Понимание мидрашей

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2167

Мидраш «Ваикра Раба» (Бехукотай, 37:2) пишет следующее:

«Другое толкование: “…если кто-либо по обету посвящает…”, – это то, что написано (Ийов, 34:11): “Ибо по делам человека платит Он ему и по пути мужа ему воздает”. У одного человека было два сына. Один из них совершал добрые дела, а другой – не совершал вообще. Тот, который совершал добрые дела, продал свой дом и все, что у него было, и потратил деньги на добрые дела.

Однажды в день Ошана Раба дала ему его жена десять монет послин и сказала: сходи, купи своим детям что-нибудь на рынке. Когда он вышел на улицу, его встретили собирающие цдаку для бедняков и сказали: вот пришел господин добрых дел!

Сказали ему: дай свою долю в заповеди – мы собираем деньги на свадьбу одной сироты. Он достал эти десять послин и дал им, и постыдился идти домой. Пошел он в синагогу, увидел там этроги, которые дети портили в день Ошана Раба. И учили в мишне: у детей забирают лулавы и едят их этроги. Забрал у них, наполнил мешок и отплыл в Средиземное море, пока не добрался до страны царя. Когда он добрался туда, оказалось, что у царя болит кишечник. Сказали ему во сне: твое лечение – поесть этрогов, с которыми евреи молились в день Ошана Раба, и вылечишься.

Искали их во всех княжествах и во всех странах, но не нашли. Пошли и нашли этого человека, сидящего на мешке.

Сказали ему: у тебя что-то есть?

Сказал им: я – нищий, и у меня нет ничего на продажу. Искали в мешке и нашли эти этроги.

И сказали ему: это что такое?

Сказал им: это такие, с которыми евреи молятся в день Ошана Раба. Взяли мешок и принесли царю. Царь поел эти этроги и вылечился. Опорожнили мешок и наполнили его динарами.

Сказал ему царь: попроси еще об одной просьбе, и я ее выполню.

Сказал ему: я прошу, чтобы вернулось ко мне мое имущество (а я верну за это деньги), и чтобы вышел весь народ мне навстречу. Сделали ему так. Когда добрался до этой страны, провозглашали перед ним, и вышел весь народ навстречу ему. Вышли его брат и сыновья брата ему навстречу. И смыла их река.

Пришел в свой дом и унаследовал имущество своего брата, тем самым исполнив сказанное (Ийов, 34:11): “Ибо по делам человека платит Он ему”».

Возникает несколько тяжелых вопросов.

Кто разрешил ему отдать все свое имущество на цдаку? Ведь известно правило, согласно которому нельзя тратить на это более одной пятой части своего имущества. Тем более, как можно было продать свой дом? Почему его семья должна страдать от отсутствия жилья и денег? Когда у него осталось лишь несколько монет, и его жена попросила купить что-то детям на йом тов, что является заповедью Торы – радовать вйом тов свою жену и детей посредством вещей, которые радуют их – разве было ему разрешено отдать эти деньги сборщикам цдаки? Что это за история с этрогами в Ошана раба? (Часть этого мидраша приводит Раши на гемару.) Что означает «унаследовал имущество своего брата»?

Второй мидраш из малого трактата Софрим (1:1): «”Человек, величайший из великанов” (Йеошуа, 14:15). Величайший – наш праотец Авраам был выше великанов. Из великанов – это наш праотец Авраам, рост которого соответствовал росту семидесяти четырех людей, а ел и пил он тоже за семьдесят четыре человека».

Разумеется, этот мидраш затруднительно понять буквально.

Еще один мидраш из Вавилонского Талмуда (Бава Мециа, 83б): «Раби Элазар сын раби Шимона встретил одного чиновника, который ловил воров. Сказал ему: как у тебя получается их ловить, разве они не уподоблены зверям? Как написано: “Ты простираешь тьму – и наступает ночь, бродят тогда все звери лесные” (Теилим, 104:20). А есть, которые говорят, что раби Элазар сказал об этом стихе: “Сидит в засаде, в потайном месте, как лев в чаще своей…” (Теилим, 10:9). Может быть, ты поймал невиновных, а виновных оставил? Сказал ему: а что я сделаю? Это приказ царя! Сказал: давай я научу тебя, как поступать. Зайди в четвертом часу в лавку. Как увидишь человека, который пьет вино, держит стакан в руке и дремлет – спроси о нем. Если он молодой мудрец Торы и дремлет, значит, он рано встал, чтобы учиться. Если он наемный работник, значит, он рано начал работать… Если же нет – он вор, хватай его. Об этой вещи услышали в доме царя. Сказали: пусть зачитавший письмо сам станет исполнителем (т. е. давший хороший совет – пусть его исполнит)! Привели раби Элазара сына раби Шимона, и он стал ловить воров.

