Секреты воспитания детей — Как заинтересовать ребенка? Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Моше Айнхорн

1522

Как заинтересовать ребенка? Часть 2

Как-то напротив меня сидел пилот израильской армии, мой ученик, который был летным инструктором. Однажды он пошутил над своим учеником – резко снизил высоту, пролетев над самой землей, а потом набрал высоту. Его ученик, который очень испугался, рассказал об этом случае командиру, и инструктор получил наказание. Какое же наказание ему дали? Он не полетит с заданием поразить цель на территории врага, а останется на базе. И вот, когда он сидел у меня дома, сказал: «Я ухожу из армии». Я сказал ему: «Я не понимаю тебя. Ты же остался в живых. А твои товарищи, которые отправились на это задание, – погибли. Ты остался в живых, потому что тебе не дали лететь на задание». Я не забуду его слов, он сказал: «Вы говорите о таких мелочах!» – «Что?! Ты же остался в живых!» – «Я учился на военного летчика. Я был прекрасным летчиком. И вот, я вижу своих товарищей, отправляющихся на задание – поразить цель на территории врага, что является пиком службы летчика в армии, а я в этом не участвовал». Он оставил армию. Он был обижен до глубины души, что его не простили за шутку и оставили на базе. Как же так? Отправившись на задание, он подверг бы опасности свою жизнь! Ситуация требовала от него Поступка, и он хотел выйти победителем.

Есть в армии одно подразделение. Там служат двое моих знакомых, баалей тшува, особенные люди. С каждым из них я разговаривал по отдельности, и мне это много дало. Я спросил у одного из них: «Что особенного в твоем подразделении?» – «Не спрашивайте! Тренировки – настоящий ад». – «Приведи мне пример». «Представьте себе: месяц Тевет (декабрь – январь), 4 часа утра, ты стоишь на волнорезе в Ашдоде. Твой командир стоит в теплом шерстяном пальто. На улице страшный холод, а ты в одних плавках. Командир приказывает прыгать в воду. Ты должен прыгнуть, ты не можешь это не сделать. Ты прыгаешь. Удар холодом настолько силен, что у тебя в первое мгновение буквально останавливается сердце. От тебя требуется проплыть целый километр в такой холодной воде и вернуться обратно – тоже километр. Ты не можешь обмануть, поскольку в конце километра есть провод, к которому требуется прикоснуться, и тогда начнет мигать лампочка». Я спросил его: «И что, ты сделал это?» – «Конечно, сделал! Ведь я сам хотел служить в этом подразделении». «Послушай, что ты говоришь! Ведь это опасно для жизни». «Конечно. Но ведь я сам это выбрал».

Второй рассказал мне, что он должен был лежать 6 часов под водой, не двигаясь, дыша через трубку во рту. Ведь если окажешься на вражеской территории, то тебя смогут засечь с помощью специальных приборов, отслеживающих движущиеся предметы. Я бы сошел с ума: 6 часов не двигаться – невозможно! Но он сказал: «Не только я это сделал, но и многие другие, потому что хотели служить в этом подразделении». Как это возможно? Это называется вызов: я хочу быть здесь, все трудности – ничто. Человек отправляется покорять Эверест – что для него все трудности, которые нужно преодолеть? Ведь он взбирается на Эверест, он поставит флаг на его вершине!

Можно сравнить приведенные примеры с историей раби Акивы. В ней мы видим проявление той же силы, вопрос только в том, на что направить ее. Когда раби Акиву вывели на казнь, он с необыкновенным воодушевлением произносил «Шма, Исраэль», в то время как с его тела срывали кожу железными гребнями. Его ученики, величайшие мудрецы: раби Шимон бар Йохай, раби Меир, раби Йеуда бар Илай, раби Йоси а-Глили поразились: «Учитель наш! Как же, как ты можешь это выдержать?» И что он им ответил? «Все дни жизни моей я сокрушался, когда я смогу это исполнить». Всю жизнь я хотел доказать Всевышнему, что я верен Ему, и я просил Его: «Дай мне возможность показать это Тебе». Но разве ты до этого не доказал, что ты верен Всевышнему? Конечно, доказал! Но ему этого было недостаточно. И теперь, когда наступил долгожданный момент, он мог показать, что он верный слуга Творца мира. Как он мог этого не сделать?!

