рядом. И потому сотворены ему два глаза, и два уха, и две ноздри, но только один рот – показать этим, что он должен умерять свои разговоры.

Молчание хорошо для мудрецов, и тем более – для глупцов; «ограда для мудрости – молчание» (Пиркей Авот, 3:13). Исцеление всего – молчание; и оберегай уста свои, как берегут зеницу ока, ибо сказано (Мишлей, 18:7): «Рот глупого – сокрушение ему, и раскрытие уст его – западня для души его». И там же сказано (21:23): «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою».

И когда ты среди людей, то лучше пусть скажут тебе: «Говори! Почему ты такой молчун?», чем ты заговоришь, а слова твои будут им в тягость, и скажут тебе: «Молчи!»

И сказано (Миха, 7:5): «…стереги входы уст твоих». Писание намекает нам здесь, что уста – это как бы «вход». У входа в дом есть время быть открытым и время быть закрытым, – ведь если он будет все время открыт, пропадет все, что есть в доме. Так и с устами: есть время открывать их для слов Торы и иных необходимых слов, и время закрывать их – для всех прочих.

И человек должен знать, что речь его – это любимое из любимого, поскольку сила речи – это нечто довершающее образ человеческий.

Тот, у кого есть серебро, золото, жемчуг, делает для них футляр и футляр внутри того футляра, и прячет в специальный сейф во внутренней комнате, чтобы сохранить их. Точно так и даже больше того нужно ставить ограду и над нею ограду для уст своих – приобретением умения молчать, как говорилось выше.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=6645