Агадот — Мощь города Бейтар в количестве и в качестве

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1896
Бейтар

Правила понимания высказываний мудрецов: Мощь города Бейтар

1. В городе Бейтар было четыреста синагог

[В первой главе этого  урока мы уже упоминали, что при объяснении слов мудрецов, Маараль часто понимает названные ими цифры как символы, а не как буквальное описание фактов.]

В отношении цифр, которые называют наши мудрецы, Маараль дает дополнительные объяснения. В трактате Гитин (58а) написано «”Глаз мой терзает душу мою, видя судьбу всех дочерей города моего” (Эйха, 3:51). В городе Бейтар было четыреста синагог, в каждой из них было четыреста учителей, и перед каждым сидело четыреста детей, изучающих Тору. Когда враги одолели их, и зашли туда, они обернули их в свитки [по которым те учили Тору,] и подожгли их».

Получается, что в Бейтаре было огромное число детей, изучающих Тору. Если понимать слова мудрецов буквально, получается, что там было шестьдесят четыре миллиона мальчиков! С нашей точки зрения, это число звучит в высшей степени завышенным.

Талмуд (там, 57б) также утверждает, что римский император Веспасиан убил в городе Бейтар четыреста рибо (четыре миллиона) жителей. Это поистине огромное количество людей! Следует отметить, что в отношении Бейтара, мудрецы везде использовали число четыреста. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отношении Бейтара, мудрецы использовали слово כרך, которое означает «укрепленный город», а в отношении Царской Горы, это слово не упоминается ни разу (там используется слово עיר, которое на языке Талмуда означает «селение», «деревня»). Почему же Бейтар назвали словами «укрепленный город»?

Маараль пишет («Нецах Исраэль», гл. 7): «Бейтар везде упоминается в словосочетании “укрепленный город Бейтар”, так как он был чрезвычайно мощным поселением, он был оплотом и крепостью народа Израиля. Поэтому Талмуд (Гитин, 57а), интерпретируя стих (Эйха, 2:3) “сразил Он в пылу гнева всю мощь Израиля”, пишет, что речь идет о Бейтаре. Дело в том, что в значении “мощь” там используется слово קֶרֶן, которое также имеет значение “рог”. Рог символизирует силу и мощь. Бейтар был количественно и качественно сильным городом. Он был оплотом физической и духовной мощи народа Израиля. Поэтому сказано, что в Бейтаре было убито четыреста рибо (четыре миллиона) человек — так как число четыреста символизирует пространство, которое распространяется в четыре стороны света. Этот город занимал значительную территорию, и из-за его значительности, ему подходит наибольшее произведение числа четыре… И люди, которые там живут, тоже оцениваются числом четыре.

Однако, мудрецы не подразумевали, что в Бейтаре фактически проживало названное выше количество людей (четыре миллиона) и названое выше количество мальчиков, изучающих Тору (шестьдесят четыре миллиона). Мы уже много раз говорили тебе, что везде, где мудрецы упоминают большое число, они желают сказать, что по своей сущности эти вещи подходили для той ступени, которая названа. Талмуд упоминает, что в Бейтаре было четыреста синагог. Разве имеет значение, что из-за какой-то побочной причины этот потенциал не был реализован на практике?»

Качества этого места были таковы, что ему подходило вмещать столь огромное население. И даже если были сдерживающие факторы, которые не дали этому числу реализоваться на практике, это не умаляет его достоинства. В любом случае, там жило очень большое количество жителей.

2. На головах убитых Бейтара было обнаружено сорок мер тефилин

Мудрецы также сказали о разрушении города Бейтар (Гитин, 57б): «Сказал Раба бар Бар-Хана от имени Раби Йеуды: “на головах убитых Бейтара было обнаружено сорок мер (сеа) тефилин”». [Сеа — по разным мнениям от 7 до 14 литров. Сорок сеа — от 280 до 560 литров.] Почему Талмуду было необходимо поведать нам о тефилинах, обнаруженных на головах убитых? И почему это упоминается именно в связи с убитыми жителями Бейтара, но не упоминается в отношении жертв из других городов?

Ответ заключается в том, что Бейтар отличался необыкновенной мощью, и в особенности мощью духовной. Поэтому, упоминая Бейтар, Талмуд всегда использует словосочетание «укрепленный город Бейтар». Слова «укрепленный город» (כרך) подчеркивает громадность и мощь этого поселения.

Талмуд (Гитин, 57а) также говорит о Бейтаре, что «там была традиция, по которой, каждый раз, когда рождался ребенок, сажали кедр». Кедр — это крепкое и мощное дерево. Оно символизировало силу жителей Бейтара.

