Какие дурные качества считаются самыми порочными в иудаизме?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1473
дурные качества

Мир и благословение народу, хранящему Тору.
Вопрос гаону раву Игалю Полищуку.

В сборнике речений Виленского Гаона написано:
«И корень всех грехов — качества характера».
(Эвен Шлема 1:1)

В разных религиях есть разное понимание коренных страстей… Что же говорят на эту тему мудрецы Торы?

Сказано в трактате Авот (4:21): «Раби Элиэзер-Капар говорит: зависть, жажда наслаждений и стремление к почету сживают человека со света». Рав Ицхак Абуав, автор этического трактата «Менорат hа-Маор», комментируя данную мишну, пишет следующее: «Каждое из этих трех дурных качеств разрушает веру человека, приводит его к преждевременной смерти и лишает его Грядущего мира».

Виленский Гаон в комментарии к книге Мишлей (1:11) пишет, что у всех дурных качеств есть два основных корня: гнев (каас) и страсть к наслаждениям, вожделение (таава).

Возможно, это отсылка к сказанному равом Хаимом Виталем в «Шаарей Кдуша»: «Есть четыре прародителя (источника) всех дурных качеств: гордыня и рождаемый ею гнев, пустословие, жажда наслаждений и уныние. Они происходят из четырёх скорлуп дурного начала в фундаментальной душе».

А вот раби Нахман из Браслава выделял следующие пороки: «Три главные страсти, не дающие сердцу ощутить трепет и любовь к Всевышнему, — это алчность [תאות ממון], половое вожделение [תאות משגל] и чревоугодие [תאות אכילה]. Страстное желание материальных удовольствий в первую очередь ощущается сердцем, это желание и не дает нам почувствовать духовность». (Ликутей Моhаран II, 1:4)

Какие все-таки пороки считаются коренными согласно мудрости Творца? Я заметил, что один термин встречается у всех мудрецов — «таава».

Заранее благодарю за помощь.


С Б-жьей помощью

Уважаемый Руслан!

Пишет рав Моше Хаим Луцатто, что истинного исправления человека невозможно достичь только работой над отдельными чертами характера, а цельной работой над собой, стараясь и в целом, и в деталях исполнить волю Творца, которая раскрывается нам в Торе.

Все, что этому противостоит – надо работать над его искоренением. Судя по вопросу, Вы хорошо эрудированы в этой теме, однако ответ на Ваш вопрос советую искать в наших Святых Книгах. Так как путь работы над душевными качествами и правильное строительство отношений между людьми – это часть Торы, полученной нашим народом от Всевышнего. Известный Трактат Авот (Пиркей Авот, по-русски называемый также Поучения Отцов) начинается со слов «Моше получил Тору с Синая…» Пишет великий комментатор Мишны рав Овадья из Бартануры, что этот трактат Мишны начинается именно так потому, что это трактат не законов, а наставлений. Поэтому именно здесь подчеркивается, что это часть Торы, полученной от Всевышнего на горе Синай.

В моих словах вроде бы нет четкого ответа на Ваш вопрос. Написать Вам всеобъемлющий ответ – это требует даже не статьи, а книги. Однако зачастую – это очень индивидуально – это зависит от корня души каждого из нас, в частности, что именно каждый из нас должен исправить в этом конкретном перевоплощении души. Поэтому живя верой (а вера – это основа всей Торы), и трудясь над Торой – вникая в собственные недостатки и размышляя, что слова Торы несут нам для нашего исправления – мы можем понять, на чем зиждется индивидуальная работа над собой каждого из нас.

С уважением,

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=64326