Пророк Элияу на горе Кармель — Афтара главы Ки Тиса

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

675

Афтара нашей недельной главы рассказывает о великом чуде, которое совершил пророк Элияу на горе Кармель. Эти события являются финалом истории, которая началась ранее, и описана всего одним стихом в книге Царей (1, 16:34): «В его дни (правления царя Ахава), Хиэль из Бэйт-Эля, отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеошуа бин Нуна».

Когда Хиэль, отстроив город Йерихо, похоронил десять своих сыновей, и сидел по последнему семь дней траура, то многие важные люди пришли утешать его. Среди них был и сам царь Ахав. Пророк Элияу тоже был послан Всевышним к Хиэлю, но лишь войдя к нему, был встречен вопросом царя Ахава: «Ты думаешь, что десять сыновей Хиэля умерли из-за проклятия Йеошуа? Если ты так считаешь, тогда ответь мне на вопрос: “Чьи слова важнее, учителя или ученика?”» Ответил пророк Элияу: «Учителя». Продолжил Ахав: «Если так, тогда как может быть такое, что слова учителя – Моше-рабейну, Всевышний не реализует, а слова Йеошуа – его ученика, свершаются? Ведь написал Моше в Торе: “Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить Б-гам иным, и не поклонялись им; И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам” (Дварим, 11:16-17). Моше говорил, что если мы будем служить идолам, то Всевышний отнимет у нас дожди, а посмотри что происходит: нет борозды в нашем царстве, на котором я не поставил идола, а дожди настолько обильные, что я должен приподнимать полы своего халата, чтобы не забрызгать их грязью, когда иду поклоняться на капища идолов. Как же ты можешь утверждать, что сбылось проклятие Йеошуа, когда проклятия его учителя не сбываются?» Тогда ответил ему Элиягу: «(как) жив Г-сподь, Б-г Израилев, пред которым я стою, что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему».

Царь Ахав, о котором сказано в трактате Санедрин, что он среди трех царей Израиля, у которых нет удела в будущем мире, любил Тору. Рассказывается о нем, что когда арамейский царь Бен Адад пришел воевать с Израилем, а экономическое и военное положение у Ахава было не лучшим, то царь Израильский решил откупиться. Увидев, что дело идет хорошо, Бен Адад решил не довольствоваться малым и вновь предъявил требование к Ахаву, но на этот раз он не остановился на золоте, а потребовал отдать ему Тору (свитки Торы). Тогда собрал Ахав всех старейшин Израиля и сказал им: «Посмотрите на этого наглеца. Когда потребовал он от меня отдать ему все дорогое мне, я выполнил его волю. Но ему мало и теперь он требует, чтобы я отдал ему Тору. Разве Тора принадлежит только мне? Она принадлежит всему народу Израиля!» Ахав выводит свою слабую армию на войну против превосходящих сил арамейцев и побеждает их. Говорят наши мудрецы: «За что удостоился Ахав такой чести – восседать на царском троне двадцать два года? За то, что готов был пожертвовать жизнью ради Торы, которая написана двадцатью двумя буквами святого языка».

Все выше сказанное только усугубляет вопрос: как Ахав мог совмещать в себе готовность к самопожертвованию ради Торы и служение идолам? И почему он так резко выступил против пророка Элияу?

Поясняет рав Айзек Шер (глава ешивы Слободка), что царь Ахав уважал Тору и готов был пожертвовать ради нее всем самым дорогим. Но только ради Торы письменной, а вот устную Тору, заповеди де-рабанан (постановления наших мудрецов), он не готов был признать. И даже Моше-рабейну, по его мнению, не требовал от нас этого. Пророк Элияу, видя ошибку Ахава, отнимает дождь у народа Израиля, чтобы доказать всем ошибающимся, что мудрецы Торы и пророки являются ставленниками Всевышнего и Он даже готов выполнять их волю на земле.

Спустя три с половиной года без дождей, когда Элиягу увидел, что народ стал склоняться к тому, чтобы оставить чужих богов, он собирает весь народ на горе Кармель и совершает великое чудо, после которого в сердцах евреев не осталось сомнения, что Г-сподь – Он Б-г.

«Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г».


http://www.beerot.ru/?p=53265