Врата веры — Знание как основа веры

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1436
знание

Лекция вторая «Тебе показали, чтобы ты знал»

Существование Творца — знание, предшествующее вере

Раскрытие при откровении на горе Синай

Во время откровения на горе Синай Всевышний раскрылся всему народу Израиля, и все без исключения видели это раскрытие собственными глазами. Об этом написано (Дварим, 4:35): «Тебе показали, чтобы ты знал, что Г-сподь — это Б-г, и нет кроме Него».

И это несмотря на то, что Всевышнего легко увидеть в мире — всё творение провозглашает: «Сколь велики дела Твои, Г-сподь!» (Теилим, 104:24). Тем не менее Всевышний говорит: «Я желаю встретиться с вами». «Г-сподь говорил с вами лицом к лицу» (Дварим, 5:4).

Однако тут возникает вопрос. Мы, живущие сегодня, не помним, что «Г-сподь говорил с вами лицом к лицу». Если так, где наше «тебе показали, чтобы ты знал»?

Ответ заключается в том, что здесь нам требуется использовать интуицию.

Есть определённые законы бытия, вещи, о которых все говорят и которые никто не отрицает. Вещи, которые безоговорочно вошли в историю, которые упоминаются снова и снова, и известно, что это истина.

Например, если спросим: «Действительно ли был Наполеон»? Это исторический факт! Был ли человек по имени Джордж Вашингтон? Ведь он жил примерно двести лет назад, занимал должность президента Соединённых Штатов, и огромное количество людей видело его. Это факт!

При откровении на горе Синай присутствовали три миллиона человек. [Тора говорит, что там присутствовало шестьсот тысяч мужчин, пригодных для службы в армии. Если прибавить к этому числу количество женщин, детей и пожилых, получится около 3.000.000.] Это откровение произошло несколько десятков поколений назад, 3300 лет тому назад. С исторической точки зрения, это не столь уж длительное время.

Еврейский народ возник на основе того, что он увидел при этом откровении. На этом основании установлен праздник Песах. До сегодняшнего дня тысячи семей во всём мире празднуют этот праздник, и в ночь Седера рассказывают об исходе из Египта. Это известный факт. А в ночь праздника Шавуот не спят из-за того, что при синайском откровении спали ночью.

Вот ещё одно логическое доказательство. Даже адепты других религий признают, что было синайское откровение. Их доктрина отличается тем, что они верят в дополнительное раскрытие, при котором Творец признал их избранным народом! Нет никаких сомнений, что синайское откровение произошло, это невозможно отрицать. Поэтому им приходится утверждать, что Всевышний «раскрылся» одному из их «пророков» и сказал ему, что Всевышний отказывается от народа Израиля из-за его грехов. И теперь они стали избранным народом.

В действительности могло возникнуть подозрение, что это правда. Но только при условии, что они докажут, что Всевышний избрал их при трёх миллионах свидетелей, а от народа Израиля отказался. Однако никто из них этого не утверждает.

Тора и её дарование на горе Синай – это не верование, а факт. Поэтому, если кто-то спрашивает: «Откуда тебе известно, что есть Б-г?», следует ответить: «Мы с ним встретились на горе Синай!»

— Как он выглядит?

— Я не могу Его описать, так как это была очень возвышенная встреча. Но это не меняет сам факт того, что это есть Б-г, и что мы видели Его.

Слепой может спросить: «Что такое “красный”, это горячее или холодное?» Ему отвечают: «Это цвет

— Я тебе не верю!

Хорошо, пусть не верит. Но мне совершенно точно известно, что «красный» — это цвет.

Три миллиона человек, которые утверждают, что видели Всевышнего, не врут. Сорок лет они питались маном; каждое утро и каждый вечер ман спускался с небес. С этой верой мы шагали сквозь огонь и воду тысячи лет. Еврейский народ чрезвычайно умён, его невозможно обвести вокруг пальца. Неужели евреи жертвовали своей жизнью и жизнями своих детей из-за лжи?

«Благословен Ты, Г-сподь наш» — мы обращаемся ко Всевышнему во втором лице, так как Он здесь («Благословен Я» — это גוף ראשון)! Да, мы не видим Его глазами, не ощущаем Его посредством других чувств. Но если подумаем откровенно, взглянем на реальность, по-настоящему увидим Его. Это очевидные факты, которые практически никто не отрицал примерно до ста лет назад.

Сегодня человечество просто потеряло человеческий облик! Люди живут совершенно распущенно, не хотят создавать семью, и т. д. — у них отсутствуют элементарные составляющие того, что называется «человек». Но если у человека остаётся хоть какая-то необходимость признать истину, признать факты — он видит Всевышнего.

