Существует ли сегодня святость Иерусалима?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1677
святость иерусалима

«Весь Иерусалим в его исторических границах был буквально большим храмовым двором, где можно было есть мясо пасхальной жертвы и жертвы шломим. А источником этого являлась святость места.»

Я слышал, что по алохе сегодня нет никакой разницы между Иерусалимом за пределами стен и другими городами Израиля. (Внутри стен есть определенная духовная высота, как мне объясняли).

Т.е. то, что написано в одной из мишнаёт первой главы трактата «Келим» в отношении 10 уровней святости, сейчас есть, но не в полном объеме. В свое время меня в связи с этим заинтересовало высказывание покойного рава Шаха о том, что причиной 1-й интифады было ухудшение ситуации с Шаббатом в Иерусалиме. Если разницы между городами нет, то почему рав (зацаль) не обратился к ситуации в других местах, где Шаббат выглядит, к сожалению, как будни?

Какая разница, где производится мелаха, запрещенная Торой? Видимо, что несмотря на отсутствие разницы в плане святости, есть еще какая-то разница между Иерусалимом и другими городами.

Что это за разница: количество уже существующих учреждений Торы и религиозных евреев?… Было бы интересно узнать ваше мнение.

И если, действительно, и за пределами стен есть разница между Иерусалимом и другими городами Израиля, может быть, надо обратить большее, чем сейчас, внимание на то, что происходит в районах Иерусалима (преимущественно на юге города), где публично нарушается Шаббат?

З. Ш.


Уважаемый …!

Вы задали очень интересный вопрос: отличается ли сегодня Иерусалим по святости от других городов Земли Израиля, и, если нет, почему мудрецы последних поколений видели нарушение субботы в этом городе как столь серьёзную трагедию — ведь не секрет, что в Израиле есть места, где суббота ничем не отличается от будней!

Вы совершенно правильно отметили, что в трактате Кейлим есть мишна (гл. 1, мишна 6-9), в которой перечисляются десять уровней святости в Святой Земле. Мишна приводит, что в стенах Иерусалима можно есть «легкие святыни» (мясо определённых видов жертвоприношений) и вторую десятину. Так как в наше время мы ни то, ни другое не едим, Вы предполагаете, что Иерусалим ничем не отличается от других городов, или от любой другой точки Земли Израиля.

Само по себе это предположение не совсем верно. Часть Иерусалима, находящаяся внутри древних стен города, Храмовая гора, территория Храма и её разные части, обладающие различными уровнями святости, были освящены царём Давидом. По одному из мнений, святость, которую они приобрели, существует до сих пор. По другому мнению, она пропала после разрушения Первого Храма. (См. трактат Шавуот, лист 14а и далее.) Но когда Эзра начал постройку Второго Храма, он вновь освятил эти места. Большинство авторитетов (см. Рамбам, законы Бейт а-Бхира, 6:16) считают, что закон соответствует первому мнению — царь Давид освятил Иерусалим на все времена.

С этим мнением соглашается Раби Шимон бен Цемах Дуран. Он пишет («Ташбец», том 3, гл. 201), что в его время (14-15 вв.) святость Иерусалима не исчезла, и что в Египте и других странах были евреи, которые совершали паломничество в Иерусалим, как это предписывает Тора. Интересно, что Раби Шимон свидетельствует, что эти пилигримы воочию видели чудо, описанное в Мишне (Авот 5:5). В Иерусалимской синагоге, которая весь год была полна людей, оставалось место для многих паломников, которые приходили в Иерусалим в Шавуот. Это чудо является подтверждением того, что будет третье избавление и возвращение в Цион, пишет Раби Дуран. Он также приводит, что даже сегодня, тот, кто заходит на территорию святыни в состоянии нечистоты, подлежит наказанию карет.

Всё сказанное относится к тем частям Иерусалима, которые были освящены во времена Давида и во времена Эзры. Как известно, нынешняя стена старого города была построена турками и не соответствует стенам, которые окружали Иерусалим во времена существования Храмов. Где бы ни проходили древние стены города, очевидно, что эта территория не включала новые районы Иерусалима, находящиеся на расстоянии нескольких километров от места, в котором находился Храм.