Почему же при рождении ребенка надо было сажать дерево? Маараль пишет: «Конечно же, из-за того, что человек зовется “полевым деревом”, как сказано (Дварим, 20:19): ”ибо дерево полевое — это человек”. Но человек — это перевернутое дерево. Так как корни дерева находятся внизу, и врастают в землю, а у человека корни наверху, так как его корень — это его душа, исток которой находится наверху, в Небесах. Его руки — это ветки дерева… а его туловище — это ствол… И из этого становится понятен смысл того, что в Бейтаре сажали дерево — это делалось для того, чтобы показать, что энергия и сила человека — это его прилепление ко Всевышнему… И в этом заключается смысл молитвы — «прирасти» к Творцу. Поэтому место тефилин — напротив мозга, который является источником жизненной силы организма». Мозг рассматривается как источник жизни, так как в нем ярче всего проявляется присутствие души в материальном теле. И поэтому мы произносим (в молитве перед накладыванием тефилин) «и на голову, что соответствует мозгу, — так как душа в мозгу». «И параллельно сердцу, так как оно тоже является источником жизненной силы» («Нецах Исраэль», гл. 7).

«И когда пришло наказание — они были разрушены. Поэтому на головах убитых Бейтара были именно тефилин — так как тефилин подходили именно для жителей Бейтара, по их достоинствам и высокому духовному уровню; так как тефилин соответствуют мозгу». Жители Бейтара были привязаны к Всевышнему. Поэтому, когда они согрешили и опустились на более низкий уровень и были наказаны полным разрушением, эта катастрофа коснулась тефилин, которые выражают их прилепленность к Творцу. По этой причине именно повествуя о жертвах разрушения Бейтара, мудрецы подчеркнули, что были найдены их тефилин.

3. Сорок сэа — размер микве; тефилин — прилепленность ко Всевышнему, источнику жизни

Маараль продолжает: «А то, что написано: ”сорок сэа тефилин” — это глубокая идея». Здесь Маараль тоже объясняет смысл, содержащийся в данном числе. Дело в том, что везде, где мудрецы называют числа, [не связанные с практическим выполнением закона Торы], они не ставят себе цели быть историками, которые стремятся донести до читателей исторические факты. Они высказывают глубокую духовную причину, которая повлекла за собой имевшие место события.

«Известно, что сорок сэа — это размер микве, в котором можно очиститься от скверны. А любое микве — это живая вода». Микве наполняют водой из естественного источника, например, дождевой водой, которая не была налита в сосуд, и которую не перекачивали посредством человеческих усилий. Поэтому воды микве называют «живыми водами» — они попадают в водоем в первозданном виде, не претерпев изменений от руки человека. «А тефилин — это получение излияния жизненной силы для человека». Тефилин соединяют человека со Всевышним и подчиняют его воле Творца, так как в этом заключается смысл текста вложенных в тефилин глав Торы. Человеку, который прилепляется к Нему с помощью тефилин, Всевышний посылает излияние духовной жизни. «И из этого ты сможешь понять то, что сказали мудрецы (Менахот, 44а): ”каждый, кто накладывает тефилин, продлевает свои дни”. Дело в том, что посредством тефилин, его душа прилепляется к Творцу — а это и есть сама жизнь!» Всевышний — эти источник жизни, поэтому тот, кто прилепляется к Нему посредством тефилин, удостаивается излияния жизни из источника жизни. И поэтому мудрецы сказали, что от жертв бейтарской бойни осталось сорок сэа тефилин.

4. На одном камне обнаружили четыре кава или девять кавов мозга

Мудрецы также сказали нам о трагическом разрушении Первого Храма (Гитин, 58а): «Раби Йосе сказал: ”на одном камне обнаружили четыре кава мозга”. Ула сказал: ”девять кавов”.» [Кав — это единица объема, по разным мнениям равная от 1.2 до 2.4 литров. Четыре кава — от 4.8 до 9.6 литров, девять кавов — от 10.8 до 21.6 литров.] В действительности, это не такое уж большое число. Что же мудрецы хотели сообщить нам, когда назвали его? И почему в отношении тефилин названо число сорок, а в отношении мозга — число четыре? Маараль объясняет: «Это связано с тем, что человеческий мозг — это материальная вещь, а все материальное ограниченно в большей степени, чем духовное. Поэтому, в связи с материальной частью человека, мозгом, сказано ”четыре кава”. С другой стороны, тефилин, которые обладают святостью, и эта святость придает им особое достоинство, более отдалены от материального, [чем мозг]. Поэтому в отношении тефилин сказано ”сорок сэа”, что ограничено в меньшей степени.

Для того, кто считает, что было обнаружено девять кавов мозга, мозг — это яркое выражение мудрости. И к мозгу, содержащему мудрость, относится число девять, как известно понимающим» («Нецах Исраэль», гл. 7). Маараль подразумевает, что существует десять сфирот, посредством которых Всевышний управляет миром. Высшая сфира — это кетер (корона), а низшая — это малхут (царство). Эта низшая сфира устанавливает власть Царства Небес на земле. Вторая сфира, следующая после кетер, — это хохма (мудрость). Таким образом, если считать от атрибута малхут вверх, девятый атрибут — это хохма (мудрость). Поэтому, когда мудрецы сказали, что был обнаружен мозг, они назвали его количество как «девять кавов».

Из слов Маараля мы должны уяснить для себя, что, описывая процесс разрушения еврейского поселения в Земле Израиля, мудрецы не записывали исторические факты. Их цель состояла в том, чтобы передать глубинный духовный смысл этих событий.

Подготовил — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=40786