Послал ему раби Йеошуа бен Карха: ”Уксус, сын вина! До каких пор ты будешь выдавать народ нашего Б-га на смерть?” Послал ему (в ответ): ”Я лишь удаляю колючки из виноградника“. Послал ему (р. Йеошуа): ”Пусть придет Хозяин виноградника и удалит колючки”.

Однажды встретил его один человек, который занимался стиркой, и назвал его “уксус, сын вина”. Сказал (р. Элазар): раз он такой наглый – значит, он злодей. Сказал им: хватайте его. Его схватили. После того, как успокоился, пошел за ним, чтобы выкупить его, но не смог. Сказал о нем: “Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою” (Мишлей, 21:23). Того человека повесили. Встал (р. Элазар) под виселицей и заплакал. Сказали ему: раби, пусть не будет это плохим в твоих глазах, потому что он и его сын вступили в интимную связь с обрученной (замужней) в Йом а-Кипурим. Положил руку на свои внутренности [иносказательно], сказал: «Радуйтесь, внутренности мои, радуйтесь! Если те, в ком вы сомневаетесь, таковы, то те, в ком вы уверены – тем более! Уверен я в вас, что черви и личинки над вами не властны…».

Непонятно, как он мог выдавать на смерть воров, которым по закону Торы не полагается смертная казнь?! Почему он радовался, когда выяснилось, что казненный и его сын вступали в запретную связь с обрученной девушкой в Йом а-Кипурим? Он не был осужден Санедрином, он не подлежит смерти, а тот, кто его убил, является убийцей! Автор труда «Эйн Мишпат», говоря о словах раби Йеошуа бен Кархи «пусть придет Хозяин виноградника», указывает, что тот, кто передает неевреям даже имущество евреев, не имеет удела в Будущем мире. Если так, то почему раби Элазар бар раби Шимон занялся таким запрещенным делом?!

Думается, что ответ на все эти вопросы мы получили от наших учителей: мидраш нужно понимать не буквально.

Источник этого – в словах Рамбама в комментарии к Мишне, приведенных в предисловии к главе Хелек (трактат Санедрин). Там он пишет, что большинство учат мидраши в соответствии с их простым пониманием. В результате одна часть людей верит в то, во что верить не следует. Другие тоже учат мидраши в соответствии с простым пониманием, и, как результат, смеются над нашими мудрецами. Лишь очень немногие, практически единицы, понимают, что всякое высказывание наших мудрецов, которое кажется удивительным, является притчей, либо загадкой!

Поэтому слова наших мудрецов о том, что в будущем на земле Израиля будут расти булочки, не следует понимать буквально: речь идет лишь о том, что прокормиться станет легко.

Приведенный выше мидраш к недельной главе Бехукотай разъясняет автор книги «Имрей Эмет» (адмор из Гур рав Авраам-Мордехай Алтер) и говорит, что два брата – это Яаков и Эсав, а Ошана Раба – это намек на царя Давида…

Упомянутая барайта из трактата «Авот де-раби Натан» (о том, что Авраам был ростом, как 74 человека и ел за 74 людей) объясняется в соответствии с тем, что сказал Виленский Гаон. Он писал, что постижение Всевышнего описывается, как еда: «И видели Б-га, и ели, и пили» (Шмот, 24:11). На гору Синай взошли Моше, Аарон, Надав, Авиу и 70 старейшин Израиля (всего – 74). Таким образом, постижение Г-спода нашим праотцем Авраамом было подобно постижению этих 74 человек вместе взятых! То же самое можно сказать о росте – духовном уровне.

Возможно, гемара в трактате Бава Мециа имеет в виду, что раби Элазар бар раби Шимон сообщал Святому, благословен Он, Который называется царем, обо всех ворах (то есть о тех, кто показывают себя праведниками, а на самом деле являются злодеями)… Это отчасти объясняет заданные выше вопросы (хотя, безусловно, вопросы на этом не заканчиваются), поскольку речь идет о суде Небес.

К этому можно добавить, упомянув гемару в трактате Шаббат. После того, как раби Шимон бар Йохай и его сын раби Элазар бар раби Шимон вышли из пещеры, они чуть не сожгли весь мир за то, что люди оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью земной. И тогда голос с Небес приказал им вернуться в пещеру, а через год раби Шимон бар Йохай восстановил то, что сжег раби Элазар бар раби Шимон. Если так, можно сказать, что после долгих лет работы раби Элазар бар раби Шимон согласился сохранить этот мир, но лишь на условии, что в нем не будет воров (т.е. лицемеров), как было сказано выше.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=26879