Вера, проистекающая из знания

Однозначно установив факт существования Всевышнего, переходим к следующей стадии — к вере.

Здесь мы основываемся на логическом умозаключении, согласно которому Всевышний не оставил нас в темноте. Он сотворил нас и предельно ясно сообщил, что от нас требуется. Неужели Он создал мир и сказал: «Делайте, что хотите!» Нет, Он дал нам книгу инструкций, как мы должны жить, и как мы можем соединиться с Ним.

То, о чём мы говорили до сих пор, касается всего человечества. Всевышний — это не только для евреев. «От восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов» (Малахи, 1:11). На каждом долларе написано «Мы верим в Б-га» — все знают, что есть Всевышний.

Вопрос вот какой: в чём уникальность евреев? Мы соединяемся со Всевышним не только с помощью знания, не только как творение с Творцом. Между нами и Творцом — любовь. Между нами как будто заключён брак, — «Ты избрал нас из всех народов, возлюбил нас и возжелал нас».

Чем выделяется еврейский народ? До сих пор есть евреи, которые не соблюдают Шаббат, не соблюдают кашрут, даже не постятся в Йом Кипур, однако если они услышат, что их дочь собирается выйти замуж за нееврея, — они на месте упадут в обморок! Почему? Что в этом плохого [в рамках их мировоззрения]? Давайте посмотрим на это трезво! Нет, её родители не умеют смотреть на это трезво.

Разве еврейский народ самый лучший, самый честный? Что в них особенного?

Объясним это на примере.

Один очень богатый человек, бизнесмен, заказывает билет на самолёт в Израиль. Он летит первым классом со своей женой. Можно задать ему такой вопрос: «То, что ты летишь первым классом — понятно. Ты богач, твой бизнес охватывает весь мир, — тебе подобает лететь первым классом. Но с какой стати твоя жена летит первым классом? В ней есть что-то особенное? Она — “бизнесменка”? Она самая умная женщина в мире? Нет? Что же в ней особенного?»

Богач отвечает: «Она просто моя жена — вот и всё!»

Так же и еврейский народ. Мы не самые лучшие в мире. Но нас связывает со Всевышним любовь. Перед свадьбой мужчина семикратно проверяет и испытывает свою суженную — подходит ли она ему. Но после свадьбы, после того, как они уже связаны брачными узами, он её уже не проверяет. Она — его, он принимает её такой, какая есть.

Когда женятся, заключают союз, в котором муж и жена принимают на себя обязательства в отношении друг друга. Так и Всевышний обещал нам, что Он будет нас любить независимо от нашего состояния. Почему Всевышний так сделал? Хороший вопрос… Но наша связь со Всевышним — это связь любви. Мы любим Его, а Он — нас. Когда нам плохо — Ему плохо, и наоборот.

В этом смысл скорби в день 9 Ава. Лично нам всего хватает. Но мы связаны со Всевышним, а Его сыны разбросаны по всему свету. Есть миллионы евреев, которые вообще не знают, что есть Всевышний. Мы чувствуем Его боль!..

Еврейство — это как брак. Если жена мужу или муж жене готовит чашку кофе — говорят: «Спасибо большое, дорогой». Когда получаем чашку кофе от Всевышнего, говорим: «Благословен Ты, Г-сподь наш…». Когда встают после операции, в первую очередь говорят хирургу: «Спасибо вам, доктор, вы спасли мне жизнь!» Когда встают утром, говорят: «Благодарю Тебя, Царь живой и сущий…»

В этом разница между евреями и неевреями: неевреи знают, что есть Творец, такова человеческая природа [так диктует здравый смысл]. Но еврейский народ связан с Ним узами любви!

Почему Всевышний избрал нас? Когда Он хотел даровать Тору, Он обратился ко всем народам, но только народ Израиля захотел принять её.

Самое главное в любви — это чтобы она была взаимной. Муж ожидает от жены, что он будет желанен ей, и наоборот. Это самое главное.

Первым человеком, который искал Творца, был праотец Авраам. Всем было абсолютно безразлично, только Авраам искал Творца. Всевышний сказал ему: «Раз Я нужен тебе, то ты нужен Мне!»

«Выполним и узнаем» — сыны Израиля уповали на Всевышнего, когда выходили в пустыню. Завет, который мы заключили, — это завет крови. Когда завет таков, невозможно развестись. Первое, что Всевышний сообщил фараону, это: «Первенец мой — Израиль» (Шмот, 4:22).

