Ваеце — Хлеб для пропитания и одежда для облачения

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

260
в испытании

Недельная глава Ваеце

Слово Тора, как известно, переводится, как «Учение». Даже среди пророчеств были записаны только те, которые актуальны на все поколения. Тем более – когда речь о самой Торе. Любая история, любая идея в Торе – это важный урок для каждого человека в каждом поколении. А уж тем более – когда прямо сказано: «Яаков принял на себя обет, чтобы сказать…» (28:20). Что сказать? Рассказать всем поколениям («Берешит Раба», 70:1).

Один из уроков на все поколения – это просить: «Если Всевышний будет со мной, и даст мне хлеб для пропитания и одежду для облачения». Пишет рабейну Йона: что просят праведники у Всевышнего? Не излишества и роскошь, а лишь самые необходимые вещи, без которых человеку не прожить. Поскольку известно, что если человек пытается достичь излишества, это вызывает у него множество забот. Поэтому каждому б-гобоязненному человеку подобает радоваться своему уделу, довольствоваться немногим, и не желать роскоши, и улучшать свое сердце в Б-гобоязненности. Об этом и сказал царь Шломо (Мишлей, 15:16): «Лучше (иметь) немного, но (добытого) Б-гобоязненным путем, чем обладать сокровищем и быть в смятении». И привел этому доказательство, в следующем стихе: «Лучше угощение из зелени, и при нем любовь, чем яство из упитанного быка, и при нем ненависть» (там же, 15:17). Это означает, что человеку лучше есть скромную трапезу в компании приятных ему людей, чем множество деликатесов – вместе с ненавистниками. Эту идею он приводит в качестве примера об умении довольствоваться малым.

Сам царь Шломо тоже молился об этом. Ведь именно он сказал: «Ни нищеты, ни богатства не давай мне, обеспечь меня хлебом насущным». Объяснение в том, что и нищета, и богатство – это отрицательные качества, приводящие человека к нарушению заповедей Торы. Ведь если человек будет находиться в бедности – ему придется льстить другим, как сказано: «Умоляюще будет говорить бедняк» (Мишлей, 18:23). А в богатстве – человек будет позволять себе всяческие излишества и роскошь, станет высокомерным и надменным, как сказано: «А богач ответит дерзко» (там же), пока не превратится в создание, противное Творцу, как сказано: «Противен Творцу любой гордец» (Мишлей, 16:5)

Как-то раз Хафец Хаим приехал в Москву, чтобы просить ее состоятельных жителей выделить средства на поддержку его ешивы. В своей речи он сказал: «Сказано: “соль для имущества – благотворительность”. То есть, цдака и добрые дела сохраняют капитал, «засаливают» его, чтобы он не испортился. А поддержка бедняков, которые занимаются Торой – тем более является проверенным средством сохранить свое богатство».

Как мы уже упоминали: «Богач ответит дерзко». Так что один из богачей встал и сказал: «Раби, я вложил свой капитал в разные земли и товары, в акции и заводы. Если с одним из них что-то случится – всегда останется другой. Так что весь свой капитал я точно не потеряю. Мне не нужно сохранять его посредством цдаки и поддержки Торы!»

Хафец Хаим вежливо ответил ему: «Возможно, вы и правы. Но посмотрите, что богатство сделало с вами, как вознеслось ваше сердце!» (Заметим в скобках, что буквально через несколько лет революция отняла у этого богача все его огромное имущество, ни копейки у него не осталось – прим. пер.)

Не говоря уже том, что привыкший к роскоши, просто не может без нее! Становится ее рабом!

Гемара рассказывает об одном человеке, который пришел в гости к раби Нехемии. «Что ты обычно кушаешь?» – спросил его раби Нехемия. «Жирное мясо и старое вино», — ответил тот. «Хочешь поесть со мной чечевицы?» – спросил раби Нехемия. Гость согласился. Поел чечевицы… и умер!

Сказал раби Нехемия: «Беда ему, что Нехемия убил его».

Спрашивает Гемара: вроде бы, нужно было сказать наоборот: «Беда Нехемии, что убил его». И отвечает: «Нет, все верно, беда гостю: он был так избалован в еде, что умер, когда не было привычной для него пищи».

Я помню, в ешиве у нас почти не было еды. Когда изредка было хлеба вдоволь – мы были счастливы. Легко было завидовать тем, кто питался роскошными яствами. Но когда нас выслали в Сибирь, условия жизни там были очень тяжелыми, и мы постоянно голодали, то те, кто привык к роскошной жизни – не выдержали и умерли, а мы выжили!

В Гемаре приводится также, что старец Иллель заботился о том, чтобы богачи, которые потеряли свое имущество и стали бедными, получали лошадь и раба, который бежал бы перед ними (как было принято в те времена). Как-то раз Иллелю не удалось найти раба, который бежал бы перед таким бывшим богачом, и он побежал сам – и бежал так около трех километров!

Это совершенно непонятно. Ладно, еще обеспечить бывшему богачу лошадь – он не привык ходить пешком. Но раба, чтобы бежал перед ним? А если не нашли раба – он позволяет великому мудрецу Иллелю, одному из глав народа Израиля, бежать перед ним, как раб?

Да, именно так действуют роскошь и излишества: они порабощают человека целиком, так, что он не может обойтись без них, и становятся для него необходимыми, как воздух. Счастлив удел того, кто не привык к ним!

Несколько дней назад я встретил человека, который выглядел так, как будто у него кто-то умер. Что случилось? Машина в починке, и он просто не знает, что делать! Жизни нет!

Я не понял: «Слушай, у меня вообще нет машины, и я живу как-то, слава Б-гу!»

«Да, но когда нужно куда-то поехать…» – скорбным голосом ответил он.

«Очень просто – садишься в автобус, водитель его ведет, а ты в это время можешь поучиться, подумать о жизни или просто подремать».

Что вы думаете? Не с кем было говорить…


http://www.beerot.ru/?p=88318