Если я чего-то хочу, и мне этого недостает – тогда никакой проблемы нет! Я могу выдержать невозможные трудности. Почему? Потому что, когда я чего-то хочу, то чем труднее это сделать, тем большую верность я доказываю перед Царем всех царей, Творцом мира. Вы обратили внимание? Чем мне труднее, тем лучше я доказываю свою верность Царю.

Вы будете потрясены, но все же я расскажу вам эту историю. Одна из моих учениц изучала в Офаким курс специального воспитания для умственно отсталых детей. Ее муж пришел ко мне и сказал: «Я хотел бы посоветоваться с Вами, что мне делать. Моя жена молится, – молодая пара, только поженились, – что если в мир должны прийти необычные дети, аутисты или дауны – пусть придут в наш дом». Любая женщина скажет: «Она сумасшедшая!», верно? Я спросил ее мужа: «И что ты делаешь?» Он ответил: «Соблюдаю нейтралитет. Я спросил ее, и она ответила, что знает себя, что может выстоять в этом и хочет растить именно таких детей, чтобы показать свою верность Творцу». Ее молитва не была услышана, она получила прекрасных здоровых детей. Но посмотрите, что говорит человек: «Я смогу выстоять в этом. Я уверена, что справлюсь». И я говорю вам, что если таков ее настрой, то она справится! Она хочет этого. Она говорит: я знаю таких детей, я их очень люблю и уверена, что справлюсь.

Я стремлюсь к тому, чего мне недостает. Я не молюсь хорошо, потому что не чувствую нехватки в этом. Я не учусь, не исполняю заповеди – потому что не чувствую, что мне этого не хватает. В тот момент, когда мне станет недоставать этого, я стану делать это хорошо. Но все то время, что я не чувствую нехватки в этом – я не делаю это хорошо.

Однако у меня есть разум, пусть он убедит меня! Давайте сначала поговорим о взрослых. Раз есть разум, я понимаю, что правильно, а что – неправильно. Да, я не чувствую, что мне не хватает заповедей, но ведь разум понимает, что стоит исполнять заповеди. Я не чувствую, что мне не хватает учебы, но разум же понимает, что мне этого недостает. Так пусть разум убедит меня это делать. Но написано в Мишлей: «Ибо подкуп ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных». Таким образом, поскольку нехватка находится в человеке, то у человека есть большая проблема с помощью, которую он получает от разума. С одной стороны – у человека есть разум, а с другой стороны – свойства его характера. У человека есть чувство нехватки и стремление восполнить недостающее.

Что бы вы сказали о человеке, который курит? Как-то ночью этот человек проснулся от сильных болей в груди. Он очень испугался, ведь это, вполне вероятно, проблема с сердцем, а он еще молод. Сел на постели, постепенно боль прошла. Лег – опять сильная боль. Сел – боль прошла. Тогда он понял, что проблема не с сердцем, но что-то не в порядке. Сразу после утренней молитвы он побежал к врачу: «Доктор, вот что со мной случилось ночью. Что Вы скажете?» Врач сразу же спросил: «Может быть, Вы курите?» Он отвечает: «Да». – «Я объясню Вам, что случилось. Из-за курения дым вошел в легкие и наполнил их. Когда Вы лежите, дым наполняет легкие, и поэтому нет места для вдыхаемого воздуха. Вы вдыхаете с силой, воздух давит на стенки, и появляются боли. Когда Вы садитесь, дым опускается вниз и появляется место наверху, чтобы вошел воздух». – «Так что мне делать, доктор?» – «Прекратить курить. Нет другого выхода. Перед Вами две возможности: или курить и страдать, или не курить и не страдать. Третьего не дано».

