Мишпатим — Пусть он живет с тобой

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

393

Недельная глава Мишпатим

«Если будешь ссужать деньги Моему народу – живущему среди вас бедняку – то не поступай с ним, как заимодавец, не бери с него процентов!» (Шмот, 22:24).

Комментирует Раши: каждый раз, когда написано «если», это значит, что речь не идет об обязанности, кроме этого случая и еще двух.

Получается, что есть обязанность ссужать деньги. Но что делать, это непростое испытание. Я трудился, старался заработать, а тут приходит человек, который не трудился и не прикладывал никаких усилий, и я должен ему ссудить деньги. Да еще и не поступать, как заимодавцы, не напоминать ему о долге, и не получать от этого никакой выгоды и никаких процентов.

Да, это испытание, и Тора уменьшает его для нас. Она указывает нам, как мы сможем ссудить с радостью и от всего сердца, без того, чтобы нам было тяжело на сердце, и чтобы рука не сжималась. Как? «Бедняку, живущему среди вас». Пишет Раши: представь себе, как будто этот бедняк — ты.

Расскажу одну историю.

Один богач, назовем его реб Айзек, пришел к раву Хаиму из Цанза, автору «Диврей Хаим». Рассказал, что у него есть замечательный сын, полный всяческих достоинств. Он искал для него достойную невесту, и нашел. Дочь такого-то богача, и сама чудесная девушка, и семья хорошая. В общем, подходит идеально. Молодые обручились, родители договорились о приличном приданом с обеих сторон, чтобы юноша мог продолжать учить Тору, не заботясь о материальной стороне. Однако сейчас до реб Айзека дошли слухи, что отец девушки ввязался в какую-то сомнительную сделку и, похоже, разорился. Так что он наверняка не сможет обеспечить обещанное приданое. Реб Айзек, конечно, очень сожалеет, что вдобавок к расстройству, связанному с потерей капитала, семье невесты придется услышать и горькую новость об отмене помолвки, но что делать – условия есть условия, нет приданого – нет и свадьбы. Поскольку реб Айзек побаивается осуждения, которое выражает община тем, кто расторгает помолвку, он пришел получить разрешение у рава.

«Очень хорошо, что ты пришел ко мне!» – сказал рав Хаим. Реб Айзек обрадовался. Честно говоря, он опасался. Рав был известен своим мягким сердцем, и мог рассердиться, что кто-то сыпет соль на рану отцу невесты. Но рав с ним согласен, прекрасно!

«Так что, — решил уточнить он, — я могу сказать, что Вы, рав, поддержали меня в решении расторгнуть помолвку?»

«Б-же упаси! – возмутился рав, — Я такое говорил?»

«Но… Вы же сказали, что хорошо, что я пришел…»

«Конечно! Хорошо, что ты пришел и рассказываешь, что отец невесты разорился, и ты хочешь расторгнуть помолвку. Представь себе, что было бы наоборот – что отец невесты пришел бы ко мне и сообщил, что это ты разорился, и он просит разрешения расторгнуть помолвку!»

«Не дай Б-г! – содрогнулся богач, — рав, что вы говорите…»

«Ну, а в таком случае – что бы ты сказал? Как бы возмущался, какое каменное сердце у отца невесты! Ему Б-г помог, и у него состояние благополучное, а он еще бросает камень в спину падающему? Так и ты – поведи себя, как человек. Не требуй приданого, пошли ему денег на свадебные расходы, и Всевышний вернет тебе во много раз больше!»

Именно это от нас и требуется: видеть ближнего, поставить себя на его место.

А что происходит? «Вознесется твое сердце, и ты забудешь…» (Дварим, 8:14) Когда положение хорошее, гордость раздувается, и человек начинает видеть только самого себя…

Расскажу еще одну историю на эту тему. В прошлых поколениях хасиды шли днями и неделями, чтобы встретиться со своими духовными руководителями – ребе, и ночевали по пути в деревнях и городах, в домах других гостеприимных хасидов. В таких домах всегда находилась горячая еда, чистая постель, великодушное сердце и добрый взгляд на людей.

Один из этих хасидов разбогател, и изменил свой образ жизни. Дорогие ковры покрыли его пол, роскошные занавеси украсили окна, и бархатные стулья заменили деревянные скамейки. Стол покрылся расшитой скатертью, а вместо керосинки появилась хрустальная люстра. Гостям стало неудобно пачкать ковры своими грязными сапогами, и сидеть в своей запачканной дорожной одежде на бархатных стульях. Да и хозяин уже не очень-то приглашал в гости, и хасиды стали находить другие места ночевки.

Когда они приезжали к ребе, он расспрашивал их, где они проезжали, где останавливались на ночлег. Так он услышал, что один из его хасидов разбогател и перестал пускать к себе гостей. Ребе запомнил это. Прошло некоторое время, и хасиды того города пригласили его к себе на Шаббат. Ребе согласился. Тот хасид, конечно же, попросил ребе остановиться у него, в его красивом просторном доме. И когда ребе согласился, счастью хасида не было предела: какой почет, какое уважение он получит от всей общины!

Ребе приехал, увидел всю эту роскошь и красоту. Подошел к окну, отодвинул парчовую штору и спросил у хасида: «Что ты видишь?» Тот выглянул в окно: «Улицу, людей, повозки…» Ребе задернул штору и повернулся к красивому зеркалу. Поставил хасида перед ним: «А теперь что ты видишь?»

«Себя», — ответил тот.

«Смотри, какое чудо, — сказал ребе, — и то стекло, и это стекло. Почему же через окно ты видишь других людей, а зеркало – непрозрачно, и в нем ты видишь только себя?»

 Хасид не ответил, из страха перед ребе. А тот сказал: «Очень просто. Зеркало – это стекло, покрытое слоем серебра. Видишь, что делает тонкий слой серебра? Что человек уже не видит других, а только самого себя!»

Это же просто невероятно! Ведь сам этот хасид прежде радушно приглашал гостей, был рад им и радовал их. А немного серебра – немного денег – и его взгляд на мир изменился, он стал будто другим человеком!

Сказано в трактате Бава Батра (12б): «Прежде, чем человек поест и попьет – у него есть два сердца. После того, как поел и попил – только одно». Объясняет ребе из Коцка: прежде, чем он поел – он чувствовал свой голод и голод нищего. Как только насытился – чувствует уже только себя.

На самом деле, человек должен все время проверять себя: когда я был юным учеником ешивы, молодым начинающим аврехом в колеле, как мне было одиноко и неуютно, и насколько я прочувствовал, что нужно обращать внимание на других, приближать их, общаться, давать хорошее ощущение. Я принял решение, что в будущем обязательно буду замечать таких людей, и стараться «согревать» их. Ну, и куда пропало это понимание, как это решение унесло течением рутины?

Давайте оглянемся вокруг и увидим, насколько люди нуждаются в нас, как ждут, чтобы мы вышли из своей скорлупы, чтобы не видели только себя самих!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88658