Изучение Рамбама — Законы Мегилы

Дата: | Автор материала: Рав Александр Липский

1049
жребий

Предлагаем вашему вниманию материал планируемой нами новой ежедневной рассылки от Фонда «Беерот Ицхак» по законам Рамбама. Материалы готовит рав Александр Липский.

Рамбам (Законы Мегилы, 1:1)

Чтение Мегилы вовремя (14 или 15 Адара) – это повелительная заповедь, установленная мудрецами. И известно, что читать Мегилу постановили пророки.

Все обязаны читать Мегилу: мужчины, женщины, геры и освобожденные рабы (которые после освобождения становятся полноценными евреями). И также приучают читать Мегилу маленьких детей. Даже коэны прекращают работу в Храме и приходят слушать Мегилу. Также прерывают изучение Торы, чтобы послушать Мегилу. Тем более, все остальные заповеди Торы откладываются из-за чтения Мегилы. И нет ничего, что может отодвинуть чтение Мегилы, кроме заповеди захоронения мертвого, которого некому похоронить: тот, кто столкнулся с этой заповедью, сначала хоронит его, а потом читает Мегилу.

Источник закона. Мишна в трактате Мегила (2:4), постановляет, что для чтения Мегилы пригодны все, кроме глухого, сумасшедшего и несовершеннолетнего. О том, что женщина обязана читать Мегилу, и другие также могут, прослушав ее чтение, выполнить заповедь чтения Мегилы, написано в Талмуде (Мегила, 4а): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: “Женщины обязаны читать Мегилу, поскольку с ними также произошло чудо Пурима!”», и в другом месте (Арахин, 2б). Высказывание раби Йеошуа можно объяснить двумя способами. Большинство комментаторов объясняют, что женщинам также грозила гибель из-за Амана. Но есть те, кто объясняет, что чудесное избавление произошло благодаря женщинам, а именно – благодаря Эстер. Но в этом объяснении есть проблема, ведь написано, что с ними также произошло чудо, то есть их роль второстепенна. По этой причине большинство комментаторов его не приняли.

Однако Тосефта (Мегила, 2:4) постановляет, что женщина не обязана читать Мегилу и, соответственно, мужчина не может исполнить заповедь, прослушав ее чтение. Рамбам устанавливает закон в соответствии с мнением Талмуда против мнения Тосефты. Есть также мнение, согласно которому Талмуд не имел в виду, что женщина обязана исполнить эту заповедь наравне с мужчиной, он лишь сообщает, что она обязана слушать Мегилу и может прочитать для других женщин, но не для мужчин, которые обязаны ее читать.

Алаха. Шулхан Арух приводит мнение Рамбама, как основное – женщина обязана читать Мегилу наравне с мужчиной, но также добавляет, что есть мнение, согласно которому женщина не может прочитать для мужчины, чтобы для него заповедь считалась исполненной. Рамо (в своих примечаниях приводящий алахический обычай ашкеназских евреев) добавляет, что женщины благословляют «слушать Мегилу» (а не «читать Мегилу»), если читают сами. Отсюда можно заметить, что ашкеназский обычай следует мнению, по которому женщины не обязаны читать в равной степени с мужчинами, то есть обязаны только слушать Мегилу.

Более поздний законоучитель – «Арух а-Шулхан» (р. Йехиэль Михель Эпштейн) приводит еще одно объяснение такому постановлению. Он объясняет, что сам текст Тосефты проблематичен. В ней написано: «Женщины не обязаны читать Мегилу и не могут читать для других». Если они не обязаны, то очевидно, что не могут и читать для других, то есть последняя часть – излишня! Поэтому надо исправить: они обязаны, но не могут читать для других, то есть их обязанность отличается от обязанности мужчин. И тем самым становится понятным мнение тех, кто считает женщину непригодной для того, чтобы прочитать для мужчины.


http://www.beerot.ru/?p=53430