Всевышний как реальность

Автор «Мешех Хохма» в начале комментария к книге Берешит приводит важный принцип: «Так же, как Всевышний может действовать вне ограничений, Он может действовать и в рамках ограничений».

[Приведем полный текст этого комментария.

«В начале создал Б-г». Таргум Йонатан (перевод Торы на арамейский язык) перевёл это как «Создал мир мудростью». И так говорит Талмуд (Санедрин, 38а): «Таково качество Всевышнего, что Он создал всё мироздание мудростью».

Это следует объяснить, опираясь на слова книги «Аводат а-Кодеш» (раздел «Йихуд», гл. 8): «Ранние комментаторы пишут так: “Бесконечный — это совершенство без изъяна. А тот, кто утверждает, что у Него есть возможность действовать безгранично, но нет возможности действовать в рамках ограничений, убавляет от Его совершенства”».

Я же добавлю следующее. Очевидно, что создание ограниченного творения бесконечным Творцом также является действием вне ограничений. Ведь у Бесконечного есть возможность создать бесконечное количество ограничений. Но Он выбирает создать это творение в рамках ограничений. Таким образом объясняется основа мудрости: мысль и решение создать из бесконечности ограниченную реальность также характерно для безграничного. И сделать это можно было бесконечным количеством способов.]

Это — важнейший принцип, который многие, в том числе философы, упустили. Это — один из принципов веры, и его знание объясняет многие вещи и является ответом на многие вопросы.

Все мы и всё творение пребывает в определённых рамках. Все мы конечны, и понимание наше ограничено узкими рамками. Более того, всё наше существование построено на ограничениях и рамках.

«Вначале создал Элоким». Слово «Элоким» (אלקים) — это Имя проявления качества суда. Вся наша сущность заключается в том, что мы ограничены рамками. Вещи, не обладающей рамками, просто не существует. Это глубокая идея, не будем сейчас ею заниматься.

Для нас рамки — это достоинства. Если человек может определить себя хорошими рамками — это считается преимуществом. Если у него хорошая голова, хорошее зрение, хороший слух — всё это считается достоинством. Если же о человеке хотят сказать, что он ущербен, говорят, что у него нет глаз, или нет ума. Для нас отсутствие глаз, или отсутствие ума — это огромный недостаток. С другой стороны, Всевышний выше всякого понимания и выше всяких рамок и ограничений. Все Его качества бесконечны.

Поэтому, когда речь заходит о Всевышнем, мы используем совершенно другой словарь. У Всевышнего нет глаз и ушей, Он не использует разум. Во всем, что для человека считается достоинством, у Всевышнего нет никакой необходимости.

И тем не менее мы должны знать, что все достоинства, которые есть у нас, тем более есть у Всевышнего. «Неужели не слышит создавший ухо, или не видит сотворивший глаз?» (Теилим? 94:9) Мы должны приписать Всевышнему все возможные достоинства, — иначе мы просто не сможем описать Его.

Однажды я сказал пятилетним детям, что у Всевышнего нет глаз, и т. д. Один из детей вскочил и сказал: «Да, да, у Него ничего нет!» Нет, это неверно. Не то, что у Него ничего нет. У Него есть всё. Просто Ему не нужны глаза, чтобы видеть, не нужны уши, чтобы слышать.

Мы сейчас не говорим о том, что у Всевышнего нет тела — это ясно. Для нас Всевышний — это вполне определённая, вполне близкая и ощутимая личность. Всевышний — это не идея, не философия и не какая-то интересная мысль. Он — ощутимая личность. Он сейчас слышит нас, присутствует рядом с нами, видит нас, занимается нами, любит нас.

Очень многие ошибаются в этом определении. Когда Его так определяют, возникает впечатление, что тем самым приуменьшают Его, не дай Б-г. В действительности же у Него есть всё. Ему нужно приписывать все достоинства, большие и малые. Многие ошибались в этом вопросе, и в этом заключается важность того, что привёл автор «Мешех Хохма»: утверждение, что из-за Своего величия Всевышний не ведает о малозначимых вещах — это самое настоящее вероотступничество, [так как это противоречит бесконечности Творца]!

Мы должны приписать Всевышнему все достоинства, которые с нашей точки зрения являются достоинствами, — и в добавок к этому те достоинства, которые мы даже не можем себе представить.

Жить существованием Творца

В книге «Месилат Йешарим» (гл. 19) приводится, что когда мы молимся Всевышнему, необходимо знать, что Он с нами, и что Он слышит нас, как два человека слышат друг друга.

Знание того, что Всевышний создал нас, что Он слышит нас и любит нас, должно быть очевидным, ясным и ощутимым — как знание, что наши родители любят нас, и что мы любим своих детей. Таким образом Всевышний превращается во вполне определённую, близкую нам личность. При этом Его качества таковы, что все его достоинства неограниченны и бесконечны. Еврею, который не живёт этим, не хватает еврейства.