Поэтому Ваш вопрос можно перенести на эти районы — чем они отличаются от любой другой части Земли Израиля?

Хотя нельзя сказать, что эти территории обладают святостью Иерусалима или святостью городов, окружённых стенами, с точки зрения алахи, еврейского закона, существует различие между районами современного Иерусалима и другими городами. В большинстве городов Земли Израиля и мира, Пурим празднуют четырнадцатого числа месяца адар. В нескольких городах существует сомнение, когда именно следует праздновать Пурим. Только в Иерусалиме его празднуют пятнадцатого числа по всем мнениям.

Талмуд (Мегила 2б, 3б) приводит, что населённые пункты и районы, «близкие и видимые» из большого города обладают тем же статусом, что и сам город. Тем более это относится к тем районам, которые фактически являются продолжением старого города благодаря непрерывающейся застройке, соединяющей эти районы со старым городом.

Подобный принцип относится и к законам Субботы. В Субботу запрещено выходить за пределы города на расстояние, превышающее две тысячи ама (по разным мнениям, от 960 до 1160 метров). Но все районы, соединённые сплошной застройкой, считаются частью одного города. В пределах такого города в Субботу можно пройти неограниченное расстояние.

По многим мнениям, любые районы, окружённые стенами, или естественными заграждениями, или эрувом, рассматриваются как части одного города, даже если между ними нет сплошной застройки.

Эти законы является причиной того, что даже в новых районах города Иерусалима, по мнению большинства авторитетов, пурим празднуют 15 числа месяца адар. Таким образом, эти районы в определённом смысле также рассматриваются как часть города Иерусалим.

Ещё одна причина, по которой нарушение субботы в Иерусалиме вызывает такую тревогу у мудрецов, это традиционный статус города Иерусалим. Как известно, после всех гонений, изгнаний и избиений, возвращение евреев в Иерусалим началось с Нахманида (Рамбана), который переехал туда примерно в 1267 году. В течение последующих шестисот с лишним лет, община города Иерусалим состояла из евреев, строго соблюдающих все законы Торы. В Святом Городе жили многие великие мудрецы и праведники. Только 100 – 150 лет назад в Иерусалим стали приезжать люди, которые хотели превратить Святой Город в обыкновенную столицу светского государства. Мудрецы и раввины, несущие ответственность за общину города, с самого начала противились этому. Очевидно, что, когда община или место, которые в течение многих столетий славились своей праведностью и строгим соблюдением закона, превращаются в вертеп, это вызывает особое неприятие, тревогу, большую, чем если нечисть обосновывается просто на пустом месте.

Ещё одна причина, по которой следует с особым трепетом относиться к святости Иерусалима, — это его символический статус. Иерусалим символичен и для евреев и для неевреев. Для евреев он символичен, так как все наши молитвы, как в прямом, так и в переносном смысле, всегда были направлены на Иерусалим. Это относится и ко времени, когда в этом городе стоял Храм, и ко времени изгнания. Именно к Иерусалиму всегда стремились сердца всех евреев, и именно он был магнитом, который больше всего притягивал евреев вернуться в свою землю. (Хотя первые поселения, которые турецкие евреи организовали в эпоху изгнания из Испании, были не только в Иерусалиме.)

Из-за этого, нарушение субботы и других заповедей Торы, происходящие где угодно даже в «большом» Иерусалиме, неизбежно влияет на евреев всего мира и подрывает соблюдение законов Торы во всём мире. Это страшнейшее осквернение Имени Всевышнего.

Иерусалим также символичен и для неевреев. Думаю, что именно из-за символичности этого города, вокруг него уже столько лет бушует межнациональная истерия. Очевидно, что административное или военное значение этого города никак не оправдывает и не объясняет тот накал страстей, который мы постоянно наблюдаем в мировой прессе. Сознательно или подсознательно, всё человечество понимает, что Иерусалим — это «небесные ворота». Поэтому, соблюдение Торы в этом городе особенно важно, даже более, чем в других частях Святой Земли.

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=44775