Мишпатим — Добрые дела – путь жизни

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

478

Недельная глава Мишпатим

Сказано в трактате Таанит, (9а), что однажды раби Йоханан услышал, как его племянник, сын Рейш Лакиша, читает: «Глупость человека искривит дорогу его, на Б-га разгневается сердце его» (Мишлей, 19:3).

Удивился раби Йонатан: «Неужели есть идея, написанная у пророков, на которую нет намека в самой Торе?» (Ведь мы знаем, что, если бы народ Израиля не согрешил, мы не получили бы книги Пророков и Писания, а все, что нужно, понимали бы из самой Торы!)

Ответил ему мальчик: «Конечно нет, и на этот стих тоже есть намек в Торе. Ведь сказано (о братьях Йосефа, когда они обнаружили деньги в своих сумках – Берешит, 42:28): “Затрепетали их сердца, и ужаснулись они, обратившись друг к другу: что это сделал нам Всевышний?” (они думали, что мера суда обрушилась на них, и не поняли, что происходящее связано с грехом продажи Йосефа)».

Из этой истории мы учим важный принцип, как говорит нам Раши: «Пятикнижие – это основа Пророков и Писаний, и все, что сказано там, можно найти в самой Торе».

А теперь у меня есть вопрос. Сказал царь Шломо: «Цдака (милосердие, добрые дела) спасет от смерти» (Мишлей, 10:2). А также: «На пути праведных дел (цдака) – жизнь, и тропа их – дорога к бессмертию» (Мишлей, 12:28). Где источник этому в Торе?

Нашел его Рабейну Бахье, в нашей недельной главе. «Вдову и сироту не притесняйте». Пишет Раши: на самом деле запрет притеснять относится к любому человеку, но Тора пишет об обычно происходящем явлении – поскольку они (вдовы и сироты) слабые и беспомощные, часто бывает, что их притесняют и мучают. «Если будешь притеснять его, возгорится гнев Мой, и Я поражу вас мечом, и ваши жены будут вдовами, а дети – сиротами».

Пишет Рабейну Бахье, что из запрета выводится и противоположное правило, и «все время, что вы обращаетесь с ними деликатно и жалеете их, мера Суда превращается в меру Милосердия, поскольку мера Добра Всевышнего всегда выше, чем мера Суда, — и тем самым вы продлите свою жизнь и жизнь своих детей, и будет вам цдака перед Всевышним.

Ведь плод цдаки – продление жизни, как сказано: «Цдака спасет от смерти».

Давать цдаку – даже важнее, чем приносить жертвы (в Храме), как сказано: «Творить милость (давать цдаку) и правосудие – предпочтительней Б-гу, чем жертвоприношение» (Мишлей, 21:3).

Рассказывается в «Авот де-раби Натан» (4:5): однажды раби Йоханан бен Закай вышел из Иерусалима, а раби Йеошуа шел за ним. Он увидел разрушенный Храм, и сказал: «Горе нам, что разрушено место, где искупались грехи народа Израиля». Ответил ему раби Йоханан: «Сынок, не огорчайся (так сильно), есть у нас другой вид искупления, подобный тому, и это – милосердие (цдака), добрые дела и помощь другим. Как сказано: “Хесед Я желал, а не жертву” (Ошеа, 6:6)».

Поэтому мы находим в Гемаре (Псахим, 8а, Бава Батра, 10б) случаи, когда давали цдаку за больных, чтобы они выздоравливали, «ведь нет лучшего эликсира жизни против ангела смерти, чем качество милосердия (цдака) («Тана де-вей Элияу Раба», 10)».

«Поэтому, больше, чем человек дает бедняку, бедняк дает ему» («Мидраш Раба», Рут, 5:9) Ведь человек дает копейку – а получает жизнь! Есть ли лучшая сделка, чем эта!

По этому поводу расскажем историю.

Жили-были два скупца. Один сказал другому: «Слушай, какие мы несчастные! Ни этого мира нет у нас, ни мира грядущего… Этого мира у нас нет, потому что мы не позволяем себе ничего. Мы одеваемся в лохмотья и едим объедки. Живем в развалинах, и копим деньги, даже не получая от них никакого удовольствия. А будущего мира у нас нет, потому что наши руки сжаты, и не протягиваются для того, чтобы дать цдаку или поддержать какое-то благое начинание». Ответил его друг: «Но ведь ты не будешь отрицать, что наслаждение, которое мы получаем от накопления денег, больше и сильнее, чем любое другое наслаждение в мире!»

Что верно — то верно.

«А по поводу будущего мира – я кое-что придумал. Я просто не протягиваю руку никому, и ни за что. Не пожать руку, не протянуть другому какую-то вещь. Я дал обет, и пунктуально соблюдаю его. Так что нельзя прийти ко мне с претензиями. Не только для цдаки я руку не протягиваю!»

Первый засомневался: «Я не уверен, что в мире Истины с этим посчитаются. Пообещай мне, что, когда попадешь туда, вернешься рассказать мне, наяву или во сне, что с тобой было».

Прошли годы, и скупец перешел в лучший мир. Через некоторое время он явился своему другу во сне, и лицо его было черным, как стенки кастрюли. Тот все понял: «Я вижу, не посчитались с твоим обетом». «Нет, как раз посчитались, — ответил покойный, — но спросили: несколько лет назад ты купался в речке, и попал в водоворот. Один человек рискнул жизнью, чтобы спасти тебя. Ты протянул руку, и он вытащил тебя. Ну, так как же ты протянул руку? Я возмутился: “Ничего себе, там речь шла о спасении моей жизни! Я не имел в виду, что и в таком случае руку не протяну!” Тогда судьи сказали мне: “А ведь о цдаке сказано, что она спасает от смерти”. Получается, что и цдака спасает жизнь, почему же в отношении нее ты дал обет? Ведь больше, чем человек дает бедняку, бедняк дает ему! Цдака – это тоже для твоего блага! Так что послушай моего совета: дай такой же обет, как я. Только не ходи купаться на речку!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88655