Евреи всегда «партнёры» Всевышнего. Например, «каждый, кто молится и произносит отрывок «И закончились» («ויכלו» — отрывок, который произносят в конце вечерней молитвы при заходе субботы) — как будто стал партнёром Всевышнего в создании мира» (Шаббат, 119б). Мы относимся к Нему как к «Отцу нашему и Царю нашему». Понятие «царь» нам тяжело представить себе, так как мы с царями никогда не сталкивались. Но понятие «отец» понятно каждому. Каждому известно, что такое «отец».

«Отец» — это тот, кто есть, когда меня нет. Когда я сплю, он бодрствует, когда я грежу, он думает обо мне. У нас есть Друг, который использует свои могучие силы для добра. Мы должны воспринять Его отчетливо, как если бы Он состоял из плоти и крови; Он обладает качествами доброты, силы, интересуется нами и беспокоится о нас. Это личность, которая обладает всеми этими качествами. Если у нас отсутствует такое восприятие, мы произносим молитву «Шмоне Эсре» без всякого понимания!

В действительности у нас нет никакой возможности постичь Всевышнего. Мы никогда не думаем, что такое Всевышний. Мы можем только сказать, что Он существует, и определить, каким образом Он взаимодействует с нами. «У меня есть богатый дядя, который правит всем, что происходит в мире. У него есть бесконечное количество денег для меня. Кто это? Всевышний!»

Человек, который произносит молитву «Шмоне Эсре», обращается к сокровенной скрытой сущности Всевышнего, не обладая возможностью понять её. У Всевышнего нет никаких ограничений, Он всесилен. При этом Он слышит нас, любит нас и действует неограниченно. Он близок к нам величием Своей доброты.

Так же, как у людей есть понятие «близкого человека», так и у Всевышнего есть это достоинство. Он хочет, чтобы мы относились к Нему как к близкому человеку.

По отношению к нам Всевышний как близкий друг. Вся Тора наполнена этим принципом. У нас нет другого такого друга. Если отец дал мне дом, то Всевышний дал мне жену. «Дом и богатство — наследие отцов, а от Г-спода — разумная жена» (Мишлей, 19:14). Он дал мне отца, жизнь, здоровье — великие дары. Здоровье — это дар, зрение — это дар. Эти дары — от Всевышнего. Его интерес в наших делах — это поистине волнующая вещь.

Когда человек задумается об этом, у него может просто закружиться голова! Никогда мы не думали, что у нас есть такой друг, который даёт нам такие подарки. Его доброта и щедрость к нам, Его любовь — это настоящая «атомная бомба»! Это очень, очень ощутимая личность. Кто это? Всевышний! Мы не можем постигнуть Его, так как Он выше всякого постижения и всяких рамок. Он всесилен. Тем не менее мы можем увидеть Его отношение к нам!

Очень многие понимают это неправильно. Они считают, что наши отношения со Всевышним — это некая философская концепция, ведь Всевышний не поддаётся нашим определениям. В действительности это грубая ошибка! Человек должен привыкнуть жить со Всевышним.

Рав Ури Зоар (в прошлом – самая большая звезда израильского кино и телевидения) рассказывает, что, когда он сделал тшуву и решил оставить своих старых приятелей, они попросили его рассказать им последнюю шутку. Он сказал им так:

«Два религиозных юноши ехали на мотоцикле. За ними увязался полицейский, думая, что ему удастся поймать их хоть на каком-нибудь нарушении правил дорожного движения. Но сколько он за ними не ехал, они ничего не нарушали. В конце концов полицейский останавливает их и говорит:

— Скажите, как вам удалось столько времени не нарушить ни одного правила?

— Очень просто. Всевышний с нами!

— Наконец-то я вас поймал, — говорит полицейский, — нельзя садиться на мотоцикл втроём!»

Так должен жить еврей! Мудрецы говорят (Сота, 17а): «Если муж и жена удостоились этого — между ними Шехина».

Благодаря своим неограниченным возможностям, Всевышний мог бы установить с нами отношения любым способом. Он выбрал построить эти отношения так же, как их строят между собой люди. Он как бы «опустился» до нас, как сказано (Теилим, 113:6): «Склоняющийся, чтобы видеть, — в небесах и на земле». Но мы, со своей стороны, не должны забывать, что, в конце концов, это — Всевышний. И поэтому «Друга твоего и друга отца твоего не покидай» (Мишлей, 27:10)!

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=51115