Человек этот выходит от врача и решает: страдать я не хочу, достает пачку сигарет из кармана и выкидывает в мусор. В этот день он не курил и принял решение бросить курить. Назавтра утром он встал. Обычно он курил перед молитвой, и это давало ему особое вдохновение, но ведь он решил больше не курить. И тут вдруг он сказал себе интересную фразу: «Янкеле, ты больше не куришь – хорошо. Но не будь фанатичным, только одну сигарету!». И он курит одну сигарету. Идет молиться, съедает завтрак. После завтрака он тоже обычно выкуривал сигарету. И он опять сказал себе: «Янкеле, одну сигарету, но это – последняя!» Он выкуривает вторую сигарету в день. Через 3-4 часа он говорит себе: «Еще одну. Но эта последняя!» И тут вдруг ему приходит в голову умная мысль, и он говорит себе: «Ведь ты уже выкурил сегодня три сигареты, поэтому тебя ночью ждет боль в груди. Теперь уже глупо не курить и терпеть боль. Поэтому сегодня уже кури, сколько хочешь, а вот завтра – бросишь!» Он курит. Ночью – опять боли. Он ругает себя, что не сдержался и клянется, что завтра бросит курить. Назавтра все повторяется. «Это только одна сигарета…».

У каждой из вас наверняка есть такой папа, дядя, брат – все знакомы с этим явлением. Перед тем как я подробно разберу, что происходит здесь, приведу еще один пример. Обратите внимание – абсолютно то же самое, но из жизни женщин.

Женщина решила сесть на диету. Она посетила врача и когда стала на весы, то врач воскликнула: «Бедная, как ты еще ходишь с таким весом! Ты должна срочно сесть на диету! С этого момента никаких сладостей». Когда наступит кризис? Правильно. На трапезе по случаю какого-нибудь торжества. Она окажется перед тортом со взбитыми сливками и скажет себе: «Только маленький кусочек». И возьмет маленький кусочек. Но аппетит растет. Она говорит себе: «Если я откажусь от кусочка хлеба вечером, то смогу взять сейчас еще кусочек торта». Она отрезает еще кусочек торта, и нож по ошибке идет немного наискось. То есть сверху кусочек получается тонким, а снизу – случайно –  несколько шире. Но ее это не смущает. Аппетит еще больше растет. «Завтра – день поста». Она отрезает себе хороший кусок торта в счет завтрашнего поста. И тогда она говорит себе: «Послушай, диету ты себе уже испортила. Так теперь глупо стоять напротив такого торта – не есть его, и все равно толстеть. Так сейчас уже можешь есть, сколько хочешь, а завтра начнешь диету заново». И она съест весь этот торт на нервной почве. Таков результат всех программ по сбрасыванию лишнего веса: несчастные женщины сбрасывают 5 килограмм, а набирают 10.

Объясните мне, что произошло? Обратите внимание, что здесь есть разум, который говорит: «не курить» и «не есть», и есть желание, которое говорит: курить и есть. Кто сильнее в примерах, которые я привел: разум или желание?

Просто замечательно сказал рав Деслер: разум сильнее. Но обратите внимание: есть некто, кто умеет нейтрализовать разум. И перед тем как сказать, кто же это, я хочу задать вопрос. Возьмите самый лучший в мире компьютер, дайте ему 99 процентов данных и задайте вопрос, который сами не можете решить. Он сразу же даст вам ответ. Ответ, который даст вам компьютер на основании 99 процентов данных будет правдивым или ложным?

Компьютер, который получил 99 процентов данных, считает их 100 процентами. И поскольку он считает, что в его распоряжении 100 процентов данных, то он дает правдивый ответ, а я, который дал ему только 99 процентов данных, я – лжец и обманщик. Ведь я знаю, что дал ему 99, а не сто, и поэтому знаю, что его ответ – неправильный. В тот момент, когда я дам недостающие данные, компьютер сразу же выдаст мне новый ответ и, возможно, даже противоположный.

