Трума — Как благословляют…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

459
омовение рук

Недельная глава Трума

«Сделай брусья для Мишкана из дерева акации (и поставь их) вертикально» (Шмот, 26:15).

Мидраш говорит, что здесь Всевышний дал нам урок на все поколения. Если человек пожелает построить свой дом из стволов плодовых деревьев, скажи ему: «Если Царь всех царей, когда повелел строить Мишкан, сказал: “Возьми только те деревья, которые не приносят плодов”, так ты – тем более». Есть здесь очень важное наставление: даже, когда ты хочешь построить Святилище для Шехины и святости, духовно подняться, будь очень внимателен, проверь, что это не происходит за счет ущерба другим!

Моше рабейну удостоился увидеть горящий куст. Ему было предложено стать спасителем всего народа Израиля и тем, кто передаст им Тору. Какой невероятный духовный подъем, на самую вершину! Но если это будет за счет косвенного ущерба положению Аарона, который пророчествовал в Египте, если это затенит его, то «пошли, пожалуйста, кого-нибудь другого»!

Моше отказывался, пока Всевышний не заверил его, что Аарон будет от всей души радоваться величию своего брата. Только тогда Моше согласился.

Был в Бней-Браке один еврей, не хочу упоминать его имя. Кто знает, тот знает. Он был необычно низкого роста, до плеча мне не доставал (сам р. Галинский был тоже очень невысок – прим. пер.). Рассказывают, что один еврей из Иерусалима как-то увидел его впервые, и очень обрадовался, что ему повстречалась возможность выполнить редкую заповедь. В нашем поколении очень любят собирать редкие заповеди. Заповеди часто встречающиеся, вроде изучения Торы или помощи другим, уже не так интересны. Так что наш иерусалимец решил произнести редкое благословение «Благословен Ты, Всевышний… (сотворивший) необычные создания», да еще и удостоить этого еврея-лилипута сказать «Амен». А есть, вы знаете, закон в «Шульхан Арухе», что любую вещь, на которую благословляют, нужно держать в правой руке. Так что он схватил его, приподнял сантиметров на десять от земли, и вдохновенно благословил!

В трактате Хагига (15а) сказано, что у каждого есть доля в Ган Эдене, и доля в Геиноме.

Праведник удостаивается и берет свою долю и долю другого в Ган Эдене, а злодей, из-за своих грехов, берет свою долю и долю другого – праведника – в Геиноме. Так вот, я уверен, что тот, на которого благословили (кстати, он уже покинул наш мир), несомненно, получил в Ган Эдене свою долю и долю другого – того, кто благословлял. Потому что тот благодаря такому благословению наверняка получил обе доли в Геиноме!

В свое время я выступал на тораническом собрании, где участвовал и великий рав Овадия Йосеф. Я рассказал там, что однажды Хафец Хаим поехал в далекий город, чтобы принять участие в свадьбе одного из учеников своей ешивы – ешивы Радин. Как было принято в те времена, свадьба проходила в доме невесты. Семьи жениха и невесты и друзья собрались на трапезу. В прихожей стояло ведро с водой для омовения рук. Прежде, чем омыть руки, Хафец Хаим зашел на кухню. Все присутствующие из уважения решили подождать его – поняли, что он зашел проверить кашрут. С кашрутом не было проблем, все было самого высокого уровня. Хафец Хаим вернулся, наполнил кружку на треть и омыл руки минимально разрешенным количеством воды. Люди удивились, но не решились брать больше воды, чем рав.

Во время трапезы как бы невзначай упомянули изречение рава Хисды: «Я омываю руки щедрым количеством воды, и Всевышний щедро одаряет меня добром».

Хафец Хаим сразу понял намек и ответил: «Когда я вначале зашел на кухню, вы думали, что я зашел проверить кашрут, верно? Но вы ошибаетесь, я знал, что кашрут здесь прекрасный. Я зашел, чтобы узнать, есть ли у них водонос, который наполняет бочку с водой. Оказалось, что это делает их работница, которой помогает ее дочь. Я продолжил расспросы, и выяснилось, что работница – вдова, а ее дочь, соответственно, сирота. Понимаете, я не желаю щедрого блага Свыше – за счет вдовы и сироты…»

Рав Овадия Йосеф, услышав эту историю, сказал: «Конечно же, и на это есть намек в Торе. В трактате Бава Меция (86б) упоминается претензия к нашему праотцу Аврааму, почему он подал гостям воду не сам, а посредством посланника, как сказано: “Пусть, пожалуйста, возьмут немного воды” (Берешит, 18:4). Поэтому в пустыне Всевышний тоже дал евреям воду не лично, а через посланника, Моше рабейну. [Что вызвало грех “Воды ссоры”, когда Моше стукнул по скале, вместо того, чтобы говорить с ней, и из-за этого не вошел в Землю Израиля, а если бы вошел вместе со всеми – он стал бы Машиахом, и построил бы Храм, который никогда не был бы разрушен. Страшно подумать, какие последствия вызвало действие праотца Авраама, которое было лишь на миллиметр далеко от совершенства!]

Нужно понять, почему претензия была такой тонкой.

Ведь, в конце концов, нет разницы, приносит ли человек воду лично или через посланника. Однако, когда Авраам побежал резать скот, он дал каждому гостю целый язык в горчичном соусе, такое щедрое угощение! И хлеб подал им в количестве трех сеа (более двадцати килограмм, в пересчете на наши меры). А о воде сказано – «пусть возьмут немного воды». Было бы логично, мера за меру, что и евреи в пустыне получат воду в ограниченном количестве. А мы знаем, что колодец Мирьям не был колодцем – он был рекой, которая окружала весь стан Израиля, такой ширины, что могли в ней разойтись два корабля! Получается, что это Всевышний не поставил Аврааму в претензию. Почему? Именно потому, что воду Авраам дал гостям через посланника. А посланника нельзя слишком утруждать.

Поскольку нельзя делать хесед за счет других людей!»

Один аврех рассказывал мне, что в юности спал в комнате великого рава Йеуды Сегаля из Манчестера. Он обратил внимание, что рав готовит себе воду для утреннего омовения рук, но ставит тазик за дверью комнаты. Утром он выходит из комнаты и только там делает омовение рук. Есть закон, что нельзя проходить четыре локтя без омовения рук, но можно положиться на мнение Рашба, что весь дом считается, как «четыре локтя». Однако в книге «Агра де-Пирка» (9) предостерегают не опускать ноги на пол до омовения рук!

Юноша спросил рава об этом, и тот отозвался: «Да я ведь встаю раньше тебя, и звук воды может тебя разбудить. Нет более стесненной ситуации (шаат дахак), чем эта. А в таком случае разрешается пройти несколько шагов!»

Это урок для нас!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88731