Поэтому, когда я спрашиваю себя, правильный ли я сделал вывод – это не правильный вопрос. Я должен задать себе другой вопрос: те данные, которые я дал – верны? У нашего разума есть та же проблема. Запомните хорошо: Всевышний дал нам разум, который по сути – Б-жественный свет. Но у него есть одно ограничение: он никогда не даст ответ на вопросы, которые я ему не задал. Даже если он знает истину, он не сообщит мне ее, если я не попрошу. Такое ограничение установил ему Творец мира.

Посмотрите, как это прекрасно работает. Я встаю утром и задаю разуму вопрос: «Уважаемый разум, одна сигарета мне навредит?» Что он ответит? – «Нет». Тогда получается, что курить можно. Два часа после того задам тот же вопрос: «Одна сигарета мне навредит?» Что он ответит? Опять: «Нет». То есть, опять дал разрешение курить. И так на протяжении всего дня. «Верно, что ночью будут боли?» «Да». – «Так можно курить дальше?» – «Да». Вы обратили внимание, что он получил один и тот же ответ на все свои вопросы, – разум сказал ему, что курить можно.

Но какой вопрос человек не задал разуму? «Последует ли за первой сигаретой вторая?» – этого он не спросил. А почему? Потому что последует ответ: «Да». И тогда получается, что нельзя было курить и первую сигарету.

Таким образом, мы видим: человек знает, что спрашивать и чего не спрашивать, чтобы получить нужный ему ответ. У него есть чувство нехватки, и есть стремление восполнить недостающее ему, поэтому стиль вопросов всегда будет соответствовать тому, чего ему не хватает. Он не будет задавать другие вопросы, а только лишь те, которые «я» человека хочет, чтобы его разум дал нужный ответ, и человек смог получить то, чего ему не хватает. И поэтому у человека есть проблема – его разум никогда не даст адекватный ответ. Как сказал рав Деслер: «Разум дает ответ в соответствии с желаниями человека». Так что у меня есть проблема, я не могу сказать: я буду полагаться на свой разум.

Я только приведу пример. Когда я учился в ешиве «Коль Тора», то как-то подошел к машгиаху ешивы и попросил совета: «Я не знаю, ехать ли мне домой . Я приведу доводы “за” и “против”, чтобы Вы помогли мне». И  я совершенно искренне задал свой вопрос и изложил все доводы. Я чувствовал, что действительно не знаю, что делать, и пришел за помощью, чтобы решить проблему. Я не забуду урок, который получил тогда. Машгиах сказал мне с улыбкой: «Я знаю, что ты хочешь услышать от меня». Слышите? Я подошел к нему с объективным вопросом – не знаю, что мне делать и прошу помощи, а он отвечает мне, что знает, какой ответ я хочу получить! Я посмотрел на него с удивлением, а он сказал: «Я совсем не пророк. Когда ты задал свой вопрос, то при изложении доводов одной из сторон я услышал особую музыку». Он открыл мне нечто новое – оказывается, существует музыка! Я стараюсь быть объективным, но есть музыка. Таким образом, когда я рассматриваю некий вопрос, то должен вначале спросить себя: равны ли обе стороны в твоих глазах? Если нет, то ты не придешь к правдивому решению, ты придешь к той стороне, к которой у тебя склонность. И по-другому у тебя никак не получится!

Вы обратили внимание, что когда мы говорим с ребенком о том, что нужно учиться, молиться – эти слова вообще не доходят до его разума, потому что его «я», которому недостает совсем других вещей, и его желание говорят разуму иное, и получают полное согласие. Я же могу долго удивляться: «Я так красиво ему объяснил, как он может не понимать?» Поймите, у него есть ограничение – в то же самое время его «я» подало его разуму совершенно другие данные, которые противоположны тому, что вы ему объяснили. И его данные намного лучше принимаются его разумом, чем те, с помощью которых мы хотим на него повлиять. «Сердце человека ведет его», – сказал рав Деслер. И об этом сказано: «Ибо подкуп ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных».

Подготовила Р. Гальчук


http://www.beerot.ru/?p=23190